www.redcollegia.ru
Работа над городским бюджетом Саратова на 2010 год выходит на финишную прямую - на минувшей неделе прошли публичные слушания по проекту. Мероприятие, навязанное муниципалитетам федеральным законом, является обязательной, но по сути совершенно излишней процедурой: ни горожане не получают никакого представления о том, куда пойдут их общие деньги, ни городская власть не вносит в проект ни одной поправки по итогам слушаний.
Изменить ситуацию могла бы муниципальная газета, специально существующая для обсуждения общегородской проблематики. Но "Саратовская панорама" - газета городской администрации, а не каких-то мифических горожан, поэтому статья по итогам публичных слушаний в номере за 11 ноября - очковтирательство, да пыль в глаза: "Заглянули в будущее". Кажется, будто газета сознательно запутывает аудиторию выражениями типа "расходы на реализацию программы в рамках 185-ФЗ" или "проблемы антитеррористической защищенности объектов". Наивно ждать конкретики - какая доля бюджета уйдет на зарплаты, какая - на дороги и какие именно, какова экономика муниципальных предприятий. Зато нашлось место пиару: "Кроме того, продолжится финансирование таких актуальных для города, направлений, как развитие МУПП "Саратовводоканал", строительство спортсооружений (ФОК с плавательными бассейнами в МОУ СОШ NN 89, 97), возводимых при поддержке партии "Единая Россия".
Общий бравурный тон не позволит читателю насторожиться и подготовиться к грядущим трудностям. Хотя про трудности сказано прямым текстом: "- Отправными точками при формировании проекта бюджета города на 2010 год, особенностью которого является недостаток средств и, как следствие, значительное сокращение бюджетных доходов, стали сохранение показателей социально-экономического развития муниципалитета на уровне не ниже 2008 года и сдерживание влияния финансового кризиса на экономику и соцсферу города, - выделил основные приоритеты Вячеслав Сомов".
Без прикрас о прошедших слушаниях написал 11 ноября "Репортер" - "Шакалы и городской бюджет". Газета не пытается представить слушания как значимое мероприятие, а просто передает атмосферу: чиновники, пришедшие "покемарить" пару часов, орущие правозащитники и единогласное голосование "за". Составить представление собственно о бюджете по итогам слушаний невозможно, что и стало центральным мотивом публикации.
"Правозащитник раскритиковал городскую администрацию за нежелание сделать городской бюджет достоянием общественности. Никитин уже много лет мечтает о том, чтобы главный финансовый документ, по которому живет областной центр, был расписан до последнего карандаша. Чиновники этому всячески препятствуют и традиционно напускают туману. В прежние годы говорили, что такой подробный бюджет получится слишком большим талмудом, а надо бы экономить средства. В 2009 году поступили еще хитрее. Как отметил Александр Никитин, проект бюджета был отпечатан тиражом 270 экземпляров, как приложение к газете "Саратовская панорама", и до людей, естественно, не дошел. Потому выглядят очевидным лукавством слова чиновников о том, что граждане с документом ознакомились".
Спор насчет публичности проекта бюджета возник и на самих слушаниях. Заспорили "представители общественности" и депутаты. "Репортер" передает смысл дискуссии с метким редакционным комментарием: "Взбудораженный Янклович так и не смог прийти в себя, потому говорил как-то общо. В частности, предлагал сравнить тот бюджет, который публиковали пять лет назад, и нынешний. Какой более открытый? Конечно, нынешний, не дождавшись правильного ответа, произнес гордеп. Хотя почему вместо того, чтобы делать проект бюджета "более открытым", его нельзя сделать просто открытым, Янклович так и не пояснил".
О других общественных слушаниях - по проекту изменений в Правила землепользования и застройки - пишет "Взгляд" за 12 ноября: "Народ против". Это рассказ о том, что бывает, когда общенародное обсуждение еще не воспринимается народом как профанация: "Стало ясно - у населения много вопросов к комитету архитектуры, однако к формату общественных слушаний это имеет очень приблизительное отношение". В таких случаях, оказывается, народу есть что сказать.
"Зал, почувствовав отсутствие регламента и вообще какого-либо руководства, упорно гнул свою линию. Выяснилось, что присутствовавшие разбиты на группы, каждая из которых пришла отстаивать свой вопрос. Для кого-то это была регистрация уже заселенного дома на ул. Ипподромной, для кого-то строительство ресторана возле кинотеатра "Саратов", для кого-то статус земли под д/к "Мир". Особенной активностью выделялась группа защитников природного парка Кумысная поляна".
Расписав активность участников слушаний, "Взгляд" делает довольно поверхностный вывод: "Создается впечатление, что общественные слушания поощряются властями, как формат, который дает народу возможность выпустить пар". Общественные слушания не могут не поощряться властями, потому что обратное было бы злостным нарушением законодательства. Опять же, выпуск пара происходит на слушаниях не от хорошей жизни: не секрет, что иные формы публичной коммуникации попросту не существуют. Перекрывания федеральных трасс не считаются.
"Окончательный счет покажут итоговые слушания, которые состоятся в пятницу, но итоговое решение в любом случае за депутатами гордумы. Примут ли они к сведению мнение граждан, имеющее "рекомендательный" характер, не известно".
"Саратовский расклад" в номере за 12 ноября напоминает о еще одном бюджетном скандале - "Почем ГЛОНАСС для народа?". Речь уже не о 4,5 миллионах, которые мэрия пыталась повторно выцыганить у депутатов. Теперь администрация решила, что системы спутниковой навигации должны устанавливать сами перевозчики. Об это на комиссии гордумы по промышленности сообщил глава городского комитета по промышленности Николай Никитин: "Необходимо оснастить транспортные средства перевозчиков абонентскими терминалами в количестве 1500 единиц. Стоимость на сегодняшний день одного прибора ГЛОНАСС-GPS вместе с установкой составляет около 22 тысяч рублей. Несложно подсчитать, что соответствующие затраты, которые должны понести перевозчики, составляют свыше 30 млн рублей".
Перевозчиков, понятное дело, такая перспектива не обрадовала. Не только потому, что контракты по условиям конкурса подписаны только на год. И даже не потому что тарифы низкие, а стоимость социальных проездных компенсирована только на треть. У перевозчиков есть основания не доверять расчетам чиновников, на что и намекнул представитель ОАО "Автокомбинат N 2":
"- Все дело в цене вопроса. У многих здесь присутствующих дома есть спутниковое телевидение. Тарелочка такая и передатчик... Стоит это оборудование 6 тысяч рублей. А нам предлагают такой же передатчик приобрести за 22 тысячи рублей. Понимаете в чем дело?".
Перевозчик не уточнил, у кого именно предлагается приобретать передатчики. Зато предложил свой вариант решения: "Пусть наше транспортное управление выйдет на производителя этих датчиков и закажет энное количество по цене завода-изготовителя. И тогда прибор будет стоить не 22 тысячи, а, может быть, 7 тысяч рублей". Чиновников, судя по всему, такой вариант не устроил. "- Это условия договора! - казалось, будто председатель комитета по экономике отстаивает чью-то честь мундира. - И эти условия должны быть выполнены!", передает "Саратовский расклад". Впечатление такое, что председатель отстаивал не только "чью-то честь мундира", но и гипотетическую разницу в 15 тысяч рублей...
Газета подводит к выводу, что сфера общественного транспорта в Саратове на грани коллапса: "Спрашивается, зачем же чиновники и депутаты закладывали такие условия в договоры с перевозчиками, если конкурс и в самом деле определял победителей только на один год? В разгар кризиса никто деньги в ГЛОНАСС вкладывать без обозримой в будущем прибыли не будет. И это нужно понимать. Однако если события станут развиваться по такому неуправляемому сценарию (а он напрашивается), то пострадать в итоге могут рядовые пассажиры. Ведь хаос в системе общественного транспорта в Саратове, похоже, только возрастает".
Газета "Время" в номере за 16 ноября подводит итоги негласного соревнования на звание лучшего хозяина Саратова - "Кто на тепленького?". Издание составило "рейтинг самых хозяйственных глав районов Саратова", опираясь на сроки фактического старта в районе отопительного сезона.
"Напомним, согласно постановлению администрации Саратова, отопсезон 2009-2010 в городе должен был начаться 15 октября, однако по причине неожиданного потепления был перенесен на 23 октября. Официально о 100-процентном вхождении Саратова в отопительный сезон городскими властями было заявлено 4 ноября. Именно эти 13 дней показали, кто из чиновников занимает свое кресло заслуженно, а кто - по счастливой случайности".
"Время" выбирало лучших хозяйственников Саратова по ежедневным отчетам, "которые администрации районов направляли в городской комитет по ЖКХ". Таким образом, есть вероятность, что главы отличились не столько в плане организации вхождения в зиму, сколько в мастерстве работы с документами. Что, впрочем, и есть суть мастерства бюрократа.
Однако в итоге рейтинг выстраивался довольно сложным образом - газета учла и сроки, и число жилых домов в районе, и достоверность отчетов. Конечный результат вышел таким:
"1-е место - Алексей Прокопенко (Заводской район)
2-е место - Валерий Сараев (Волжский район)
3-е место - Александр Фролов (Ленинский район)
4-е место - Сергей Пилипенко (Кировский район)
5-е место - Геннадий Глухарев (Октябрьский район)
6-е место - Александр Задумин (Фрунзенский район)".
"Время" хотело бы разбавить статистику живым комментарием руководства Саратова, однако к выходу номера Вячеслав Сомов и его коллеги не откликнулись на редакционную просьбу. "Варианта два: или наш запрос в очередной раз потеряли, или Вячеслав Леонидович всерьез задумался над этим вопросом, но уведомить об отсрочке просто забыл", резюмирует еженедельник.
17.11.2009
http://redcollegia.ru/22538.html