28 января 2015
3543

Религиозная тематика в искусстве эпохи постсекулярности

Художественное творчество создает и закрепляет мыслимые модели мира в их чувственно-образных феноменах. В нем непрерывно тестируется содержательность, основательность и допустимость каждой из них и возможностей их сочетания, частичной при полной интеграции, пределов и последствий духовных экспансии за первоначально выявленные границы. Сохраняя предельную индивидуальность форм, возможности творчества находятся при том в отношениях сопряженности и взаимодополнительности. Отсюда - требовательное и ответственное отношение к сверхзадаче творческих усилий, сочетающих, как и философия, начала знания, красоты и нравственной ответственности, постоянное стремление к их гармонизации.
В истории взаимодействия искусства и религии правомерно различать функции искусства при формировании новой религии (в том числе, и мировой), и функции его при включении художественных произведений в уже сложившуюся систему религиозного культа. В первом случае искусство - "почти" полноправный соучастник активного религиозного духовного творчества во всей полноте его непосредственности и открытости. Здесь образно-художественные интуиции - "первопроходческие", новаторские, хотя и опираются на уже состоявшиеся освоение и переработку предыдущего художественного и религиозного материала, воспринятого достаточно отстраненно, критично и выборочно. Отсюда свобода обращения с его мифологической конкретикой, трансформация её в соответствии с критическим отношением к ограниченности возможностей "старых" богов как объектов поклонения и почитания. Но, в отличие от обычных разочаровавшихся вероотступников, художник в состоянии воспроизвести в своем воображении их прежнюю власть, величие и значимость. Для него они - объекты вдохновения в сочетании своих значений в прошлом и в настоящем, предмет размышлений о всевластии и его тщетности, утрата непосредственности ожиданий чуда "здесь" и "сейчас" от прежних кумиров, от всепоглощающей необходимости умилостивить и побудить их к немедленной благосклонности. Как следствие, имеет место ремифологизация в контексте новой парадигмы религиозного сознания. Последняя, сохраняя преемственность с предыдущим религиозным опытом, отводит ему ограниченное место или объявляет об окончательном разрыве с ним как с недостоверным. Но, как всегда, прошлое хватает за ноги живых: на уровне бытового сознания многие отвергнутые представления продолжают воспроизводится. Современное художественное творчество дает тому множество примеров.
Символической направленности искусства способствовало дифференциация самих религиозных представлений и верований, появление в них образов всеобъемлющего безличного сакрального первоначала, усложнявшаяся символика богослужения и государственно-политической власти, освящаемой религией и поддерживающей её статус в духовной и социальной стабилизации общества. Профессионализация как способ воплощения символики сакрального создала особое духовное пространство; его систематическое воспроизводство стало общественно- и государственно-религиозно признанным почетным занятием. Художественно обработанный язык религиозных символов становится неотъемлемым компонентом культурной жизни, видоизменяется и трансформируется вместе с нею. На протяжении тысячелетия жизни религиозного искусства его символика как бы пульсирует в диапазоне сочетания образного обозначения абстрактных понятий религий и конкретизации этих образов всем диапазоном образных средств и приемов.
Находки новых выразительных возможностей художественного языка, разнообразие его стилей и их сочетаний получают отражение и в художественной практике утверждения сакральных начал. В свою очередь, часть выразительных достижений этой практики абсорбируется и преломляется художественными сторонами государственной и частной жизни, эстетизацией внерелигиозных сторон жизни социума. Символические образы переносятся из контекста одних этнических и этногосударственных культур в другие, приобретая ровные значения в их среде и утрачивая свои первоначальные смыслы: их бесчисленные апробирования и эксперименты с сочетаниями исходных форм и их элементов приводят европейское искусство в начале XX в. к отказу от использования натуралистических и фигуративных форм.
Наступает период экспансии вначале абстракционистской символики; на её основе появляется символика конструктивизма. Сосуществующий наряду с ней поп-арт открывает путь к неонатуралистическому и неофигуративному искусству. Сюрреализм конца 20-х гг. XX в. был одним из предшественников этого поворота. Необходимость осуществления его продемонстрировала и эволюция творчества П. Пикассо.
Духовное поле художественной деятельности изначально было гетерогенным и насыщенным страстями самоутверждения. Каждый из его центров имел свою мотивацию.
Индивидуальности мастеров реализовывались "по трекам" соперников; утверждение одного из них в роли доминирующего в местности или регионе, создавал ему популярность, что поощряло эксперименты с элементами инноваций, где религиозное начало переплеталось с бытовым, типологически значимым для самоидентификации данного сообщества.
Отмеченные выше особенности нашли отчетливое выражение в своеобразной современной разновидности художественной деятельности - экранизации модернистских оперных и балетных решений, созданных на музыку композиторов-классиков. Решения этого рода требовали виртуозности. Классики отделены от нашего времени полутора, а то и двумя с половиной столетиями. Их музыка соответствовала - как и либретто - вкусам своего времени. С этой точки зрения примечательна постановка оперы Моцарта "Дон Жуан" в Зальцбурге в первое десятилетие нашего 21 столетия. Дионисийское начало, столь органичное музыкальному творчеству Моцарта, присутствует в музыкальном решении концепции главного героя оперы. Вместе с тем, в народных рассказах о Дон Жуане, складывавшихся столетиями, отложилась идея бинарности и его инфернального начала; хаотичные связи земной жизни и хтонических сил. Герой хаотичен в своих порывах и поступках, которые периодически переходят грань общепринятого на земле и считающегося абсолютной ценностью. Моцарт в своем творчестве отразил эту традицию. У Моцарта Дон Жуан, способный влюблять, влюбляться и дарить радость любимым является открытым человеком, дающим радость любви, верным дружбе, готовым к поддержке друзей и любимых больше, чем они (как оказывается) верны ему. Его предает близкий ему слуга, близкие ему женщины. Его незаурядные творческие способности уходят в песок благодаря близости к тем, кто оказывается гораздо ниже той планки масштаба личности, которой задает он сам. В результате сцена его исчезновения - вопреки, например, версии А.С. Пушкина в одноименной трагедии, - происходит на снегу. Холод этой субстанции олицетворяет не только застылость, неподвижность, обреченность и мертвенность его загробной жизни. Эта субстанция одновременно - характеристика тех, кто, остановившись в духовном развитии, отказал Дон Жуану в поддержке и радуется его уходу. Командор в версии постановки исчезает в огненном пространстве ада вместе со своими спутниками. Они выглядят истощенными и опустошенными, как и он сам, и не вызывают сочувствия зрителя. Как следствие, эта концепция предложила оригинальную версию одной из важнейших смысложизненных проблем человеческого бытия. Развернув действие в театральном пространстве, резко отличном от куртуазных условностей театрального мира 18 века, постановщики смогли сосредоточить внимание на важнейшей аксиологической проблеме, имеющей глубокие корни и современное звучание в нравственной проблематике нашего времени.
Современная постановка оперы Г. Берлиоза "Бенвенуто Челлини" сочетает постмодернистскую иронию в отношении к музыкальной и театральной классике; её нарочитое пародирование сочетается с прекрасным исполнением музыки оркестром (дирижер Г. Гергиев) и певцами своих партий. Нарочитость сценического оформления проявляется во введении мизансцен с роботами, исполняющими роль домработниц и камер-фрау у Терезы (основного женского персонажа), в физическом облике огромного Челлини, одетого в кожаную куртку, джинсы, татуированного (руки и шея). Он появляется на вертолете. В сценах карнавала и крестного хода пародия более сценична. В целом для постановки характерна дивергенция музыкально-литературного и изобразительно-драматического рядов.
Вполне возможно, что подобная стратегия презентации оперной классики (в которую вписывается и скандальная постановка "Евгения Онегина" в Большом театре), обусловлена заметным снижением интереса публики в эпоху СМИ к классическим условностям и традициям опер XVIII-XIX вв. Карнавальные сцены отличаются разнузданностью, имитирующей народные празднества позднего Средневековья: демонстрация длинного и тонкого надувного фаллоса одним из персонажей вызывает безудержный хохот окружающих его женщин; ограбление винного погреба восточноазиатской лавки сменяется отпором охраняющих её мафиози, вооруженных скорострельными пулеметами и разрешением конфликта через вручение грабителями хозяину лавки крупной купюры зеленого цвета. Введены аллюзии на бытовые детали современности: рекламные огни, световые сигналы тревоги и т.п. Демонстрация условности образов и приемов искусства, - типичная особенность постмодернизма. Так, в демонстрации оперы Скарлатти зритель видит переодевание актеров, их гримировку, установку декораций, разметку на полу сцены ключевых точек предстоящих мизансцен и пр. Подобный "эксгибиционизм" обратной стороны, истоков предстоящего таинства совершенно немыслим (и недопустим ) для церковного искусства (хотя и там репетирует хор, переодеваются священнослужители, отрабатываются ораторские приёмы произнесения проповеди).
"Женитьба Фигаро" в постановке Цюрихского оперного театра исполняется на музыку Моцарта в нарочито современном стиле (Фигаро ведет подсчеты на калькуляторе, сцену в первом акте оживляют упаковочные ящики разных размеров; костюмы персонажей - набор моделей, эклектически соотносящихся друг с другом. Деревянные бруски, которыми Фигаро размечает размеры площади, используются для обозначения фаллоса. Актеры демонстрируют не только нижнее белье, но и готовность возбуждаться прикосновением к интимным местам партнеров (и партнерш) и, в свою очередь, возбуждать их. Имитация плотской любви - устойчивый элемент сценического действия. Возникает впечатление режиссерской бездарности, оттененной пластичной, неумирающей в своей легкости и ироничности музыкой великого композитора. Бездарность - по принципу ассоциации с контрастом классической музыке - становится тупой и кричащей пошлостью.
Опера "Орфей и Эвридика" снята в телевидео-варианте в 2011г. на основе строгого следования партитуре Дж. Глюка, написанной в 1762 г. Она поставлена Г. Николичем в сотрудничестве с каталонским театральным коллективом "La Furadels Baus" и отмечена рядом черт авангардистского искусства: заглавные партии исполняют певицы, оркестр последовательно обеспечивает пантомимическую часть замысла режиссера и одет в своеобразную карнавальную униформу. Широко использована механическая сценическая техника, вертикальные и наклонные блоки и плоскости, качели, подъемные устройства, позволяющие осуществлять балетные движения в воздухе, не отталкиваясь от пола; оптические эффекты имитируют сложные по рисунку разряды молний, пламя преисподней, морские волны, туманы и т.д. Проекционная техника позволила непрерывно изменять сценическое пространство и согласовывать его с музыкальным, хоровым и сольным пением исполнителей. Сложный сюжет древнегреческой драмы не потерял, тем не менее, своих основополагающих нравственных качеств: значение верности и преданности в супружеской любви, жертвенности и отваги, неумолимости рока и необратимости прошлого рельефно и в целостной взаимосвязи выступают в своих этико-аксиологических особенностях и вносят усиливающий акцент в музыкальные партии, созданные, напомним, в "галантный" век популярности салонной, приглушенной музыки. Тема обезличенности и малоузнаваемости загробных теней, их внешней схожести усиливает - по контрасту - масштабность и значимость неповторимости, уникальности человеческих переживаний в любви, обретающих свой смысл и значимость в союзе двоих и его неразрывности. Катарсис в сценическом действии достигается преодолением безысходности траурного шествия в начальной части оперы (погребение Эвридики по представлениям о древнегреческом идеале, сложившемся к середине XVIII в.) ликующим торжеством соединения любящих в условном, "подвешенном" состоянии на качелях и приближении друг к другу переборами соединяющих - вполне натуральных - нитей. В результате выстраивается сложный мир символического развертывания действия, утверждающего непреходящее значение великой силы любви, преданности и взаимной ответственности героев.
Своеобразным балетом-ораторией является опера-балет "Орфей и Эвридика" Глюка в постановке Парижской оперы (сценарий 1986 г.). В нем четко разведены функции танцовщиков исполнителей партий и певцов; на певиц возложена задача служить олицетворением душ персонажей. Балет сохранил позы и телодвижения, а также одежды известные по дошедшим до нас памятникам древнегреческой культуры, но воспринимается как современное произведение. Как современная, звучит и музыка Глюка. Обстоятельно продуманы роли теней Ада, куда попадает Орфей в поисках Эвридики. Все это в совокупности обеспечивает смысловое единство постановки и исполнения, обеспеченное синтетическим сплавом ряда видов искусств. Если же творчество художника включено в сложившуюся, достаточно укоренившуюся религиозную систему, оно не может не соблюдать её доктринальные и вероучительные правила. Догматика и культовый церемониал беспрекословны для её сторонников; образно-художественные новации возможны лишь как способ более глубокого и проникновенного воплощения их смысла. Попытка их критики художественными средствами влечет за собой, как минимум, конфликт с этой системой, в которой у художника нет шансов обеспечить себе позицию равноправного участника богословско-философско-художественного диалога. Ему остается либо иносказание Эзопа, либо переход в другую, более устраивающую его религиозную систему. Там, однако, первоначальные восторги по поводу появления новообращенного сменяются критикой его отступлений от религиозного канона, слабости статуса реконвертита и неофита. Не затрагивая догматико-богословскую составляющую религий, художник находит в каждой из мировых религий немало житейской мудрости, образности, поэтичности и философских обобщений. Они служили и служат источником художественного вдохновения, проповеди, декламации, музыки, архитектуры и живописи. Пока он в состоянии видеть их художественно-культурную ценность, у него достаточно импульсов для творческих исканий и воплощений, исходящих из образно-религиозных источников
Объективация сознания в образах искусства - лишь одна сторона художественного процесса. Другой является взаимодействие этих образов с сознанием самих их создателей и с сознанием тех воспринимающих, которые не участвуют прямо в их создании. Искусство устремлено к диалогу, активно провоцирует его разнообразием своих тем, их вариативной разработкой, критикой и дополнением предложенных решений, их популяризацией ("тиражированием") и неприятием (вплоть до демонстративного замалчивания тех из них, что стали объектами художественной цензуры). Последняя часто прибегает к соображениям групповых интересов, нравственной благопристойности, соответствия религиозным и политическим ценностям, вкусам влиятельных авторитетов в каждой из вышеназванных сфер.
По мере совершенствования разнообразных способов деятельности, опиравшихся на формирование новых технологий и лежащих в их основе правил и ограничений ("лекал", "алгоритмов" и т.д.) "воображение" получало новые стимулы. Возникали возможности как сочетаний уже освоенных практикой направлений и вариантов деятельности, так и "прорывы" - по аналогиям сходства и "от противного". Последние заложили, в частности, методику построения разнообразных антиутопий и моделей описания возможных реальностей - от "Новой Атлантиды Ф. Бэкона до "1984" Дж. Оруэлла. Современные триллеры, используя новейшие психолингвистические приемы и теории, рисуя картины организации техники и жизни будущего по последним предсказаниям футурологов, владеют архетипическими практиками манипулирования сознанием. В основе их - архетипы образов, опирающихся на страх перед смертью, ужас перед предстоящим превращением, таящийся "здесь", "рядом", за дверью". Массовая практика эксплуатации таких архетипов - путь к невротизации сознания групп молодежи и людей более старших возрастов, "подсевших на иглу" экраномании и испытывающих потребность в усилении впечатлений от поверхностного проведения времени в мире фантомов. Утрата меры, как и в других сферах жизни, ведет здесь к деформации ценностных предпочтений и духовных потребностей. Таков Воланд и его свита (за исключением, м.б. Гейлы) у М.А. Булгакова. Понимание стало в нем психологической основой преодоления ужасного как некоего инфернального дополнения событий повседневной жизни; оно использует юмор, сатиру, гротеск, соразмерных человеческому постижению. Иначе на шабаше нечестия являет себя Вий в одноименной повести Н.В. Гоголя. Здесь исходные признаки человеческого превосходят всякую меру, характерную для земных черт и пропорций в облике прочих нечистей, населяющих малороссийский цикл гоголевских повестей: черт в "Ночи перед рождеством" у Гоголя обозначил юмористическую симпатичность, развернутую Булгаковым в облике и стиле поведения Кота Бегемота. Напротив, концентрированная безмерность определяла усиление иррационального страха и ужаса в персонажах масок традиционных обществ, перемещающихся на ходулях. Дополнительное усиление этих переживаний в ходе церемонии - путь к экстатическому беспамятству, в котором садистское начало её режиссеров сочетается с мазохистскими комплексами членов племени, проходящих определенный этап посвящения. Картины средневекового ада, запечатленные в полотнах христианских художников, сочетают функцию предельного устрашения прихожан с задачей нравственного ориентирования их поведения. Контраст обеспечен традиционным противонаставлением Аду - Рая. Потребности толкования того и другого в искусстве зависели от многих причин как личного, так и социокультурного порядка, получивших отражение в богословской и церковно-исторической литературы.
В отношении публики к произведениям искусства постоянно присутствует барьер вкусовой оценки: "Мне это не нравится и поэтому я не буду это смотреть (слушать)". Открытым остается вопрос: Опирается ли такая оценка на систему аксиологических предпочтений? Или же она сложилась на основе более или менее случайных обстоятельств. В последнем случае такая позиция часто становится трудно преодолеваемым барьером, закрывающим личности путь постижения сложных образных феноменов и способность радоваться и наслаждаться ими, сопереживать логике и содержанию их развертывания. Существуют и системы односторонних аксиологических ориентаций и предпочтений, обусловленных особенностями индивидуального развития личности (и той референтной группы, с которой она идентифицирует свои ценности). Способность отнестись к явлению искусства "с чистого листа" позволяет достаточно непредубежденно осуществить сравнение ранее сложившихся представлений и оценок с тем принципиально новым, что несет с собой художественный образ. В результате открывается путь внутреннего движения убеждений, духовной работы над их уточнением, расширением, и возможно, над их пересмотром.
Библейская заповедь "Не сотвори себе кумира" периодически нарушалась и продолжает нарушаться в разных социально-исторических, политических и религиозных контекстах. Это типично и в отношениях публики с кумирами масс-медиа, массовой культуры и поп-арта. Наблюдается эффект социально-психологического "заражения", разогревающего как артистов, так и публику. Поведение исполнителей отличается исключительной проработанностью акцентов исполнения текстов с поистине вихревым движением по сцене в стиле партий неклассического балета, соединенного с непрерывном обращении к публике для её убеждения, вопрошания, побуждения к соответствию рече-музыкального ряда. В последнем нет ни философской, ни образно-эстетической филигранности. Он является вариантом "рваного" текста, оппозиционного устоявшимся стандартам поведения и чувствования, миру стереотипов устоявшихся отношений, поведения, "респектабельного" образа жизни. Взрывчатый характер темпа напоминает стиль исполнения позднего В. Высоцкого, в котором компоненты мелодичности предельно минимизированы, хотя и не устранены полностью. Артисты сопровождения ("подтанцовка", если воспользоваться квази-хореографическим термином) отличаются высоким профессионализмом, "с ходу" попадая в ноту и такт импровизации на устойчивый текст и базовую музыкальную канву. Импровизационный стиль исполнения притягивает публику, как всякое рисковое зрелище. В центре внимания - игра, игра словами, звуками, ритмами и мелодиями, обретающими новые смыслы в ходе пластического представления музыкантов и их сопровождения. В ходе этой игры возникают, исчезают и вновь возвращаются ассоциации, сочетающиеся с понятийно-музыкальными рядами и в чем-то обозначающими их. Игра в её неистощимости, неисчерпаемости возможностей музыкантов-исполнителей, лишь отчасти приоткрывших свое разнообразие и богатство в ходе одного представления. Таким образом взаимоотношение парадигм религиозного сознания и искусства отличается отношениями неоднозначности, амбивалентности и взаимодополнительности на фоне ослабления установок секуляризации и современных поисков ответа на вечные вопросы бытия.

В.С. Глаголев,
МГИМО (У), г. Москва
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован