Предприниматели, обещавшие пойти в суд против чиновников, теперь надеются выиграть "войну" за наружную рекламу дипломатическими методами
Принятый на октябрьском заседании Пермской городской думы пакет документов, касающийся правил размещения наружной рекламы, вызвал очередной шквал возмущения со стороны предпринимателей. Пообещавшие было пойти в суд бизнесмены "одумались" и вступили в затяжные переговоры с чиновниками. Удовлетворить всех не удастся при любом раскладе, и шлейф злоупотреблений, явных и мнимых, продолжит преследовать местное рекламное законодательство.
Пермские власти решили, что город перенасыщен рекламными конструкциями и затеяли массовое сокращение количества биллбордов - вдвое. Бюджету Перми на 2007 год, и так принятому с дефицитом в 1 млрд руб., новая инициатива грозит недополучением доходов с "наружки" в 100 млн руб.
По мнению лидеров рекламного рынка, повышение базовой арендной ставки с 60 до 80 руб. не оправдает реальные потери при сокращении рекламных щитов. Большинство из них склоняется к тому, что "засорение города рекламой" - всего лишь иллюзия, и, напротив, без биллбордов город станет "грязным и серым".
Рекламный рынок в Перми - вообще сфера достаточно деликатная, тем более что предыдущие реформирования "наружки" часто сопровождались злоупотреблениями со стороны чиновников и несправедливым перераспределением конструкций. Нынешняя реакция рекламщиков легко прогнозируемая: они в один голос заявляют о том, что будут бороться за свой бизнес всеми возможными способами. Всеми или нет, пока не ясно: по крайней мере, в суд никто из предпринимателей до сих пор не обратился.
Страсти, между тем, накаляются. Участники рекламного рынка не видят смысла в том, чтобы существенно сокращать "наружку". По их мнению, происхождение "прожекта" связано либо с чьими-то коммерческими интересами, либо с неграмотностью нового состава гордумы в отношении рекламного бизнеса. Уже не раз прозвучавшая точка зрения гласит также, что таким образом "прикрывается" появление нового, скорее всего, московского оператора рынка.
В то же время пермские рекламщики не боятся появления более сильного конкурента, поскольку в Прикамье рентабельность этого бизнеса составляет 20-25%, следовательно, "монополиста на рекламном рынке не было и быть не может".
"На данный момент рынок не "заточен" под какого-нибудь единственного игрока. Если бизнес и встретит еще одно рекламное агентство, то это будет компания с серьезным административным ресурсом. Я не думаю, что это действительно возможно, ведь не 1990-е годы, в конце концов, на дворе, хотя и этот вариант тоже нельзя исключать", - рассуждает директор рекламной группы Lege Artis Антон Толмачев.
Отдельная дискуссия разворачивается вокруг плана-схемы размещения рекламных конструкций. План-схема - часть положения о распространении наружной рекламы, принятого Пермской городской думой в октябре. Впрочем, этот документ будет приниматься по частям - в четыре захода. По мнению бизнесменов, это решение противоречит федеральному законодательству. Рекламщики возмущены тем, что с ними по этому вопросу никто не посоветовался.
По словам депутата Пермской городской думы Василия Кузнецова, "гордума может принимать во внимание эту графу федерального закона, а может и не принимать". Такое "самоуправство" смогут пресечь лишь сами рекламщики. Предприниматели имеют полное право подать в суд, однако директор Пермской ассоциации рекламных агентств Александр Дубровский считает действия властей весьма разумными: "Даже если план-схему и примут цельным документом, то все равно аукционы сразу по всему городу провести невозможно".
Еще один спорный момент - часть положения, касающаяся порядка выдачи разрешений на аренду рекламных конструкций. Напомним, что ранее эта процедура проходила на конкурсной основе, что ставило участников рынка в неравные условия. По желанию большинства представителей рекламных агентств, нынешний документ предпочел конкурсу аукцион. По словам Василия Кузнецова, это выгодно как для городского бюджета, так и для самих рекламщиков. Более того, по мнению депутата, благодаря проведению аукционов рынок станет более прозрачным. Кузнецов полагает, что принятое положение намного глубже и понятнее прежнего. Как утверждает депутат, гордума намерена продолжать работу по усовершенствованию этого законопроекта.
Однако, например, в Москве не так давно городские власти отказались от системы аукционов, признав ее сложной и несовершенной. Стоит отметить, что в Пермском крае первый опыт проведения торгов также не увенчался успехом. Так, березниковские власти до сих пор не могут получить деньги за аренду рекламных площадей от выигравшей аукцион организации.
Алена КОТОВА
14.11.2006
www.nk.perm.ru