Каждый раз, когда дело доходит до обсуждения проблем противостояния США и России, из разных углов слышится: в холодной войне СССР проиграл и развалился, не выдержав напряжения предложенного ему темпа гонки вооружений.
И вывод: с Россией будет то же самое.
Так ли это?
Дело в том, что система управления экономикой СССР не знала такого понятия – разумная достаточность.
Мы ведь не только танков выпускали больше всех остальных стран мира вместе взятых:
В 1985 году Советский Союз производил зерноуборочных комбайнов в 16 (!) раз больше, чем США: 150 тысяч комбайнов против 9 тысяч.
СССР производил больше, чем любая другая страна, в том числе и США, железной, марганцевой и хромовой руд, угля и кокса, чугуна, стали, нефти, минеральных удобрений, цемента, калийных солей, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна … Так, например, к 1970 году железной руды в СССР добывалось в 6 раз больше, чем в США.
И в основном это изготовлялось для поставок внутри страны.
Зачем столько?
Ответ на этот вопрос дан мною в работе: «СССР. Автора!»
В 70-е - 80-е годы работал я заведующим отделом в отраслевом институте Министерства электротехнической промышленности СССР. Наука, вроде бы. На самом деле были мы «подпольным аппаратом» Главка «Союзтрасформатор». Таким хитрым способом в СССР занижалась численность управленческого персонала.
Но речь не об этом.
По роду деятельности, мы занимались проблемами развития высоковольтного аппаратостроения. Если кто не знает – это аппараты обеспечивающие надежность работы энергосистемы страны. 49 заводов страны делали эту продукцию, а мы ими управляли.
Важнейшим вопросом был расчет потребности в нашей продукции. Много вокруг этого было наворочено, а если по сути, то задания по объему выпуска высоковольтной аппаратуры диктовало Минэнерго - энергетики были основными потребителями.
Заказчики хотели много, с каждым годом все больше.
Наши предприятия план по выпуску аппаратов не выполняли, или выполняли с неимоверными ухищрениями.
Так я и жил долгое время с ощущением того, что наша подотрасль работает из рук вон плохо.
И это продолжалось до той поры, пока один из ответственных работников Госснаба СССР не раскрыл мне страшную тайну: у энергетиков на складах скопилось высоковольтной аппаратуры столько, что им её хватит на пять лет работы по вводу новых энергетических мощностей.
Но зачем они требуют все больше и больше?
Ларчик открывался так.
На высокого уровня совещаниях энергетики оправдывали невыполнение ими планов по вводу новых мощностей тем, что Минэлектротехпром не обеспечивает их высоковольтной аппаратурой. А без нее, понятно, новые линии электропередач и новые генераторы не запустишь.
Хотя, нужны ли были новые энергетический мощности – большой вопрос. СССР по производству электроэнергии занимал второе место в мире после США.
Что произошло потом?
Когда Госплан СССР тихо сдулся, энергетики начали, наконец-то, считать деньги. И получилось, что аппараты высоковольтные им совсем и не нужны. У них этого на складах было много. Даже очень много.
Предприятия, изготовлявшие аппаратуру, без заказов встали. И через некоторое время умерли. Их трупы растащили.
И сегодня в России этого направления электротехнической промышленности – высоковольтного аппаратостроения – практически нет.
А сегодня как обстоит дело с разумной достаточностью?
Здесь интересная картина вырисовывается.
В области обороны, мы, как известно, имеем паритет с силами НАТО.
Военные расходы стран НАТО, естественно, включая США, составляю около одного триллиона долларов (США – около 700 миллиардов).
Весь мир тратит на оборону примерно 1,7 триллиона долларов.
Это вам ситуацию с советскими танками не напоминает?
Расходы России на поддержание стратегической стабильности составляют примерно 70 млрд. долларов.
Все не просто, но сегодня загнать Россию в гонке вооружений значительно сложнее.
Плавали. Знаем.