Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
27 июля 2020
782

Разница в оценках опасностей и угроз в МО и ВПО

Сообщения из Рима полностью шли через мой отдел: я должен был их редактировать для предоставления Гитлеру[1]

В. Шеленберг, начальник СД

 

Напомню, что Италия крайне негативно относилась к аншлюсу Австрии и даже передислоцировала несколько своих дивизий к границе с Германией, но вот, знал ли об этом Гитлер, если его не предупреждал В. Шеленберг, – остается загадкой. Как остаются загадками и другие донесения руководителей разведок своим политическим руководителям.

Здесь и далее я постоянно буду обращаться к теме субъективности политических, идеологических и военных оценок, которая играет очень важную роль в процессе принятия политических решений не только в мире, но и в России. Оценка того или иного сценария развития МО и его варианта от сценария и варианта развития ВПО нередко порой очень сильно отличаться даже в рамках одной правящей элиты[2]. Причем как с содержательной, так и политической точки зрения.

С точки зрения содержательной, международной и военно-политической, нередко получается так, что политическая и экономические опасности и угрозы представляю из себя больше по своему значению проблемы, чем «чисто» военные опасности и угрозы. И последствия их, конечно, более значительны. Так, например, в начале 1943 года гитлеровское руководство стояло перед выбором стратегии кампании лета 1943 года. По признанию Манштейна, Гитлер хотел добиться в 1943 году «ничьей» с СССР, не рассчитывая уже на победу, но желая сохранить рейх, т.е. политическая цель была достаточно понятной – добиться успеха в кампании 1943 года с Красной Армией в условиях её превосходства над армией Германии, что позволило бы заключить мир на «нейтральных условиях».

Но с военно-политической и стратегической точек зрения этого можно было добиться, – вспоминает Манштейн, – двумя способами: первый, которого придерживались гитлеровские военачальники практически единогласно, заключался в стратегическом отступлении и изматывании Красной Армии, а затем нанести ответный удар. Либо нанести упреждающий удар под Курском. Оценки были самые разные, но победила вторая точка зрения, Гитлера, в том числе и потому, что он катастрофически боялся всегда отступления и требовал обороняться даже в невыгодных условиях[3].

Таким образом был выбран вариант наступательного поведения гитлеровской армии, получивший название «Цитадель», и соответствующего развития варианта ВПО летом 1943 года, который перерос в сценарий крупномасштабного отступления и окончательной потери инициативы Германией. Оценка ВПО и выбор варианта поведения Гитлером весной 1943 года, по мнению многих, привел к самому неудачному развитию сценария ВПО на Восточном фронте. Примечательно, что на выбор того или иного варианта развития ВПО играла возможность высадки десанта союзников и открытия второго фронта (чего так и не произошло еще целый год). Таким образом политическая элита и руководство страны могут и имеют нередко разные, даже полярные, оценки на состояние МО и ВПО, от которых зависит выбор того или иного варианта или даже  сценария развития событий.

Не случайно то, что подобные оценки опасностей и угроз, как правило, стараются зафиксировать в политических или нормативных документах. Так, оценки опасностей и угроз в России зафиксированы в Стратегии национальной безопасности, Военной доктрине и последнем (2 июня 2020 года) варианте «Об Основах политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания»[4]. В Указе президента РФ прямо говорится (Ст.12):

«12. Основными военными опасностями, которые в зависимости от изменения военно-политической и стратегической обстановки могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации (угрозы агрессии) и для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, являются:

а) наращивание потенциальным противником на сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия;

б) развертывание государствами, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии;

в) создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем;

г) наличие у государств ядерного оружия и (или) других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих видов оружия;

д) неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления;

е) размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки».

Эта фиксация оценки свидетельствует и об оценке правящей российской элитой состояния МО и ВПО в мире на июнь 2020 года. Она, кроме того, предназначена для того (или даже прежде всего), чтобы у противной стороны не было сомнений и противоречивых толкований относительно использования Россией ЯО.

Несколько иная ситуация возникает, когда в основе оценок правящей элитой состояния МО и страны находятся политические и идеологические основания. С точки зрения политико-идеологической, надо ясно представлять себе, что в результате революции в России 90-х годов сложилось два лагеря в правящей элите (которые во многом аналогичны лагерям и в других развитых странах, например, в США), – сторонников глобализации и универсализации, демократизации и других процессов, характерных для глобального общества, и сторонников сохранение национальной идентичности, системы ценностей и национальных интересов.

Эти два лагеря обеспечивают «площадки» для классически и неоклассических политических и идеологических течений и партий.

Тем более, когда в стране, как в России, происходят радикальные социальные изменения. Такие оценки, как известно, – следствие не только реализации национальных или государственных интересов (потребностей), но и социально-классовых, групповых, личных. Кроме того, радикальные изменения, происходящие в последние годы в мире, ведут к ломке всей системы международных отношений и, как следствие, самым радикальным переменам в международной и военно-политической обстановки , а также нередко и стратегической обстановки, причем как глобальной, так и особенно региональной стратегической обстановки[5]. Достаточно посмотреть на государства, расположенные по огромной дуге от Алжира до Афганистана.

Представления и оценки отличаются настолько радикально, что современное общество раскололось на тех, кто в настоящее время считает войну нормой существования цивилизации, тех, кто (как, например, я) даже полагает, что война фактически уже идёт[6],  тех, кто считает её в будущем неизбежной[7] и тех, кто по-прежнему оптимистично уповает на победу «здравого смысла» и тяги к международному сотрудничестве, представляющему «самостоятельную ценность».

Примечательно, что те немногие в России, кто полагает, что стратегическая  ситуация в мире и в отдельных региона развивается «нормально», как и в предыдущие десятилетия,- тоже есть, но с каждым годом их остаётся всё меньше и меньше не только в России, но и на Западе. Буквально за последние 3–4 года отношение к оценке СО и ВПО в мире и в России изменилось радикально – от умеренно-оптимистического к резко пессимистическому. Эти субъективные ощущения отдельных представителей правящих элит чрезвычайно важны прежде всего потому, что они формируют готовность (или её отсутствие) у элиты и общества к мобилизации и борьбе, либо к капитуляции.

Естественно, что эти изменения в СО немедленно отражаются на планах военного строительства. Более того, в силу специфики создания ВВСТ, длительной фазы НИОКР и испытаний, реакция на негативные изменения в СО может быть преувеличенной, Так, отказ США от Договора по РСМД в 2019 году повлек за собой ускорение разработок в России по созданию и модернизации соответствующего класса ракет, а  обострение ВПО в первой половине 2019 года, провокации США и их союзников привели, например, к пересмотру планов развития ВКС (в частности, увеличения производства самолетов СУ–57 с 20 до 70 единиц), которые озвучил В.В. Путин в мае 2019 года.

От реализма и степени ощущения опасности в области безопасности правящей элитой зависит степень готовности к затратам государственных, национальных и собственных ресурсов. Поэтому существовали и существуют как количественные, так и качественные оценки военных опасностей[8] и угроз[9]. По понятным причинам такие оценки не бесспорны и вокруг них ведутся оправданные споры. Тем не менее именно эти оценки лежат в основе оценок СО, возможных войн и военных конфликтов. При этом решающее значение имеет максимально точное определение и характеристика особенностей СО в том или ином регионе или на ТВД. Так, на Восточной Украине, где СО в 2014–2019 годах формировалась как борьба между различными негосударственными акторами, использующими самые разные средства силовой борьбы, характер опасностей и угроз был нетрадиционен, он соответствовал скорее угрозам духовного и ментального, информационно-когнитивного плана, которые применяли преимущественно иррегулярные формирования.

Пример борьбы на Украине, решающего влияния изменения СО на формирование не только ВПО, но и МО в 2014 году – очень яркий пример иллюстрации влияния военных конфликтов и субъективных, порой незначительных факторов на формирование ВПО и даже МО. И, наоборот. Этот же пример демонстрирует насколько слабо оказалось влияние МО на СО, особенно политико-дипломатических средств на переговорах в Минске на создавшуюся ВПО. Более того, аналогичное слабое влияние «факторов Женевы и Казахстана» на СО в Сирии доказывает, что роль военной силы в конфликтах остаётся в конечном счёте решающей, когда дело доходит до её прямого использования.

Пример оценки военной опасности и военной угрозы

Опасность - теоретическая - потенциальная - возможная - реальная

Угроза       - потенциальная - реальная - непосредственная - неотвратимая

 

Опасности и угрозы могут отличаться по избранным цветам (синий, оранжевый, красный) времени (стратегическая/долгосрочная; оперативная/среднесрочная; тактическая/краткосрочная) и т. д. Вычленение качества опасности/угрозы имеет значение и с точки зрения оценки ее масштабов, так и необходимой реакции.

Так, исходя из негативных оценок ВПО, требуется широкая национальная мобилизация (идеологическая, политическая, экономическая) и создание общенационального органа управления по примеру ГКО СССР в 1941 году, а также, как правило, серьёзные коррективы в военное планирование[10]. И, наоборот, оптимистические оценки требуют сохранения нынешнего курса, либо даже капитуляции правящей элиты.

Иногда, правда, есть у третье состояние общественного мнения – неадекватно-оптимистическая оценка ВПО и собственных ресурсов (как в своё время у одного из генералов, защищавших Севастополь в 1854 году, когда тот обещал «закидать шапками» врагов), либо ещё большая неадекватность пессимизма («всё пропало»), которая особенно свойственна для благополучной части российского общества, поспешившей «породниться» с Западом. И первое, и второе состояние чрезвычайно опасны вообще, но особенно для тех, кто профессионально занимается политикой. К сожалению, субъективность подобных оценок скорее правило, чем исключение с которым приходится считаться в реальной политике. Иногда подобная субъективность даже начинает доминировать (как при М. Горбачева), фактически искусственно формируют МО и ВПО.

Поэтому при анализе, а тем более прогноз нужен максимально объективный подход в оценке МО и ВПО. Прежде всего с точки зрения теории и методологии, которые позволяют уйти от любимых нашими политологами бесконечных цитат западных историков, политиков и журналистов, использования классического советского академического подхода («с одной стороны и с другой стороны», которым прославилась политологическая школа ИМЭМО РАН), когда в итоге так и не ясно, чего же ждать (точнее – ждать всего), что и выдаётся за «академическую науку».

Важно, на мой взгляд, всегда помнить, что формирование современной международной и военно-политической обстановки происходит под влиянием сотен и даже тысяч факторов, из которых в целях нужд практической политики, прежде всего, долгосрочного планирования в социально-экономической и военно-технической области, необходимо (что и делается, как правило, на практике) пытаться вычленить наиболее важные, решающие в настоящее время[11]. Можно признать, что учёт большинства этих факторов и тенденций (тысяч и десятков тысяч) уже стал возможен в связи новыми возможностями сбора и обработки информации, в частности, в области «больших баз данных» и мощных компьютеров, но практических результатов такого использования в России не известно. Это может говорить как об их отсутствии, так и засекреченности информации (В своей работе сотрудники Центра военно-политических исследований МГИМО МИД РФ, например, использовали сотни, но не тысячи таких факторов).

В известных работах обычно (даже серьёзные аналитические структуры) выделяют всего до десятка основных субъектов (политику основных государств-субъектов МО – США, КНР, Франция, Япония, Россия, Великобритания и ряд других) и несколько десятков других факторов и тенденций из известных нескольких тысяч. Очевидно, что многие субъекты и акторы остаются «за скобками» анализа. Не учитываются иногда не только быстро приобретающие силу новые государства, но даже формирующиеся коалиции, набирающие силу новые глобальные тенденции, связанные, например, с 4-ым этапом промышленной революции и новейшими военными технологиями и соответствующей военной политикой отдельных государств[12].

Так, на мой взгляд, очень важными тенденциями становятся тенденция переноса противоборства в когнитивно-информационную область, когда враждебное влияние оказывается даже не на государство и его институты, а на систему ценностей и представления нации[13]. Этот акцент в противоборстве всё ещё игнорируется, как представляется, по политическим причинам: достаточно большая часть правящей российской элиты считает, что «интеграция с Западом» и «интеграция в западную систему ценностей это одно и то же.

 

_______________________________________

[1] Шеленберг В. В паутине СД. Мемуары. М.: Вече, 2018, с. 39.

[2] Огромный материал по этому вопросу изложен в работе: «Концепция обоснования перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации». М.: Издательский дом «Граница», 2018. 512 с., с ил.

[3] Манштейн, Э. фон. Утерянные победы. М.: Вече, 2017, сс. 471–474.

[4] Путин В.В. Указ Президента России № 355 от 2 июня 2020 г. «Об основах ролитики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

[5] Стратегическая обстановка (СО) – зд.: совокупность факторов и условий, в которых осуществляется подготовка и ведение военных действий, Определяется состоянием ВПО. Характеризуется применяемым оружием, составом, группировкой и характером действий, решаемыми задачами на ТВД (СН).

[6] Именно эти расхождения отчетливо проявились, например, в ходе ежегодной научно-практической конференции, состоявшейся в Академии Генерального штаба ВС РФ 2 марта 2019 года.

[7] См., например: Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение в концепцию. М.: МГИМО-Университет, 2015.

[8] Военная опасность – зд. Состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

[9] Военная угроза – зд. состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуется реальной возможностью военного конфликта.

[10] Военное планирование – составная часть военных мер организации военной политики, развития военной организации, военного строительства и совершенствования органов и способов их применения.

[11] Этому посвящены специальные работы ЦВПИ, в частности: Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в 2-х т. Под ред. А.И. Подберёзкина. М.: МГИМО-Университет, 2015. Т. 1. Теоретические основы системы анализа, прогноза и планирования внешней и оборонной политики. 2015. 796 с.

[12] President Donald Trump, Executive Order 13806 / https://www.whitehouse.gov/ presidential-actions/presidential-executive-order-assessing-strengthening-manufacturing-defense-industrial-base-supply-chain-resiliency-united-states/

[13] На этот аспект, в частности, обращал внимание начальник ГШ ВС РФ Герасимов В.В. в выступлении на конференции 2 марта 2019 года. В 2011–2013 годах в своих работах, посвященных роли и значению человеческого капитала и его институтов, я обращал специальное внимание на это обстоятельств. См.: Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. М.: МГИМО-Университет. 2011– 2013 гг. Т. 1–3.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован