Депутаты комитета облсовета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике предлагают внести изменения сразу в два федеральных закона - в Семейный кодекс и в Закон "Об объектах культурного наследия". Оба законопроекта выносятся на ближайшую сессию областного Совета, и в случае одобрения поступят в Госдуму в качестве законодательных инициатив.
В первом случае предложенные депутатами изменения касаются разрешений на вступление в брак молодым людям, желающим зарегистрировать свои отношения до наступления брачного возраста, - "достигшим возраста 16 лет при наличии уважительных причин и по их просьбе". Сегодня такие разрешения дает либо не дает орган местного самоуправления - глава муниципального образования своим постановлением. "Мы считаем, что данное полномочие относится к компетенции органов опеки и попечительства, - высказала позицию авторов законопроекта депутат Светлана Барам, - поэтому предлагаем передать эти полномочия государственным органам по опеке, располагающимся по месту жительства граждан, обращающихся за разрешением на брак".
Действительно, законодательная инициатива наших депутатов выглядит очень логично: ведь фактически о вступлении в брак просят дети, и кто лучше государственных органов опеки и попечительства сможет изучить подоплеку такого недетского намерения и принять взвешенное и обоснованное решение?
Вторая часть законопроекта "О внесении изменений в Семейный кодекс РФ" меняет порядок изъятия ребенка из семьи в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровью. Сейчас процедура такого изъятия невероятно сложна. Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" забрать ребенка у родителей, даже если проживание в семье опасно для его жизни, возможно только после подписания соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Федерации. Изъятие особенно затруднено, если ребенок живет в отдаленном от областного центра населенном пункте. Время, необходимое на подготовку документов, возрастает, а значит, увеличивается угроза жизни и здоровью ребенка. Депутаты предлагают передать полномочия по составлению акта на немедленное отобрание ребенка (при непосредственной угрозе его жизни и здоровью) тем органам, которые будут на это уполномочены законом субъекта Федерации, то есть, вероятнее всего, органам опеки и попечительства.
Идея второго законопроекта рождена, что называется, самой жизнью. А именно - периодическим разрушением памятников и объектов археологического наследия. До сих пор в России не существует единой и узаконенной методики расчета нанесенного памятнику ущерба. Депутаты предлагают Госдуме наделить субъект Федерации полномочиями по утверждению методики расчета ущерба, нанесенного памятнику или объекту археологического наследия. Сегодня таких полномочий область не имеет, а следовательно, расчеты ущерба, которые делает управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области остаются чисто экспертными, но не имеющими юридической силы.
Ярким примером может служить нашумевшая история с разрушением части археологического памятника "Иня-1", расположенного в Первомайском районе в зоне строительства микрорайона "Весенний". По расчетам управления, ущерб, нанесенный государству, составил около 49 млн рублей. Однако что делать с этими данными при отсутствии полномочий - не понятно.
Одновременно с законодательной инициативой комитет рассмотрел методику расчета ущерба, нанесенного объекту археологического наследия. Ее разработали ученые Института археологии и этнографии СО РАН, утвердили на ученом совете, одобрили в управлении по государственной охране. Методика уже передана в Арбитражный суд Новосибирской области для ознакомления и возможного использования в судебной практике.
18.04.2008
vedomosti.sfo.ru