Скандальный телевизионный жанр продолжает победное шествие по российскому ТВ
Реалити-шоу в России смотрят все. Или почти все. Даже депутаты Мосгордумы - ругают, но смотрят. Н даром в прайм-тайм скандально известное шоу Дом-2 на канале ТНТ с успехом конкурирует с новостями на Первом канале и сериалами на России. Да и вряд ли можно найти человека, который ничего не слышал об эпопее Последний герой и не видел ни одной серии шоу Фабрика звёзд, 12 негритят, 7 под солнцем, Кандидат, Стань звездой, Большой брат и прочих. 7 августа на канал ТНТ вернулось реалити-шоу Голод, победитель которого будет получать $2 тыс. каждый месяц до конца своей жизни! Чем же так привлекателен для продюсеров и телезрителей жанр реалити-шоу, как стать его участником и чем это может обернуться? Попробуем разобраться.
Голод - это оригинальный формат, не имеющий аналогов на российском и зарубежном телевидении. Это совмещение реалити-шоу Big Brother (русский аналог Большой брат) и Survivor (Последний герой). 12 человек с завязанными глазами увезли из России в неизвестном направлении. Они должны выжить 146 дней в чужом городе - без денег, без еды, не зная языка. Правила шоу таковы: каждую неделю двое участников будут выходить в город, чтобы добыть еду и деньги. Они могут делать всё, что угодно, и возвращаться обратно, когда захотят. Но пока они будут искать еду, из дома больше не выйдет никто. Раз в две недели двое участников будут прилетать в Москву. Здесь в прямом эфире они будут сражаться на словесной дуэли. По итогам зрительского голосования один из них покинет шоу, а другой вернётся обратно.
О подробностях создания жанра реалити-шоу Версии рассказал Дмитрий Троицкий, пионер реалити в России и генеральный продюсер канала ТНТ.
Я бы говорил не о реалити-шоу, а о реалити-телевидении вообще. То, что в Америке и Европе называется reality-television. Этот термин понимается как что-то противоположное обычному, сценарному телевидению - сериалам, играм и т.п. Сегодня реалити-телевидение очень развито в Америке и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России. Людям интересно смотреть на себя, на реальную жизнь, на героев, которые не написаны, а с которыми они могут себя идентифицировать.
Реалити-шоу стали эпидемией по всему миру начиная с 1998 года. Первопроходец - легендарный Большой брат, стартовавший в 1997 году. Это была безумная идея одного голландского бизнесмена, который придумал посадить людей в замкнутое пространство и начать снимать то, что с ними будет происходить. Тогда на этого человека смотрели как на сумасшедшего. Все телевизионные чиновники спросили: а что будет происходить? Что мы будем показывать? Тем не менее это шоу вышло в 1998 году в Голландии на маленьком канале и оказалось прорывным для мирового телевидения (а маленький канал утроил свои рейтинги). Вообще, в истории современного телевидения есть всего три идеи, которые изменили его образ и его философию. Это - Кто хочет стать миллионером, Последний герой и Большой брат. Все остальные телевизионные новации так или иначе проистекают из этих идей и являются их вариациями.
В ночь с 27 на 28 сентября 2001 года на канале TВ-6 стартовал скандальный проект За стеклом - калька Большого брата. Целый месяц вся страна, затаив дыхание, следила за тремя парами молодых людей, помещённых в квартиру в Западном крыле гостиницы Россия. А многочисленные камеры и микрофоны круглосуточно записывали все перипетии, происходящие внутри застеколья. Раз в неделю в студии канала ТВ-6 проходило ток-шоу, в ходе которого обсуждались взаимоотношения героев. Страсти вокруг кипели нешуточные. Шоу называли откровенным порно, его создателей обвиняли в аморальности, а зрители на всё это с удовольствием смотрели и голосовали. Первой через две недели гостиницу Россия покинула участница Ольга Орлова, вторым - Анатолий Патлан, а через месяц стали известны победители - Жанна Агагишиева и Денис Федянин, которые получили по $15 тысяч. Выйдя из застеколья участники рассчитывали стать национальными героями. Они и были ими. Но совсем недолго. И уже в феврале свадьба двух участников - Макса и Марго прошла практически незамеченной.
Ещё три года назад ситуация на российском телевидении была такая, что любой российский сериал был событием и собирал гигантские рейтинги, поскольку герои там говорили по-русски. Сейчас этих сериалов сотни и хитами становятся только самые убойные и качественные. То же самое будет и с реалити, - комментирует г-н Троицкий. - Наше первое шоу - За стеклом - выстрелило очень мощно, сработал эффект новизны. Спустя четыре года продюсеры Большого брата уже не рассчитывали на то, что он станет хитом, но он им стал. Сейчас шоу Дом-2 в прайм-тайм - девять часов - успешно конкурирует с новостями на Первом канале, большим количеством сериалов и стоит на 3-м месте по аудитории после Первого канала и России. Огромные рейтинги были и у Последнего героя, и у первого Голода. Это конкурентоспособный жанр, всё зависит от качества.
Голод - это оригинальный формат, не имеющий аналогов на российском и зарубежном телевидении. Это совмещение реалити-шоу Big Brother (русский аналог Большой брат) и Survivor (Последний герой). 12 человек с завязанными глазами увезли из России в неизвестном направлении. Они должны выжить 146 дней в чужом городе - без денег, без еды, не зная языка. Правила шоу таковы: каждую неделю двое участников будут выходить в город, чтобы добыть еду и деньги. Они могут делать всё, что угодно, и возвращаться обратно, когда захотят. Но пока они будут искать еду, из дома больше не выйдет никто. Раз в две недели двое участников будут прилетать в Москву. Здесь в прямом эфире они будут сражаться на словесной дуэли. По итогам зрительского голосования один из них покинет шоу, а другой вернётся обратно.
О подробностях создания жанра реалити-шоу Версии рассказал Дмитрий Троицкий, пионер реалити в России и генеральный продюсер канала ТНТ.
Я бы говорил не о реалити-шоу, а о реалити-телевидении вообще. То, что в Америке и Европе называется reality-television. Этот термин понимается как что-то противоположное обычному, сценарному телевидению - сериалам, играм и т.п. Сегодня реалити-телевидение очень развито в Америке и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России. Людям интересно смотреть на себя, на реальную жизнь, на героев, которые не написаны, а с которыми они могут себя идентифицировать.
Реалити-шоу стали эпидемией по всему миру начиная с 1998 года. Первопроходец - легендарный Большой брат, стартовавший в 1997 году. Это была безумная идея одного голландского бизнесмена, который придумал посадить людей в замкнутое пространство и начать снимать то, что с ними будет происходить. Тогда на этого человека смотрели как на сумасшедшего. Все телевизионные чиновники спросили: а что будет происходить? Что мы будем показывать? Тем не менее это шоу вышло в 1998 году в Голландии на маленьком канале и оказалось прорывным для мирового телевидения (а маленький канал утроил свои рейтинги). Вообще, в истории современного телевидения есть всего три идеи, которые изменили его образ и его философию. Это - Кто хочет стать миллионером, Последний герой и Большой брат. Все остальные телевизионные новации так или иначе проистекают из этих идей и являются их вариациями.
В ночь с 27 на 28 сентября 2001 года на канале TВ-6 стартовал скандальный проект За стеклом - калька Большого брата. Целый месяц вся страна, затаив дыхание, следила за тремя парами молодых людей, помещённых в квартиру в Западном крыле гостиницы Россия. А многочисленные камеры и микрофоны круглосуточно записывали все перипетии, происходящие внутри застеколья. Раз в неделю в студии канала ТВ-6 проходило ток-шоу, в ходе которого обсуждались взаимоотношения героев. Страсти вокруг кипели нешуточные. Шоу называли откровенным порно, его создателей обвиняли в аморальности, а зрители на всё это с удовольствием смотрели и голосовали. Первой через две недели гостиницу Россия покинула участница Ольга Орлова, вторым - Анатолий Патлан, а через месяц стали известны победители - Жанна Агагишиева и Денис Федянин, которые получили по $15 тысяч. Выйдя из застеколья участники рассчитывали стать национальными героями. Они и были ими. Но совсем недолго. И уже в феврале свадьба двух участников - Макса и Марго прошла практически незамеченной.
Ещё три года назад ситуация на российском телевидении была такая, что любой российский сериал был событием и собирал гигантские рейтинги, поскольку герои там говорили по-русски. Сейчас этих сериалов сотни и хитами становятся только самые убойные и качественные. То же самое будет и с реалити, - комментирует г-н Троицкий. - Наше первое шоу - За стеклом - выстрелило очень мощно, сработал эффект новизны. Спустя четыре года продюсеры Большого брата уже не рассчитывали на то, что он станет хитом, но он им стал. Сейчас шоу Дом-2 в прайм-тайм - девять часов - успешно конкурирует с новостями на Первом канале, большим количеством сериалов и стоит на 3-м месте по аудитории после Первого канала и России. Огромные рейтинги были и у Последнего героя, и у первого Голода. Это конкурентоспособный жанр, всё зависит от качества.
Решил продолжить эксперименты в жанре реалити в новом сезоне и канал Ren TV. Сейчас проводится кастинг влюблённых пар для участия в реалити-шоу для взрослых. Съёмки проекта пройдут в августе-сентябре этого года на одном из экзотических островов.
Раньше ниша юридических реалити-шоу заполнялась лишь Павлом Астаховым и его программой Час суда (Ren TV). Теперь же их стало на две больше! Первый запускает программу Федеральный судья, а Россия - Суд идёт!. В обоих рассматриваются реальные уголовные и гражданские дела. На Первом канале решение выносит заслуженный юрист России, профессор Сергей Пашин, а на России - судья Борис Тарасов.
А на НТВ совсем недавно пытались сдать детей напрокат. Суть нового шоу состояла в том, что родители уезжали на выходные отдыхать, а детей оставляли своим знакомым, которые на четыре дня становились приёмными родителями. Но идея не удалась - рейтинг передачи был очень низким.
У нас генетическое недоверие к телевизору. 70 лет он использовался для того, чтобы обманывать. На Западе люди безоговорочно верят тому, что показывают по телевизору и пишут в газетах. Им пудрить мозги можно очень сильно. У нас же первая естественная реакция на всё - не верю. Но чем больше у нас будет развиваться этот жанр, тем проще и доверчивее зрители будут к нему относиться.
Реальная статистика
Возраст Смотрели Последний герой Любят реалити-шоу
18-29 50% 68%
30-49 44% 44%
50-64 50% 34%
65+ 32% 32%
15 августа 2005
"Версия"
"ПРЕСС-АТТАШЕ.RU"