ТЕЛЕКАНАЛ "ТВС", ИТОГИ:
КОРР.: Анатолий Чубайс на высоте - 10 600 м над землей. Его самолет летит на Камчатку. На главном энергетике страны джинсы и толстовка. Три бессонные ночи переговоров и тяжелых день думских дебатов позади. Только что из Москвы на борт позвонили: депутаты за реформу Чубайса. Интонации его общения с журналистами удовлетворенная.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС, председатель правления РАО "ЕЭС России": Значимость задачи такова, что я не мог себе позволить готовности, не обеспечивающей результат. Поэтому как любой нормальный управленец я готовил основные направления удара, дополнительные направления удара, резервные направления удара. Резервное направление использовать не пришлось. Обошлись без этого. Нужно было бы - использовал. Результат был бы получен в любом случае. Необратимо. Это все слишком серьезно.
КОРР.: 100-процентна уверенность в успехе или желание показать себя в работе тому причиной, но Чубайс в самый ответственный для его реформ момент отправляется на российский край земли. Сразу после перелета пересаживается на машину и еще 2 часа по кочкам будущей дороги снова поднимаетс наверх, на высоту 820 м, к подножию действующего Мутновского вулкана. Вот она, геотермальна станция, ради которой Анатолий Чубайс вылетел на Камчатку, не дождавшись решения в Думе очень важного для себя вопроса. Мутновская станци должна покончить раз и навсегда с энергетическим кризисом в отдельно взятом регионе. Единую энергетическую систему всей России, уверен Чубайс, могут спасти только предложенные им реформы. Геотермальная станция в Мутновке, по замыслу главы РАО "ЕЭС", наглядное доказательство его правоты в борьбе с противниками. Что значит, инвестиции. В 97 году задумали, в 2000 взяли кредит в Европейском банке реконструкции и развития, теперь сдают второй блок самой современной в стране электростанции. Чубайс сравнивает станцию с предстоящими реформами. Интонация - оптимистическая.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: Стране нужно не 2, не 6, а десятки таких вводов, десятки! Вся наша энергетика создана в 50-е, 60-е, в лучшем случае 70-е годы. Она вся нуждается в мощном обновлении. Для этого нужны инвестиции. А дл инвестиций нужен рынок, иначе не бывает.
КОРР.: Полтора часа в Мутновке глава РАО "ЕЭС" в приподнятом настроении. Чубайс на фоне производства, в белой строительной каске, дотошно вникает в процесс переработки пара в электричество. Прием объекта. Чубайс в костюме. Последняя деталь, которой не хватало для полного ощущения праздника. Часть красной ленточки, перерезанной на открытии, становится еще одним украшением героя дня. Чубайс уже отошел от долгой и утомительной войны, и в торжестве победителя прощает своих оппонентов, того же Явлинского - своего самого последовательного противника. Явлинский говорит, что в результате реформ появятс монополии, которые будут управлять российским бизнесом. Обвинение политическое, и Чубайс отвечает уже не экономисту, а общественному деятелю. Интонация - снисходительная.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: Я воспринимал всегда Явлинского как серьезного содержательного оппонента. Да, не согласен с ним по многим вопросам, да у меня на жизнь взгляд другой. Но человек, который отвечал за свои слова, человек, который может аргументировать свою позицию. Человек, который отстаивает то, что он понимает. Все, что он говорил вчера и позавчера по реформе, ну просто стыдно. Он не понимает предмета и делает политику на этом. Это сильное снижение уровня разговора. Ну, я не знаю, с чем это связано, чем обусловлено. Его вопросы, его проблемы. Понятно, что это ни на что не влияет. Понятно, что в итоге Явлинский оказалс политически в очень специфической ситуации.
КОРР.: У Чубайса остались 2 явных противника - "Яблоко" и коммунисты. Остальных он убедил. Говорит только фактами и аргументами. Не скрывает, что нашел общий язык с ОВР через компромисс с Лужковым. От позиции московского мэра зависело, как проголосуют его товарищи по партии. Чубайс и Лужков пошли на взаимные уступки: "Мосэнерго" столице не передадут, но позволят участвовать в едином сетевом проекте пропорционально вложенным активам. Чубайс разъясняет, как это будет. Интонация - деловая.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: У меня нет задачи держать это все и никому не отдавать. У меня есть задача выстроить такую конструкцию, в которой будет конкуренция между конкурирующими компаниями за доступ к потребителю. Для этого сеть должны быть не частной, независимой. То, что предложил Лужков, в итоге, после тяжелого переговорного процесса, в общем, в эту концепцию встраивается. Я с этим абсолютно готов согласиться.
КОРР.: В итоге реформу Чубайса поддержали даже больше депутатов, чем достаточно для прохождени проекта. Поддержали вовремя, потому что промедление подобно смерти энергетики, убежден Чубайс. Интонация тревожная.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: Я действительно считаю, что если бы сейчас мы не смогли этого сделать, если бы сейчас страна оказалась не готова к этому, вот так складываетс реальная ситуация, что страна потеряла бы не полгода, не год, а в моем понимании, минимум 5-7 лет. Весна будущего года - это очевидный уже, развернувшийся предвыборный процесс к думским выборам 2003 года, декабря. В предвыборный период такого рода вещи просто непроходимы. Потеряли время. Что дальше? Президентские выборы, т.е. весна 2004 года. Опять потеряли время.
КОРР.: Начало реализации заведомо непопулярных в народе реформ отложено на 2005 год не в ожидании президентских выборов. Чубайс говорит о своем недавнем разговоре с Путиным. Интонация - доверительная.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: Поработайте над тем, чтобы это было не весной 2005 года, а раньше. Было сказано нам. Будем работать.
КОРР.: Пока реформа принята Думой в первом чтении, но сам Чубайс верит в их необратимость. Он готовится обсуждать старые поправки по существу. О тех, кто предупреждает о повышении цен на электричество в 6 раз, говорит кратко.
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС: Клевещут.
КОРР.: Анатолий Чубайс запустил вторую очередь Мутновской станции и уехал. Пообещал, что предстоящая зима на Камчатке будет не такой тяжелой, как раньше. Жители полуострова ему поверили.
РАБОЧИЙ: Предыдуща зима снежная была. Вот здесь вот, на Мутновской, было 12 м. Переживем. Ничего страшного, все нормально.
КОРР.: Теперь Чубайсу предстоит добиться, чтобы в его реформы поверила вся страна.
ТЕЛЕКАНАЛ "НТВ", НАМЕДНИ:
ВЕДУЩИЙ: "Принципиальный пример смены старого новым" - реформа в изложении ее проводников. В среду Госдума приняла в первом чтении правительственный пакет законов об электроэнергетике. Речь идет о реорганизации крупнейшей госмонополии "Единых Энергосистем". Глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс вместе с правительством выступает реформатором отрасли. В ней должна быть создана конкурентная среда разных продавцов электроэнергии на рынке. Мэр Москвы Юрий Лужков, как всегда, темпераментно оппонировал. С тесно связанной с Лужковым фракцией "Отечество - Вс Россия" вел закрытые переговоры министр экономики Герман Греф. С самим Лужковым - сам Чубайс. При кремлевском посреднике. Говорят о поправках к закону во втором чтении и изменении соотношения в понятии "Мосэнерго" - что там от Москвы, а что от "энерго". Во всяком случае, Лужков в приподнятом настроении улетел в Киев. А зам Чубайса Синюгин, хоть и сказал, что "Мосэнерго" должен реформироваться по базовому варианту, сетовал на обилие компромиссов, подрывающих либерализм законопроекта. Из зоны высокого напряжени Максим Рогаленков.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РАО "ЕЭС" А.ЧУБАЙС: Последний гигантский кусок социализма в российской действительности.
КОРР.: Это слова Чубайса на старте реформы. Сегодня социализма больше нет. Даже электрификации всей страны...
КОРР.: Нет злее врага для коммунистов в России, чем Чубайс. Приватизацию он провел, а теперь общенародный свет превращает в частный.
ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСДУМЫ РФ Г.ЗЮГАНОВ: Если раньше за ваучеры отняли заводы и уничтожили 12 тысяч предприятий, целые отрасли радиоэлектронной промышленности, теперь решили раздать электростанции, без которых в нашей голодной стране невозможно жить и работать.
/ПЕСНЯ/: На всех Чубайсов готовьте спички. И к нам вернетс товарищ Сталин. Готовьте спички, готовьте спички.
КОРР.: Коммунисты во главе народно-патриотического фронта пытались закоротить реформы...
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ Е.ДРАПЕКО: Долой правительство, не умеющее управлять своей страной.
КОРР.: Труднее всего пришлось Чубайсу не с коммунистами. Региональна власть - главная проблема для его реформы. Опасались губернаторы не столько повышени тарифов, сколько потери контроля над электроэнергией. Без света жить тяжело, но можно. А власть удержать нереально! Пришлось главе РАО "ЕЭС" пойти по проводам: от Орловщины до Дальнего Востока. Электростанции открывал и ремонтировал. Да договоры с губернаторами о ненападении подписывал.
КОРР.: Осенью систему отрегулировали. Главное осталось неизменным. Электростанции будут продаваться частным компаниям. Они должны создать рынок конкурирования, что по плану реформы, в конце концов, приведет к снижению тарифов. За государством остаются атомные электростанции, концерн и право контролировать рост цен, по крайней мере, на период реформы - до 2005 года.
ЗАМ. МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ А.ШАРОНОВ: После 2005 года правительство тоже сохранит полномочия устанавливать, так называемые, прайс-кэп - предельный верхний уровень, до которого могут подниматься свободные цены.
КОРР.: Регионы частично вернули контроль за своей энергетикой. Правда, "частично" устраивало не всех.
МЭР МОСКВЫ Ю.ЛУЖКОВ: Реформы, которые были предложены, они похожи на Чубайса, как две капли воды.
КОРР.: Чубайс и Лужков встретились в Кремле.
ШАРОНОВ: Я не держал свечку во время той встречи, поэтому я не скажу о том, какие вопросы обсуждались, какой накал был.
ЧУБАЙС: Там, действительно, на старте была тяжелая позиция. В моем понимании тяжелая - неприемлемая. Передать "Мосэнерго" в Москву. Мы никому ничего не можем и не будем передавать никогда! И ни при каких условиях! Это при социализме было - передать с баланса на баланс. Я не понимаю, что это такое.
ЛУЖКОВ: Мы хотели, чтобы регионы принимали участие в работе и в регулировании работы сетевых региональных компаний, региональных сетей. Мы поставили эти, как говорится, условия. И правительство Российской Федерации, я думаю, все-таки проявило разум.
КОРР.: Исход думского голосования был предрешен. В зале еще поискрили Явлинский и Шандыбин, но центристы от них были надежно изолированы. Краснознаменные митинги коммунистов коротило от представлений юных путинцев. А рыжеволосые театрализованные пикеты яблочников - от милиции.
- Подайте нам на реформу!
- Немедленно подайте нам на реформу!
- Мы возьмем деньги с каждого! Каждый из вас будет давать нам денег на реформу! Почему вы смотрите? Доставайте кошелек!
ЛИДЕР ФРАКЦИИ "ЯБЛОКО" В ГОСДУМЕ РФ Г.ЯВЛИНСКИЙ: Создать возможность давления, буквально, на все политические структуры и силы в России: как в центре, так и в регионах, включая самого президента. В этом политическая суть этих предложений.
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ В.ШАНДЫБИН: Вот это не предательство, это явна измена Родине. Я обращаюсь в прокуратуру, в ФСБ, в МВД. Арестовать прямо на месте Грефа и Шаронова.
УЧАСТНИЦЫ ДЕМОНСТРАЦИИ: Мы любим Путина.
УЧАСТНИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО МИТИНГА: Только враги могут Путина любить.
ЧУБАЙС: Это только старт! А замысел здесь очень серьезный. Такой серьезный, что вы даже пока и не представляете!
КОРР.: В последние годы крупные предприятия - те, кто не хотел зависеть ни от РАО, ни от его реформы - создавали собственные небольшие электростанции. Конечно, не такие огромные, зато экономичные. Хватит энергии и для себя, и еще соседям можно излишки тока продать. Он дешевле, чем у РАО. Это и есть маленький, но рынок. Наглядное пособие дл реформы, правда, не имеющее к ней никакого отношения.
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/personal.cgi?news=00000000078