Как уже сообщала наша газета, новым направлением приоритетного национального проекта "Образование" стала государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Стратегические задачи
Два учебных заведения нашего региона - профессиональное училище No 36 Тюменской области и профессиональное училище No 14 г. Тюмени - вошли в число 78 победителей федерального конкурсного отбора. К сведению читателей, на участие в конкурсе было подано 266 заявок, в том числе 162 от учреждений среднего профессионального образования и 104 от учреждений начального профессионального образования.
Стратегическая задача данного направления нацпроекта - преодоление отставания в объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики.
Победителям конкурсного отбора предоставляются субсидии из федерального бюджета в объеме от 20 до 30 млн. руб. ей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших условий являлась поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов средствами работодателей. Немаловажным фактором было и наличие софинансирования из бюджета субъекта РФ и внебюджетных средств учреждения.
Наставничество возрождается
О том, как профессиональному училищу No 14 г. Тюмени удалось победить в федеральном конкурсе, корреспонденту газеты "Тюменская область сегодня" рассказала его директор - кандидат педагогических наук, почетный работник СПО РФ Тамара Шпак: - Кадры нужны всем, но не все работодатели спешат вкладывать деньги в подготовку специалистов. Наших социальных партнеров уговаривать не пришлось. Училище уже давно сотрудничает с ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство". Например, все наши учащиеся, достигшие 18 лет, в период плавательной практики трудоустроены на рабочих должностях, а трудоустройство выпускников составляет 100 процентов. Речное пароходство сразу согласилось нам помогать и в реализации инновационной программы, выдвинутой на федеральный конкурс. Так что теперь акцент во взаимоотношениях с работодателями мы переносим с проблемы трудоустройства на их участие в подготовке специалистов. Предприятия должны быть сами заинтересованы в том, чтобы получить кадры необходимого им уровня.
В настоящее время училище сотрудничает более чем с 35 предприятиями речного флота Тюменской области. Многие работодатели участвовали в образовательном процессе как преподаватели или руководители производственной практики и раньше. При обновлении содержания образования наше сотрудничество продолжится.
В общей сложности на реализацию программы "Инновационное управление качеством подготовки специалистов водного транспорта" федеральный бюджет выделяет нам 21 млн. руб. ей и столько же - софинансирование областного департамента образования и науки, работодателей и средства, заработанные самим училищем.
Ведется работа по созданию новых образовательных стандартов - старые уже противоречат действующему законодательству. Разработка учебных планов в училище осуществляется при тесном взаимодействии со специалистами ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" и органов, осуществляющих государственный надзор на внутреннем водном транспорте в Тюменской области.
С целью обеспечения качественного прохождения производственной практики училище совместно с работодателями планирует закрепление практикантов за опытными работниками, в обязанности которых входит наставническая работа.
Не только учат жить, но и помогают материально
Следующий этап работы совместной деятельности с работодателями - материально-техническое обеспечение профессиональной подготовки.
В рамках реализации инновационной образовательной программы заключен договор с ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" о передаче в рамках софинансирования судна постройки ГДР стоимостью 7 млн. руб. ей, которое планируется переоборудовать в учебно-тренажерный центр, разместить на нем учебные классы, бассейн, тренажеры. Действующие главные и вспомогательные двигатели, судовое оборудование и механизмы можно будет использовать для практического обучения курсантов. На сегодня ближайший учебно-тренажерный центр находится в Новосибирске, в следующем году он появится и у нас.
Обновление и корректировка содержания образования продиктована не только потребностями экономики страны, но и меняющейся ситуацией в мире. Открытие внутренних водных путей для международного судоходства накладывает на Россию обязательства как по содержанию внутренних водных путей, так и по соответствию судов и экипажей международным стандартам. Это означает необходимость учета при подготовке плавсостава требований по теоретической, практической и тренажерной отработке действий экипажа по борьбе за живучесть судна, способам личного выживания, использованию спасательных средств, дыхательных аппаратов, противопожарных средств и аварийного имущества, подготовке по перевозке опасных грузов на танкерах и т. д.
При финансовой поддержке департамента образования и науки Тюменской области и Обь-Иртышского речного пароходства в училище установлен единственный в регионе тренажер радиолокационной проводки судов. Комплекс моделирует все составляющие условий плавания: скорость течения, направление ветра, неполадки в системах судна, обгон и расхождение судов. Занятия в тренажерном центре позволяют нашим выпускникам быть более конкурентоспособными на рынке труда. У предприятий-партнеров появилась возможность оптимизировать затраты на переподготовку и повышение квалификации плавсостава.
Другие предприятия речного флота Тюмени независимо от форм собственности тоже не остались в стороне, предоставив училищу в качестве наглядных пособий детали и узлы, судовые двигатели, оказывая другую материальную помощь. Так, ЗАО "Судокомплект" для проведения уроков производственного обучения передало на безвозмездной основе 49 наименований инструментов. Благодаря совместным усилиям училища и его социальных партнеров сделан большой шаг вперед по приведению учебно-материальной базы в соответствие с требованиями, предъявляемыми современным уровнем производства к профессиональным навыкам специалиста речного флота.
Плоды сотрудничества есть уже сегодня
По нашим данным, 35-40 процентов выпускников стремятся продолжить профессиональное образование. Поэтому в училище выстраивается система непрерывного образования с возможностью продолжить учебу по программам среднего и высшего профессионального образования на базе Новосибирской академии водного транспорта.
Большим достижением стало открытие на вечернем отделении специализации "водолаз-спасатель". Руководство учебным процессом осуществляет один из лучших водолазных специалистов России Альберт Виноградов. Ближайшая водолазная школа находится в Москве, поэтому наша новая образовательная услуга, как и прогнозировалось, оказалась востребованной в спасательных формированиях Тюменской области и автономных округов.
В результате построения взаимовыгодных отношений с предприятиями речного флота Тюмени и Тюменской области в училище зарегистрирована такая форма общественного самоуправления, как попечительский совет. В его состав входят руководители предприятий речного флота Тюмени, депутат городской Думы Альбина Селезнева.
В повышении качества подготовки рабочих кадров и специалистов не последнюю роль играет стимулирование успеваемости. В профессиональном училище No 14 действует система материального поощрения учащихся, проявивших высокий уровень знаний, умений и навыков во время практики, а также сотрудников училища, достигших высоких показателей в профессиональной подготовке речников.
Светлана Клименко
газета "Тюменская область сегодня"
25 июля 2007 года
http://pnp.admtyumen.ru/smi/25_07_07_obr