Развитие туризма в Арктике — задача непростая, тем более, что у входящих в Арктическую зону РФ регионов свои проблемы. Так, например, вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексан Мкртчян заявил, что для развития туризма на Чукотке нужно увеличивать количество номеров в гостиницах с 20-40 до 100-120 — это позволит снизить стоимость проживания. Сейчас цена суток в двухзвездочном отеле Анадыря составляет 20 тысяч рублей. Кроме того, регион должен обеспечивать себя продуктами питания, иметь транспортную доступность по приемлемым ценам, а также достаточно развитую инфраструктуру.
По итогам 2022 года на Чукотке насчитывалось всего 24 средства размещения, меньше их было только в Ненецком АО — 11. В Коми отелей и гостиниц насчитали 112, в Ямало-Ненецком АО — 126, в Мурманской области — 199, в Архангельской области — 212, в Якутии — 218. Лидерами стали Карелия с 310 средствами размещения и Красноярский край, в котором их оказалось 468. Однако с величиной турпотока количество средств размещения практически не коррелирует. Мы уже приводили пример Коми, в которой есть отличная турбаза, но как до неё добраться, непонятно. Однако инфраструктура тоже не является определяющим фактором.
Так, по данным за январь-ноябрь 2023 года, турпоток в Архангельской области упал вдвое по сравнению с показателем всего 2022 года. А ведь с инфраструктурой и транспортной доступностью здесь дела обстоят намного лучше, чем в отдалённых регионах Арктики, вроде Якутии и Чукотки. На 40% отстаёт от показателей предыдущего года турпоток в Коми. Да, мы сравниваем данные одиннадцати месяцев с данными года, но если Якутия ещё может за счёт декабрьских туристов показать нулевой прирост вместо падения на 10%, то провалы Коми и Архангельской области за месяц явно не наверстать.
Отметим заодно регионы, в которых уже сейчас произошёл прирост турпотока. В Карелии он вырос почти в 2,5 раза — с 618 тысяч до 1,5 млн туристов. В Красноярском крае и Ненецком АО турпоток вырос на треть, несмотря на то, что в первом база очень высокая, а во втором, наоборот, низкая, а уж инфраструктуру нечего и сравнивать. В Ямало-Ненецком АО прирост составил 4%, в Мурманской области — 2%. К слову, Чукотка продемонстрировала рост на 19%, впрочем, здесь также играет свою роль эффект низкой базы. Окончательные итоги года по всем этим регионам наверняка покажут ещё больший рост.
Приведённые примеры свидетельствуют, что развитие туризма в Арктике — комплексная задача, не зависящая от какого-то одного фактора, для решения которой требуется широкий спектр мер — от расчёта количества номеров в гостиницах до формирования мощных туркластеров, как, например (https://t.me/sevmorput/4103), на Ямале. К развитию арктического туризма активно подключается бизнес — порядка 20% инвестпроектов в Арктике относятся к туристическим, а в Карелии этот показатель достигает 25%. В частности, под туристические проекты берётся и около 12% бесплатных «арктических гектаров». Однако, несмотря на господдержку и участие бизнеса, стоит запастись терпением, поскольку налаживание стабильно высокого турпотока — проект долгосрочный.