Эксклюзив
03 февраля 2015
5131

Реформы высшей школы после 2014 года: корректировка идеолого-организационных приоритетов

Аннотация. Курс на импортозамещение в связи с американо-европейскими санкциями потребует, во-первых, реализацию возможностей отечественной техники и технологии; во-вторых, развитие импорта техники, поставляемой странами БРИКС и в-третьих, мобилизацию творческой активности вузовских проектов совершенствования техники и последовательного внедрения их реальных достижений в отечественное производство. Каждое из названных направлений имеет свои сложности и "подводные камни", рассматриваемые в настоящей статье.
Ключевые слова. Реформа высшей школы, расчет ограниченных ресурсов, реализация потенциала вузовского технического образования, импортозамещение, особенности потенциала стран БРИКС, инициатива вузовских коллективов, сокращение сферы администрирования в вузах.

События минувшего, 2014, года поставили перед всеми сферами жизнедеятельности российского государства и общества необходимость предельно строгого расчета ограниченных ресурсов и средств для решения насущных задач в краткосрочных и, по крайней мере, среднесрочных перспективах. Все это безусловно относится и к системе высшего образования страны.
Прежде всего, задачи импортозамещения. Модернизация производственных мощностей на собственной российской технологической и научной основе потребует в первую очередь резкого преодоления производственных и организационных ситуаций, связанных с обновлением морально устаревшего оборудования и управленческих технологий. Имеющиеся для этого собственные производственные мощности придется не просто расширять. Руководствуясь подзабытыми принципами стахановского движения: придется "выжимать" из наличной техники в несколько раз больше, чем она может дать. Это неизбежно повлечет за собой риск увеличения всевозможных аварийных ситуаций и коллизий: любая техника имеет "узкие места". Соответственно, во всех учебных курсах технических вузов, ориентированных на обучение эксплуатации наличной российской техники, придется предусматривать соответствующие разделы, посвященные предотвращению наиболее вероятных аварий и оперативному ограничению их крупномасштабных последствий. Все это вероятно затронет и действующие инструкции по технике безопасности, где придется выделять абсолютные запреты и тактику допустимых действий, ориентированных на использование наличных технических ресурсов. Поощрение рационализации и изобретательства в этой сфере становится одной из задач учебного процесса в складывающихся производственных ситуациях.
Другой вариант - восполнение технологического дефицита, развитие поставок техники из стран БРИКС, занимающих внешнеэкономические позиции по отношению к России, отличающиеся от американо-европейской политики санкций. С одной стороны, по определению поставки из этого источника имеют ряд лимитов, обусловленных особенностями происхождения технических решений. В их основе - те или другие модели американского, западноевропейского или японского происхождения, заметно модернизированные для удобства пользования и снижения производственных затрат. Вместе с тем, помимо проблемы качества исходных материалов, производственного оборудования и технической культуры персонала приходится считаться с рисками контрафактов и возникающих отсюда конфликтных ситуаций с недобросовестными поставщиками: их число по определению резко увеличится. Соответственно, подготовка российского инженерно-технического персонала к особенностям "поведения" этой техники в условиях интенсификации ее эксплуатации - одна из задач "на упреждение", встающая перед кафедрами профессиональных профилей российских технических вузов. И соответствующие корректировки учебных курсов и сетки часов придется закладывать заблаговременно.
Третье направление импортозамещения (если мыслить трезво, в значительной мере ограниченного сменой партнеров и источников поставок) - внедрение в производство лабораторных наработок и заготовок собственных изобретателей и рационализаторов. Здесь потребуется кооперация возможностей в масштабе разнопрофильных отраслей: сегодняшние особенности централизованного "ручного" управления создадут множество препятствий, вытекающих из массы ведомственных инструкций и соответственно охраняемых ими межведомственных барьеров. Эффективность политики "опоры на собственные силы" в данной сфере потребует следования логике технологического процесса, идущей от лабораторных изысканий к опытных экземплярам и к выводу последних в массовое производство. При непрерывном совершенствовании возможностей и разнообразии сфер применения наиболее удачных решений.
Очевидно, что переориентация всей системы преподавания фундаментальных естественнонаучных и прикладных технических дисциплин на решение сложностей экономическо-технологических ситуаций, обусловленных разворотом российской внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности к восточным партнерам и членам БРИКС, а также кризисом в отношениях с Западом, не отменяет того бесспорного факта, что западная наука и технология остаются наиболее продвинутыми в фундаментальных направлениях, обеспечивающих технолого-экономические сдвиги на ближайшие десятилетия. Отсюда просматривается значение для всех членов БРИКС пристального внимания к тому, что делается в западном мире в области технологических и научных инноваций. Другое дело, что для России в настоящее время прямые возможности доступа к ним резко усложнились и будут оставаться сложными при сохранении санкций. Падение цен на нефть внесет дополнительные ограничения российских возможностей в этой области.
Между тем, значительное отставание здесь от достижений Запада несет с собой очевидные риски для сохранения военно-стратегического паритета. Последний предполагает совершенствование как "сил удара", так и средств защиты, неотделимых друг от друга в развитии стратегий внешнеполитического противостояния. Соответственно, реакция образования в вузах и в системе подготовки технических специалистов начального и среднего звеньев предполагает сочетание оперативных реакций на складывающуюся экономическую ситуацию и сохранение курса на освоение студентами, аспирантами и докторантами новейших достижений мирового научно-технического развития. Утрата последнего направления чревата развертыванием психологии и практики провинциализма, когда "деревья" существенных частностей закрывают перспективу ведущих тенденций мирового экономического и научно-технического развития. Нельзя забывать, что никто не отменял и не в состоянии отменить его глобализационных тенденций и обусловленной ими сети международных взаимозависимостей. Для России в настоящее время усложнился доступ к ее очевидным плодам, то есть достижениям. Но никто не может отменить объективного значения приоритета научно-технического сектора развития для экономики страны, организации ее повседневной жизни, культуры, образования и т.д. Отставание - по темпам узнавания и освоения - этих достижений повлекут за собой утрату даже нынешних объективных позиций страны в показателях научно-технического и культурного развития.
Все это накладывает особую ответственность на политику развития вузов. Среди ее возможных ресурсов позволим себе выделить следующие. Первое. Условие мирового кризиса и сложностей, переживаемых страной в ее отношениях с Западом, предполагают акцент на роль интеллектуально-психологической мобилизованности профессорско-преподавательского состава и студенчества. Выходом здесь не может быть бесконечное увеличение сетки часов и параллельно введение обязательной шестидневной недели служебного присутствия профессорско-преподавательского состава в стенах вуза. Но расширение сетки консультаций, кружков, теоретических клубов, совместных проектов, в которых участвуют профессора и другие преподаватели вместе с аспирантами и студентами, является одним из условий активизации их интеллектуально-психологического потенциала.
Второе. Создание условий для критического обсуждения любых творческих идей - от самых "благостных" до самых "сумасшедших" - предполагает отказ от системы властных вертикалей при развитии творческих инициатив, возникающих научно-технических коллективов. Атмосфера максимальной доброжелательности к критике и свертывания административного ресурса в управлении ею - одно из условий мобилизации творческих сил вузовских коллективов.
Третье. Требуется переход от предельно формализованной отчетности, касающейся показателей состоятельности как студентов, так и преподавателей, к предметным формам фиксации значения "конечных продуктов" образования в технических вузах.
Четвертое. Указанный выше критерий не может быть выдвинут применительно к социально-гуманитарным дисциплинам, преподавание которых целесообразно организовать вокруг главной задачи, основополагающей для становления и развития личности молодого человека. Таким смысловым центром является интерес к творческой деятельности и овладение знаниями и навыками, способствующими ее становлению: от знания общей и профессиональной психологии до художественного творчества, от эстетики нравственно-состоятельного поведения до условий и лимитов возможностей нынешнего поколения творцов. Определяемых, напомним, как особенностями современного этапа цивилизационного развития, так и генетико-космическими особенностями существования рода человеческого на Земле.
Пятое. В нашей многонациональной, поликультурной и полирелигиозной стране сохранение и активное воспроизводство барьеров, питаемых национализмом, шовинизмом, политико-религиозным экстремизмом и кланово-групповой ограниченностью является существенным препятствием развития личности по пути самосознания ее места на Земле и раскрытия здоровых потребностей и перспективных способностей. Только гуманитарное образование на всех уровнях деятельности российских граждан в состоянии способствовать развитию их социальной ответственности и оздоровлению климата во множестве деловых коллективов. Поэтому увлечение технико-организационной стороной образования и сохранение в вузах гуманитарных дисциплин по "остаточному" принципу (к чему склонны руководители профильных кафедр и факультетов) является очевидным перекосом, влекущим за собой недоученность и, как следствие, личностную ущербность. Вуз был и остается местом, где профессиональная подготовка (продолжающаяся сегодня всю жизнь, - разумеется, в иных дозах и ракурсах) сочетается с наиболее активной фазой развития личностного потенциала, осознания его возможностей, неповторимой конфигурации и, понятно, вытекающих отсюда ограниченностей объективного и субъективного порядков. Гибкость образования, имеющего в виду содействие этой задаче, - одно из условий соответствия российской высшей школы характеру и профилю тех испытаний, которые поставлены перед нею историей.

Библиография
1. Верескун В. Д., Постников П. М., Мишин Ю. Д. и др. История и философия науки : учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. - 371 с.
2. Глаголев В.С. Стратегия непрерывного образования в российских вузах: подводные камни // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-практической конференции (6-7 февраля 2014 г.) / СГУПС, НТИ - филиал МГУДТ. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - 394 с. - С.27-32.
3. Силантьева М.В. Новые принципы "философии границы" в глобальном мире - десуверенизация или "постсуверенизация" // Полис (Политические исследования). - N3, 2014 - С.8-26.
4. Традиции и современность. 1944-2014 / Под общ. ред. академика РАН А.В.Торкунова. Редколл.: А.В. Торкунов, В.В. Воротников, А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2014.- 352 с.

В.С. Глаголев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован