Как и рассчитывало правительство, беспрецедентный рост доходов и расходов в бюджете-2006 - почти на треть по сравнению с нынешним годом - будет решающим аргументом при прохождении документа через Госдуму. В понедельник депутаты комитета по бюджету и налогам рекомендовали его к принятию в первом чтении. Однако, как показало обсуждение бюджета с представителями регионов, благополучие федеральной казны обеспечено во многом за счет субъектов РФ. Дефицит региональных бюджетов в следующем году составит более 300 млрд. рублей, и даже запланированный объем финансовой помощи регионам в объеме 370 млрд. рублей не спасет положение. Депутаты предлагают ко второму чтению пересмотреть увеличение межбюджетных трансфертов.
Думский комитет по бюджету и налогам завершил обсуждение проекта федерального бюджета на 2006 год, рекомендовав его к принятию в первом чтении. Представители МЭРТ и Минфина в один голос отстаивали мнение, что законопроект вполне отвечает требованиям президента: он направлен как на развитие экономики, так и на повышение благосостояния населения. Бюджетные расходы выросли почти на треть по сравнению с 2005 годом - до 4270 млрд. рублей, причем значительная их часть пойдет на социальные нужды: на индексацию зарплат выделено 64,7 млрд. рублей, на выплату пенсий, пособий - 209 млрд. рублей. К тому же ко второму чтению будут распределены 115 млрд. рублей, которые президент призвал правительство потратить на финансирование образования, здравоохранения, развитие ипотеки.
Однако, по мнению председателя Счетной палаты Сергея Степашина, выполнение социальных задач может быть сорвано из-за несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов. "Надо отметить, что у местных бюджетов низкая доходная база. Земельный налог, отданный им на откуп, не исправит показатели, поскольку не во всех регионах сформирован земельный кадастр", - пояснил Степашин. В итоге повышение зарплат бюджетников ставится под большое сомнение.
Остались недовольны проектом федерального бюджета и представители регионов - участники "круглого стола", посвященного межбюджетным отношениям. По словам председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Гришина, объем фонда поддержки регионов по отношению к ВВП остался на уровне 2005 года - 0,9% ВВП. Раздел финансовой помощи бюджетам других уровней оказался на 0,1% ВВП ниже показателя 2005 года. Депутаты комитета утверждают, что этих денег недостаточно, чтобы покрыть хронический дефицит их бюджетов. "Согласно расчетам авторов консолидированные бюджеты субъектов должны быть исполнены с профицитом почти в 70 млрд. рублей, однако в реальности они будут сверстаны с дефицитом, который, по нашим оценкам, составит 250-300 млрд. рублей", - заверил Гришин.
В следующем году регионам придется нелегко: вступает в силу закон о местном самоуправлении, который обязывает субъекты за свой счет описать административные границы муниципальных образований, обучить новый штат управленцев, принять на баланс от центра имущественный комплекс. Федеральный бюджет никак это не компенсирует. К тому же бюджетам придется изыскать средства на повышение окладов бюджетников. "С учетом инфляции, расходов на индексацию зарплат, а также уже существующего дефицита в 1,5 млрд. рублей в бюджете Томской области образуется дырка в 3,5 млрд. рублей. Реализация же административной реформы выльется нам в 1 млрд. рублей", - посетовал первый заместитель губернатора Томской области Вячеслав Наговицын.
Региональные власти винят в своем бедственном положении проводимую федеральными властями политику централизации доходов, которая не стимулирует местные власти к развитию экономической конъюнктуры. "Нет смысла вкладывать средства в развитие экономики, ведь полученную прибыль в виде налогов забирает центр. Вот с 2006 года наши нефтяные территории потеряют более 1 млрд. рублей из-за того, что арендные платежи за пользование федеральной землей будут перечисляться в бюджет РФ", - продолжил Наговицын.
Председатель комитета по бюджету, финансам и налогам народного собрания Республики Дагестан Сергей Пинхасов пожаловался на несправедливость новой методики распределения акцизов на алкогольную продукцию. Если сейчас заводы - производители алкогольной продукции платят 20% акцизов, а 80% - акцизные склады, то с 2006 года уплата акцизов целиком возлагается на производителя, причем собранные средства будут поступать сначала в федеральный бюджет, а потом распределяться по регионам согласно сложившейся ныне пропорции. Из-за консервации доли налоговых поступлений регионы, где развито ликероводочное производство, лишатся стимула к его развитию. "У нас два коньячных комбината. Почти 95% коньяка уходит на экспорт. В результате наши импортеры получают доход, а мы остаемся в убытке, равном 500 млн. рублей. Надо менять пропорцию с точностью до наоборот", - предложил Пинхасов.
"Это еще мягкая форма изъятия, потому как правительство обещает в течение года компенсировать выпадающие доходы", - утешил коллегу представитель от законодательного собрания Красноярского края в Совете Федерации Вячеслав Новиков. Страшнее, на его взгляд, "грубые формы изъятия с легким оттенком цинизма", то есть без последующей компенсации из центра, каковым было лишение регионов 1,5-процентного налога на прибыль. Поправки в закон о НДС также предусматривают безвозвратное изъятие у регионов 47 млрд. рублей. "Нужно кончать с этой порочной практикой увеличения доходов федерального центра без последующего возмещения убытков регионам", - призвал Новиков.
Отчасти мнение регионов было депутатами услышано: в своем заключении на проект федерального бюджета они пообещали ко второму чтению пересмотреть увеличение средств по разделу межбюджетных трансфертов, что поможет хотя бы частично покрыть дефицит бюджетов на местах.
Людмила Новикова
19.09.2005
gzt.ru