02 февраля 2015
2948

Религиозная аксиология в русском философском дискурсе: методологические приоритеты

В трактовках религиозной философии России, получивших распространение в российских и зарубежных публикациях, представлено несколько как взаимно дополняющих, так и взаимно исключающих точек зрения. Во-первых, нигилистическое отрицание собственно философского содержания в трудах российских мыслителей - начиная с Древней Руси и заканчивая, по крайней мере, первой третью 19 в. Данную позицию с разной степенью последовательности и настойчивости утверждали ангажированные ненавистники России, ставшей крупным евроазиатским государством в 18 в., вносившем свою ноту в концерты европейской и азиатской политики и части спутывавшей ее карты. В свою очередь, российские космополиты, выросшие на идеях французского Просвещения и принявшие революционные программы преобразования российского общества (вплоть до якобинских), не видели в огромном массиве древнерусской и последующей литературы ничего, кроме покорности власть предержащим, прославления деспотизма, фанатичного утверждения идей старообрядчества и других проявлений отсталости социально-политического и духовного состояния страны. Дворянский революционер А.Н. Радищев разделял эту точку зрения, от всего сердца соболезнуя беспросветному положению русского крестьянства.
Правда, со времен Петра I предпринимались попытки создать целостную историю государства российского. Их высшим достижением стал знаменитый восьмитомный труд Н.М. Карамзина, опиравшийся на гигантский свод древнерусских летописей и множество других зарубежных источников. Естественно, что в поле его внимания оказались и такие личности, как митрополит Иларион, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, Иван Грозный и Андрей Курбский, патриарх Никон и протопоп Аввакум, равно как и ряд других личностей, оставивших несомненный след в культуре и духовном развитии России.
Начиная с просветительской деятельности митрополитов Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) систематизируется огромный материал по истории русской Православной Церкви, включавший ряд литературных источников, текстов проповедей и ряда официальных документов, отразивших многие особенности российского богословия, в русле которого содержались и многие философские идеи. Появление в середине 1830-ых гг. славянофильского кружка и активные споры его участников (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы и др.) позволили выделить собственно философские вопросы в самостоятельную сферу творческого обсуждения. При этом славянофилы не только опирались на литературно-исторические источники и богословско-философские труды мыслителей предшествующих веков, но и проявили незаурядное внимание и изобретательность в выдвижении мифологизированных парадигм о закономерностях современного им состояния и будущего развития страны.
Образ птицы-тройки - России - из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, совершающей свой стремительно набирающий скорость полет, корреспондировал с государственной убежденностью, что перспективы процветания России обеспечены триединым союзом "православия, самодержавия и народности". В дальнейшей истории российского культурно-политического консерватизма мечтания о плодотворных возможностях подобного союза возрождались вновь и вновь в качестве панацеи преодоления угроз и последствий фундаментальных кризиса.
Гоголевские эпистолярные размышления о живительном потенциале православной веры для духовного совершенства образованных людей России вызвал в 1847 году беспримерно резкое "Письмо к Гоголю" В.Г. Белинского. Оно было написано в Зальцбурге и, таким образом, не прошло российскую цензуру. Его уничтожающе-язвительный тон во многом предварил антихристианскую направленность статей В.И. Ленина о Толстом и примыкающих к ним писем к М. Горькому, в которых религиозные искания русской интеллигенции первой половины 20 в. рассматривались как "идейное труположество" (активная некрофилия). Здесь сложилась устойчивая линия отрицания духовной значимости и общественной ценности религиозной философии, воспринятое советской философией в 1920-ые - 1980-ые гг.
Длительное время нигилистическое отношение к корпусу идей русской религиозной философии опиралось на систему позитивистского превознесения естествознания как области точного знания, несовместимой "со всякой метафизикой", в том числе, и с метафизикой религиозной. Преподавание естествознания в российских университетах после смерти Николая I в 1855 г. и наступление эры либеральных реформ в царствование Александра II, опиралось на позитивистские учебные курсы - в начале заграничного, а затем и российского происхождения. В русле позитивистских идей процветание России связывалось с развитием промышленности, ростом образования и распространения естественнонаучных знаний, - в соответствии с исходными посылками А. Сен-Симона, сформулированными еще в 1820-ые гг.
Нарастание социально-экономических противоречий в среде русского крестьянства и нарождающегося рабочего класса предопределило поляризацию демократического лагеря (представленного в основном разночинцами - выходцами из духовенства и мелкопоместного дворянства) и консервативным лагерем, опиравшимся на государственную бюрократию, нарождавшуюся крупную буржуазию и быстро увеличивавшиеся круги интеллигенции, занятой повседневной и достаточно рутинной деятельностью (школьные учителя, университетская профессура, врачи, крупные земельные собственники и т.д.). Позитивистски ориентированные и революционно-демократические круги проявляли открытое равнодушие к религиозно-философской проблематике, считая ее одним из инструментов духовного гнета, используемого консервативным лагерем. В свою очередь, позднее славянофильство, с его панславистскими идеями утверждения геополитической гегемонии на Балканах и в Средней Азии (ставшей актуальной задачей внешней политики России в конце 1860-ых и 1870-ых гг.), искало взаимопонимания с западным и южным славянством на основе общности христианских ценностей и сходной исторической судьбы западных и южных славян, являвшихся объектами подавления со стороны Оттоманской империи и Австро-Венгрии. При этом сепаратистские устремления национальных лидеров в Царстве Польском рассматривались исключительно как результат успешных происков внешних врагов России - Великобритании, Франции, Австро-Венгрии и Пруссии.
Появление в 1874 г. работы В.С. Соловьева "Критика отвлеченных начал. Против позитивизма" ознаменовало активный творческий прорыв философско-религиозных идей выдающегося русского мыслителя, обнаживший ограниченный характер и духовную бесперспективность (если не сказать - нищету) позитивистских воззрений в тех случаях, когда позитивисты предпринимали попытки фундаментальных теоретических обобщений . Философское credo Соловьева, вырабатывавшееся им на протяжении четверти века, предложило программу отношений взаимодополнительности научного знания, художественного опыта и религиозной веры в форме, развивавшейся мыслителем в "Философии всеединства". Последняя последовательно демонстрировала односторонний характер (и вытекающие из него ложные шаги) теоретических и духовных усилий со стороны каждой из трех составляющих, если она отрывается от двух других и пытается противостоять им. Свое теоретическое credo Соловьев апробировал публичным способом: в марте 1881 г. на своей лекции в Санкт-Петербурге он призвал царя Александра III, сменившего убитого народовольцами Александра II, помиловать цареубийц во имя торжества христианской идеи всепрощения. Одновременно с Соловьевым Лев Толстой написал в Ясной Поляне сходную просьбу в письме, адресованном Александру III. Так же, как и Соловьев, он руководствовался духом христианского милосердия. Как известно, Александр III казнил цареубийц. А спустя 6 лет ответил пятью виселицами на подготовку нового цареубийства. Среди повешенных в 1887 г. был брат будущего В.И. Ленина - Александр Ульянов.
Нравственная целостность В.С. Соловьева проявилась и в его поэтическом творчестве. Образы его стихов музыкально-выразительно утверждают философское credo, исповедуемое мыслителем-поэтом. Как известно, философское и поэтическое творчество В.С. Соловьева привлекло последователей. Достаточно назвать среди них имена Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, чтобы подтвердить плодотворность софиологических идей, развивавшихся страстным критиком позитивизма. Среди русских поэтов-символистов "второй волны" - З.Н. Гиппиус, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый - софиологические идеи были чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить "Стихи о Прекрасной Даме", обращенные Блоком к его невесте Л.Д. Менделеевой, дочери великого химика.
Логично поставить вопрос: насколько связаны богословско-философские размышления в начальный период русской духовной культуры - с ее расцветом в период "Серебряного века" ? Обратимся к структуре "Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона (11 в.). Здесь в жанре страстной проповеди утверждается приоритетность искания и обретения знания о тех преимуществах, которые дает христианину его религиозная вера. Это знание позволяет, с одной стороны, определить необходимость, а с другой - ограниченность ветхозаветного способа в выборе содержания и смысла жизни. Отмечается значение свободы обращения к благодати, открытой земной жизнью и проповедью Иисуса Христа и доступной христианину, - отважно, последовательно и убежденно следующему по стопам Учителя. По существу, в "Слове...>> содержится "конспект" тех проблем, которые решает в последней четверти 19 в. В.С. Соловьев, его последователи, включая и А.Ф. Лосева (1893-1988), мыслившего современно и эрудированно, опираясь на соловьевское философское наследие.
Если обратиться к переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, то легко обнаружить актуальнейший политолого-правовой и философский вопрос современности - имеет ли право высший представитель власти употреблять насилие по своей прихоти или в интересах одному ему доступной целесообразности? Или же право на такое насилие имеет фундаментальные нравственные ограничения, предполагает использование процедур и "фильтров", ограничивающих проявления самовластья и сопряженного с ним самодурства? История тоталитарных режимов 20 в. показала, что эти вопросы сохраняют свою актуальность. Позиции образованных корреспондентов, обозначенные во второй половине 16 в., сохраняют актуальное значение и конфронтация между ними не прекратилась со смертью обоих авторов.
Проблема возможностей "симфонии" церковного и государственного начал, высвеченная в трудах патриарха Никона и его первоначально единомышленника, а затем непримиримого и страстного врага протопопа Аввакума, не является исключительно прерогативой исследований государственно-конфессиональных отношений, - имеющих, понятно, и свои философские аспекты. В этой проблеме по-прежнему актуален вопрос: насколько уместна и перспективна методология проекций ретроспекций на настоящее и будущее? Ведь дружеский период отношений царя Алексея Михайловича и будущего патриарха Никона согревался идеей "симфонии Церкви и государства", якобы достигнутой Вторым Римом - Византиеей. Далее вполне логично ставилась задача повторить эту модель в Третьем Риме - Русском Царстве. Однако в действие вступали непреложные законы относительности применимости любых самых успешных моделей к изменившимся условиям. Действовало правило Гераклита "все течет" с известным из истории философии дополнением "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
Нельзя не обратить внимание на роль философско-богословского образования, полученного в Славяно-греко-латинской академии в Москве М.В. Ломоносовым, 300-летие со дня рождения которого отмечалось в 2011 г. Ставши крупным естествоиспытателем и русским энциклопедистом в одном лице, правда без участия в русской "Энциклопедии наука ремесел" (время которой не подошло к году его смерти в 1865 г.), Ломоносов обсуждал проблематику мироздания и судьбу человека "осердеченной" мыслью. То есть мыслью, сочетающей инструменты бестрепетности анализа с сокрушением о трагедиях человеческих судеб, с болью сердца о жертвах, приносимых на алтарь Отечества и прогресса. Собственно, к этому и сводится гуманизирующая функция христианства в земном мире.
В советской интерпретации истории русской философии 19-20 вв. было принято, как известно, гипертрофировать место и значение концептуальных подходов и отдельных идей, дававших основание для утверждения материалистической тенденции российской философской мысли. Эта призма касалась, в первую очередь, мыслителей, занимавшихся естественно-научной проблематикой в силу своего академического статуса, образования и исследовательских интересов (М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, университетские позитивисты второй половины 19 века). Напротив, религиозная мотивация и содержание, проступавшие в концепциях данного направления представлялась заблуждением, уступкой господствующей идеологии классового общества, давлению Церкви и другими привходящими мотивами. Выстраивание данной линии было подчинено ленинской формуле, относившейся к Н.Г. Чернышевскому: "Подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом" (то есть материалистически трактовал природу человека и естественной среды обитания, включая космическую, - и "спасовал" перед задачей преломления материалистической диалектики при обсуждении социально-исторической и социально-политической проблематики).
Препятствием применения подобной схемы были, однако, массивы философских идей и концептуального видения проблематики общества в художественных произведениях и социально-этических эссе Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Последний был "зачислен" в категорию "безнадежных реакционеров" и исключен из школьных программ и объективного комментирования в университетских курсах. Религиозно-этическое творчество Л.Н. Толстого замалчивалось или глумливо аттестовалось эпитетами, заимствованными из серии ленинских статей о Толстом. Что же касается В.С. Соловьева, Н.Н. Страхова, Б.Н. Чичерина и других мыслителей (до-"веховского" периода), то их учения преподносились в качестве иллюстраций "классовой слепоты" и "органической неспособности идти в ногу с ходом исторического времени". Образовалась фантасмагорическая картина, в которой идейные пустыни сочетались со зловредным стремлением помешать утверждению идейной программы и тактики российской социал-демократии.
В результате нравственно-аксиологическое содержание российской религиозной мысли, ее готовности холистически откликаться на трагические ситуации общественных проблем России 19-20 вв. было намеренно искажено и выхолощено.
Было бы общим местом утверждать, что божественное начало является альфой и омегой мало-мальски последовательной религиозной философии. История распорядилась так, что Россия не пережила ни Реформации, ни Контрреформации. Первый шаг политической секуляризации в форме предоставления равных прав на деятельность неправославным конфессиям был провозглашен 17 октября 1905 г. в известном Манифесте Николая II. Отделение же Церкви от государства и школы от Церкви, провозглашенное советской властью в январе 1918 г., открыло дорогу административному произволу и политическим репрессиям по отношению ко всем религиозным организациям (за исключением деятелей "Живой Церкви", проводивших большевистскую программу разрушения религиозной жизни в стране). Тем самым этот декрет - исходная точка в ликвидации общественных институтов, транслировавших религиозно-философские идеи и учения.
Воспроизводство религиозно-философских идей среди населения было возможно через капилляры Самиздата, прослушивания религиозно-образовательных программ зарубежного радио, в общении маленьких кружков единомышленников, стремившихся избежать малейшего подозрения в занятиях проблемами русской религиозной философии. Однако через художественную литературу - Б. Пастернак, А. Солженицын, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Солоухин, В. Крупин, Л. Леонов и другие - они получали определенное преломление и составляли противодействие той извращенной картине духовной жизни русской интеллигенции, которую дал роман А.М. Горького "Жизнь Клима Самгина", первая часть трилогии "Хождения по мукам" - "Сестры - А.Н. Толстого. Не говоря уже об откровенно атеистических пропагандистских изданиях в облике исследовательских монографий. Творчество А.Ф. Лосева, Г.С. Померанца, А.Я. Гуревича, С.С. Аверинцева , В.В. Бибихина и др. пробуждало, развивало и направляло интерес к осмыслению действительной, а не идеологически препарированной истории русской религиозной философии .
Восстановлением действительного содержания отечественного историко-философского процесса в его религиозно-этических и утопическо-аксиологических интенциях стало задачей последних двух с половиной десятилетий, когда искусственные идеологические шоры были сняты и исследовательская оптика стала постепенно переходить к адекватному отражению действительного духовного содержания историко-философской жизни страны.

Библиография

Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев, Москва, 2004.

Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси, Москва, 2010.

Лосев А.Ф., Я сослан в XX век (Повести и рассказы), Москва, 2002.

Русская Философия: Энциклопедия, (ed Маслин М.А.), Москва, 2007.

Семенкин Н.С., Русская философия. Софиология. Имяславие. Евразийство, Москва, 2012.

Сербиненко В.В. Вл.С. Соловьев, Москва, 2000.

Черняев А.В., Г.В. Флоровский как философ и историк русской мысли. Москва, 2010.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован