Реализация в регионах приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, АПК и строительства жилья определены Президентом страны в качестве основных направлений социальной политики государства на ближайшие годы. 70% россиян, по данным ВЦИОМ, полученным в результате проведенного в 46 регионах страны опроса, считают, что наибольшее внимание необходимо уделять здравоохранению.
Об этом наш разговор с председателем комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области Евгением Александровичем Анищенко.
Корр. Евгений Александрович, какова на сегодняшний день среднемесячная заработная плата в системе здравоохранении Волгоградской области?
Е.А. Анищенко. В системе здравоохранения Волгоградской области сегодня трудятся свыше 80 тысяч человек. В 2001 году среднемесячная заработная плата медицинских работников была 1416 рублей, в 2005 г.- 3205 рублей, поэтому увеличения заработной платы медики ждали давно.
Первые выплаты в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" по 10 тыс. рублей участковым врачам - терапевтам, участковым врачам - педиатрам и врачам общей (семейной) практики, а также по 5 тысяч рублей работающим с ними медицинским сестрам начались в январе нынешнего года. Федеральные средства в сумме 20 млн. 242 тыс. рублей были направлены в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области, откуда они поступили на специально открытые в РКЦ банков счета медучреждений, где трудятся врачи и медсестры этой категории, включенные в общий региональный регистр. При этом главные врачи, в соответствии с приказом Минздрава РФ No816 от 30.12.05 года, при выдаче денег заключали с получателями специальные трудовые соглашения. Поступивших средств вполне достаточно, чтобы расплатиться с врачами и медсестрами за январь. Но, к сожалению, за этот месяц федеральных денег не получат врачи и медсестры ЦРБ Быковского района и детской поликлиники No16 Красноармейского района Волгограда. Администрации этих медучреждений не получили лицензий на право оказания медицинской помощи. Выплаты начнутся только после получения этого документа.
Корр. Солидная прибавка к заработной плате врачам и медсестрам предполагает выполнение ими каких-то определенных условий?
Е.А.Анищенко В 2006 году врачи и медсестры будут получать федеральную доплату без учета объема и качества оказанной медицинской помощи. В 2007 году Министерством здравоохранения и социального развития РФ критерии доведут до каждого субъекта РФ, и тогда размер федеральных доплат будет зависеть от показателей работы, оценивать которую предстоит региональному органу здравоохранения.
Корр. Евгений Александрович, согласитесь, что из 80 тысяч человек, занятых в сфере здравоохранения Волгоградской области, получателей федеральных выплат не так уж и много, других медицинских работников куда больше. Как им быть?
Е.А. Анищенко С 2007 года в планах правительства РФ законодательно предусмотреть повышение зарплаты и сотрудникам стационаров. Кроме того, в национальном Проекте есть еще несколько направлений оказания медицинской помощи, за выполнение которых медучреждение также будет профинансировано из федерального бюджета. Поэтому главные врачи не только могут, а просто обязаны использовать это обстоятельство для улучшения материально-технического состояния больницы или поликлиники, введения доплаты узким специалистам, заведующим, регистраторам, санитарочкам и т.д.
Возьмем, к примеру, диспансеризацию работников бюджетной сферы. За последние несколько лет она проводится впервые. Ее цель - своевременное и раннее выявление социально значимых заболеваний, которые чаще всего приводят к инвалидности и смерти в раннем возрасте. Это болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, туберкулез, онкопатология. Диспансеризация пройдет по определенному стандарту. Вначале - проведение лабораторных или функциональных исследований: анализы мочи, крови на сахар и холестерин, ЭКГ, флюорография, маммография и др. Затем нужно будет пройти осмотр у врачей-специалистов: окулиста, невролога, хирурга, уролога для мужчин и гинеколога для женщин, эндокринолога. И только потом состоится осмотр у терапевта, который назначит, если есть необходимость, дополнительное обследование, в том числе в стационаре, специальных центрах или разработает индивидуальный план реабилитации пациента.
Корр. А сколько человек предстоит обследовать?
Е.А.Анищенко Ориентировочно предстоит обследовать около 122 тысяч человек в возрасте от 35 до 55 лет. На обследование 1 человека выделяется 500 рублей. Вот вам реальные деньги, которые можно заработать медучреждениям, ведь по завершению диспансеризации реестр бюджетников предоставляется в ТФОМС на оплату за проведенные обследования. Полученные же средства главный врач имеет право использовать на заработную плату медработников. Такая же схема разработана и для обследования граждан, что трудятся в отраслях с вредными и опасными производственными факторами. В Волгоградской области на эти цели Проектом предусмотрено 42,6 млн. руб. из расчета 535 руб. за человека.
В области уже началась реализация программы "Родовые сертификаты", которая призвана обеспечить беременных женщин медицинской помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Предполагается, что будущих мам в текущем году будет не менее 27 тысяч. Для них через фонд социального страхования населения из федерального бюджета в Волгоградскую область планируется поступление 182 млн. рублей. Как известно, 1 родовой сертификат - это 7 тыс. рублей. Две тысячи - остаются в женской консультации, 5 тыс. руб. - в родильном доме, главврач которого вправе оплатить этими деньгами труд тех медицинских сотрудников, которые участвовали в процессе наблюдения за беременной женщиной и рождением ребенка.
Еще одно направление - неработающие пенсионеры. В этом году впервые принято решение, что за оказанную им первичную медпомощь медицинским амбулаторно-поликлиническим учреждениям будет производится 25% доплаты от суммы счетов выставленных к оплате в ТФОМС. Допустим, медучреждение заработало на оказании медицинских услуг пенсионерам 1 млн. рублей. ТФОМС оплачивает эту сумму, а по нацпроекту за счет федеральных средств поликлиника получает дополнительно к ней еще 25%, то есть 250 тыс. руб., которые затем могут быть потрачены на приобретение оборудования, заработную плату, лекарственное обеспечение и т.д.
Так что, я считаю, в рамках национального проекта развития здравоохранения, возможностей для дополнительного повышения заработка предостаточно. Кроме того, реализация национального проекта дает возможность улучшить и материально-техническую базу учреждения.
Корр. Скажите, пожалуйста, сколько федеральных средств планируется привлечь в Волгоградскую область в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье"?
Е.А.Анищенко Потребность Волгоградской области в рамках реализации в регионе всех мероприятий приоритетного национального проекта составляет около 2 млрд. рублей. Что касается Волгоградской области, то она вошла в первую десятку субъектов Российской Федерации, где финансирование сферы здравоохранения будет проходить по максимуму. Только медицинского оборудования для оснащения первичной сети медицинских учреждений здравоохранения, амбулаторно-поликлинических учреждений поступит на сумму 306 млн. рублей.
Это стационарные и переносные ультразвуковые аппараты, трех и шести канальные электрокардиографы, рентгеновское оборудование, маммографы, стационарные и передвижные флюорографы, фиброгастроскопическое оборудование, лабораторные комплексы и т.д. Предварительную заявку на триста единиц техники, согласно перечню оборудования, утвержденного постановлением Правительства РФ, мы представили в Минздрав еще в январе. Когда станут известны модели медоборудования, цены на них и окончательное решение о его поставщиках, тогда и будет сформирована его полная структура. Кстати, самыми дорогими по суммам является рентгеновское и узи-оборудование.
Корр. Распределение между городом и селом пойдет в равных долях?
Е.А.Анищенко По национальному Проекту оснащению подлежат городские поликлиники, городские больницы с поликлиническими отделениями, сельские, центральные районные больницы с поликлиническими отделениями, участковые больницы, женские консультации. Сюда же войдет и противотуберкулезный диспансер, куда предполагается поставить передвижные флюорографы. Поставка оборудования будет осуществляться согласно принятой и утвержденной разнарядки.
Корр. Кто будет закупать оборудование и когда начнутся его поставки?
Е.А.Анищенко Покупает оборудование, проводит конкурс и осуществляет его поставки в регионы Федеральное Агентство Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Ориентировочно поставки начнутся с апреля месяца, когда будет утвержден график доставки и проведения монтажных работ. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в первом полугодии 2006 года необходимо обеспечить подготовку помещений для размещения диагностического оборудования. После его установки, проводится обучение не менее двух специалистов для работы на каждом аппарате, и только после нашего отчета о том, что оборудование смонтировано и работает, последний оплатит фирме - поставщику деньги. Оборудование вначале принимается в собственность субъекта, а затем будет передаваться в муниципалитеты.
Всего в рамках национального проекта потребность Волгоградской области в диагностическом оборудовании и оснащении учреждений скорой медицинской помощи составляет: на 2006 год на сумму 883,1 млн. руб., на 2007 - 724,2 млн. руб.
Корр. Расскажите, пожалуйста, об оснащении учреждений скорой медицинской помощи более подробно.
Е.А.Анищенко На сегодняшний день в Волгоградской области есть 4 станции, 10 подстанций, 37 отделений скорой медицинской помощи, где работает 359 врачей и 1236 среднего медицинского персонала. Износ санитарного транспорта, срок службы которого от 4 до 5 лет, составляет 65%. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" санитарным автотранспортом в количестве 260 единиц на общую сумму 77 млн.руб. предстоит обеспечить первичное звено. Это отделения и пункты скорой медицинской помощи в сельских районах Волгоградской области, а также в городах Волгоград, Волжский, Михайловка, Фролово, Урюпинск. Предстоит получить автомобили класса "А" для транспортировки пациентов, автомобили класса "В", предназначенные для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады на догоспитальном этапе и реанимобили, предназначенные для проведения лечебных мероприятий силами реанимационной или специализированной бригад.
Хочу подчеркнуть, что санитарный транспорт по разнарядке будет поступать сразу на место его эксплуатации. К примеру, запланировали выделение машины для Ляпичевской больнице в Калачевском районе, туда она и поступит, минуя областной центр. Мы этот процесс будем только контролировать.
Корр. По нацпроекту в России планируется построить всего 16 центров высоких медицинских технологий, есть ли тут у нас шансы?
Е.А.Анищенко Окончательное решение пока не принято, но заявку на строительство нейрохирургического центра на территории Волгоградской области на 300 коек, мы отправили. Более того, под указанное строительство подготовлена стройплощадка рядом с Волгоградским областным кардиоцентром, Администрация Волгоградской области готова выполнить все работы нулевого цикла строящегося центра. Отправлена также заявка на включение ГУЗ "Волгоградский областной уронефрологический центр" и ГУЗ "Волгоградский областной кардиоцентр" в перечень учреждений для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи из средств федерального бюджета для жителей ЮФО. Я думаю, что нам позволят это сделать, тем более что увеличение объемов высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи является одним из направлений приоритетного национального проекта.
Корр. А потребность у населения Волгоградской области в высокотехнологичной медицинской помощи действительно высока?
Е.А. Анищенко Не только высока, но и с каждым годов растет, особенно в области нейрохирургических вмешательств. В 2005 году комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области на дорогостоящее лечение в специализированные медицинские учреждения за счет средств федерального бюджета было отправлено 176 жителей Волгоградской области. 33 из них получили терапевтическую и 143 хирургическую помощь. При этом чаще всего больные направлялись на иногороднее лечение в НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, в ЦНИИ стоматологии (г. Москва), в МНТК "Микрохирургия глаза" им. Федорова, центр гематологии, онкологии и др. Средняя цена таких операций за одного больного составляет до 100 тысяч рублей. Дорогостоящим является также и лечение детей. Только в этом году для них необходимо 323 квоты общей стоимостью 40,6 млн. рублей.
В этой связи на национальный проект мы возлагаем большие надежды, ведь в его рамках у Волгоградской области появится возможность к уже имеющимся квотам дополнительно направлять на дорогостоящее иногороднее лечение 150 взрослых и 250 детей.
Завершая беседу, подчеркну - приоритетный национальный проект "Здоровье" в Волгоградской области делает только первые шаги. Впереди еще много работы, но уже сегодня ясно, что его финансирование не предполагает пассивной раздачи денег и уж тем более замещения за счет федеральных средств собственных региональных программ в области здравоохранения. Наша задача - довести государственные средства до конечных получателей в положенный срок и обеспечить качественную медицинскую помощь. Только так мы сможем укрепить авторитет власти на местах и повысить доверие населения к государству.
Отдел пресс-службы и информации администрации Волгоградской области
20 февраля 2006 года. понедельник
http://www.volganet.ru