26 марта 2007
2717

Регионы России. Проблемы Крайнего Севера

1. Северные территории представляют зону стратегических интересов РФ по целому ряду причин:
во-первых, в настоящее время они выступают важнейшим фактором стабилизации экономики, обеспечивая относительно дешевые поставки сырья и энергоносителей, доминирующую часть валютных поступлений;
во-вторых, после "распада" Советского Союза резко возросло для отечественной экономики значение северных портов и транспортных магистралей;
в-третьих, Север выступает как стратегический территориальный и экологический резерв, причем не только в национальном, но и в мировом масштабе.
Наконец, в условиях нарастания процессов глобализации значительно возрастает роль северных регионов в международной деятельности.
2. Наряду с важнейшими факторами геополитического и транспортного значения, основной социально-экономической предпосылкой освоения и устойчивого развития северных территорий объективно являются природные и водные ресурсы.

В настоящее время на Севере расположено полностью или частично 27 субъектов РФ.

Север занимает около 2/3 территории России.

Здесь проживает около 8% населения страны, но производится, по разным оценкам, от 14 до 16% ВВП.
Экспортный потенциал Севера обеспечивает около 60% валютных поступлений.

Около 4/5 объема производства да-ют предприятия по добыче и переработке природного сырья, топлива и энергетики. На Севере производится 18% электроэнергии, 25% продукции лесопромышленного комплекса страны.

Необходимо принятие федерального закона, регулирующего условия совместного использования ресурсов недр.

3. Основная отрасль Мурманской области - рыбная, но из-за несовершенства законодательства, в Мурманский порт уменьшается поступление рыбной продукции из-за фискальной политики таможенных органов.

Необходимо ускорить принятие федеральных законов о рыболовстве, о плате за пользование водными биологическими ресурсами.

4. Баланс финансовых потоков "Север - Россия" свидетельствует о том, что направляемые средства значительно превышают движущиеся в обратном направлении. В соответствии с концеп-ией межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг., расчет трансфертов был произведен с учетом выравнивания только душевых бюджетных доходов, без выравнивания текущих расходов. Доля Мурманской области в фонде финансовой поддержки регионов, утвержденная Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 г." была снижена на 35% в сравнении с 1998 г., так как приведенный среднедушевой бюджетный доход составил 1241 руб. при уровне доходного выравнивания по России 1075 руб. на одного человека. В связи с чем реализация федеральных законов "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" должна производиться в пределах поступлений в доходы консолидированного бюджета.

Государственной Думе необходимо решить вопрос об увеличении с 2000 г. норматива отчислений от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые в РФ, а также о за-креплении за субъектами РФ 50% поступлений таможенных пошлин и прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности, акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ.

5. В настоящее время Центром остро поднимаются вопросы источников финансирования государственных гарантий и компенсаций северянам за работу в экс-тремальных условиях. По нашему мнению, этот вопрос с повестки дня должен быть снят.

Дело в том, что:

во-первых, главные расходы несут сами северные регионы;
во-вторых, здесь имеет место некорректность счета со стороны Минфина;
в-третьих, государством создана двойная система налогообложения для северных хозяйственных субъектов. Одна - с доходов, другая с расходов, когда налоги берутся с "северных удорожаний", т.е. с повышенных издержек на производимые товары и услуги.
6. Для пенсионеров северных регионов необходимо принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (о начислении к пенсиям районных коэффициентов, установленных к заработной плате в производственных отраслях), так как пенсионеры получают пенсию с применением районного коэффициента, установленного для рабочих и служащих непроизводственных отраслей Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР в 1964 г.

В мурманской области в 1991 г. Постановлением Администрации Мурманской области установлен единый районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ исчисляются в размере 28% от фонда оплаты труда, начисленного с применением районного коэффициента к заработной плате, равного 1,5. Пенсии выплачиваются с применением коэффициента 1,4.

7. Следует законодательно изменить порядок исчисления стажа работы лиц, работающих в экстремальных условиях районов Крайнего Севера. В Федеральном законе "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предложить стаж работы в районах Крайнего Севера засчитывать в полуторном размере.

Т.КОНОНЕНКО,
депутат Мурманской областной Думы

Обозреватель - Observer

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован