Политическая ситуация, сложившаяся в Госдуме четвертого созыва, вряд ли способствует отстаиванию интересов территорий. Обладающая абсолютным большинством фракция "Единая Россия" проголосует за любые предложения правительства, даже непопулярные. И наоборот, очень непросто будет добиться, чтобы оказались учтены мнения и экономические особенности регионов. Позитивно повлиять на ситуацию могли бы объединенные усилия депутатов Госдумы в отстаивании интересов своих территорий. В определенной степени это подтверждает тот активный отклик, который нашло у сибирских депутатов предложение газеты "Континент Сибирь" обсудить за круглым столом интересы регионов СФО.
Круглый стол депутатов Федерального Собрания РФ "Поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, в которых заинтересован Сибирский регион", организованный ИД "Сибирь-Пресс" совместно с газетой "Континент Сибирь", прошел в Москве 20 мая 2004 года в отеле "Марриотт Аврора Роял". В обсуждении новаций бюджетного и налогового законодательства приняли участие депутаты Государственной думы и Совета Федерации, представляющие Красноярский край, Кемеровскую, Иркутскую, Томскую и Новосибирскую области.
Можно выделить две главные темы, которым участники круглого стола уделили максимум внимания. Это разделение полномочий и источников налоговых доходов между органами государственной власти: федеральным центром, регионами и местным самоуправлением. А также поправки в блок "социальных" законов, которые выражаются в замене множества неисполнимых, но декларируемых льгот их денежным выражением. Очевидно, что именно этим двум реформам предстоит играть ключевую роль в российской политике в ближайшее время. Уже 1 июня фактически те же самые вопросы обсуждались в Кремле на заседании Госсовета президентом Владимиром Путиным и губернаторами российских регионов.
Заседание круглого стола депутатов Федерального Собрания РФ открыл один из опытнейших российских парламентариев - первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, иркутский депутат Виталий Шуба, который проинформировал коллег о переменах, ожидающихся уже при формировании бюджета 2005 года. Виталий Шуба напомнил, что до сих пор ни в одном ежегодном бюджете доходы не были разделены между федеральным центром и регионами в пропорции 50 на 50, как положено по нормам законодательства. Год за годом центр получал большую долю доходов. Формирование бюджета 2005 года будет проходить одновременно с реформированием административной системы страны. И ряд налогов в связи с реформой дополнительно "поднимется" в центр, а значит, у регионов могут возникнуть значительные выпадающие доходы.
Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (в части установления видов налогов и сборов в РФ, закрепления полномочий органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов) и "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" были внесены в Госдуму правительством РФ 04.09.2003. Законопроекты приняты в первом чтении Госдумой 18.11.2003. Срок подачи поправок был ограничен 1 марта 2004 года, но поправки к законам продолжают поступать и в мае. Утверждение законопроектов Госдумой во втором чтении было запланировано на весеннюю сессию 2004 года, однако конкретная дата рассмотрения до сих пор не назначена.
Ряд участников круглого стола посчитал, что изменить ситуацию в пользу регионов можно, если изменить систему межбюджетных отношений. Однако зампред бюджетного комитета Госдумы, до избрания в Думу занимавший пост заместителя губернатора Амана Тулеева, Андрей Макаров напомнил коллегам "авральные" обстоятельства, в которых принимались первоначальные редакции Бюджетного и Налогового кодексов.
"Условием выдачи кредита МВФ - $4 млрд перед дефолтом - было принятие Госдумой второго созыва Бюджетного и Налогового кодексов. И в понедельник мог быть предоставлен кредит МВФ, но для этого в пятницу, за один день, Дума должна была принять первую часть обоих документов. И я прекрасно помню ту пятницу: Виталий Борисович Шуба докладывал Бюджетный кодекс, а я - Налоговый, - рассказал Андрей Макаров. - А потом проходило еще утверждение в Совете Федерации, председателем которого был Егор Строев. Сенаторы начали возражать, говоря: "Мы не против принятия Налогового кодекса, но, может быть, вы его нам дадите хотя бы почитать?" И Егор Семенович произносит гениальную фразу: "А что там читать? Мы вам его два месяца назад направляли - там то же самое". Я не к тому рассказал эту историю, чтобы показать, что базы налогового и бюджетного законодательства были плохо подготовлены. Отнюдь, они были разработаны профессионалами. Это всего лишь пример того, в какой обстановке принимались основы основ важнейших систем экономики страны".
Необходимость процесса "монетизации" льгот Андрей Макаров аргументировал цифрами: объем декларируемых льгот составляет 6,5 трлн рублей, в то время как весь годовой бюджет России только приближается к пяти триллионам. Депутат живо описал реакцию людей на ожидаемую реформу льгот и ее возможные социальные последствия.
Опыт сибирского депутатского корпуса - а участники дискуссии занимали высокие посты в исполнительной власти регионов, руководили крупными предприятиями или не один созыв работают в ключевых комитетах Госдумы - позволил оценить предстоящие изменения в бюджетном и налоговом законодательстве с разных точек зрения. Каждый из участников, выступая, стремился донести до коллег и слушателей свою главную мысль.
В предыдущих созывах интересы территорий оказывались на периферии большой политики. Лоббирование шло в первую очередь по фракционному и отраслевому принципу. Фракционная раздробленность, приоритет партийных интересов над территориальными мешали депутатам объединиться в отстаивании интересов своих округов и регионов. Проведенный 20 мая круглый стол продемонстрировал, что в первые же месяцы работы Думы четвертого созыва депутаты от сибирских территорий выражают готовность искать взаимопонимание в отстаивании региональных интересов. Подавляющее большинство депутатов входят во фракцию "Единая Россия". Это дает надежду, что фракционная раздробленность не отразится негативно на совместных действиях, если только не помешает партийная дисциплина. В такой ситуации защита интересов регионов зависит уже скорее от личной инициативы депутатов и от их персональных лоббистских возможностей.
газета Континент Сибирь
Дмитрий Тростников
04.06.2004
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=125.2