В Татарстане вот уже десяток лет периодически случаются вспышки националистической истерии митинги, пикеты и шествия протеста против политики федеральногоцентра. В СМИ создан миф о том, что именно президент Татарстана Минтимер Шаймиев удержал в свое время республику от национальных войн. Соответствует ли это действительности?
На этот вопрос в интервью корреспонденту Regions.Ru ответил известный социолог, физик, член Правления Социал-Демократической партии Российской Федерации (СДПР) Андрей Мальцев:
- Созданый средствами массовой информации миф о том, что именно президент Татарстана Минтимер Шаймиев удержал в свое время республику от национальных войн не соответствует действительности. Когда в конце 80-х начале 90-х годов появилась возможность заниматься легальной политикой, то в республике начало формироваться гражданское общество. Это выразилось в том, что образовались, с одной стороны, Народный фронт РТ, а с другой Татарский общественный центр. То есть формирующееся гражданское общество было изначально разделено на две ветви демократическуюи национальную. При этом между ними не было вражды, было, скорее, соперничество. Происходили взаимные консультации, периодически предпринимались совместные акции. На наших митингах, например, выступала Фаузия Байрамова, лидер довольно радикальной партии Иттифак.
Действующий президент Татарстана был в это время первым секретарем Обкома КПСС.Национальному движению в отличии от Народного фронта была предоставлена штаб-квартира в центре города, их кандидатам не мешали при выборах в мастный парламенти так далее. В тоже время демократы находились под постоянным давлением. К примеру, в самом начале 90-х годов прошло не менее трех волн массовых увольнений членов ДПР с работы. Но никаких межнациональных конфликтов в этот период не было.
Конфликты начались после ГКЧП. Дело в том, что республиканские власти поддержали режим ГКЧП в Татарстане действовало чрезвычайное положение, работала цензура, ОМОНом была разогнана демонстрация, произведены аресты. Руководителями республики были сделаны публичные заявления в поддержку ГКЧП. Когда же ГКЧП рухнул, и возник вопрос о смене руководства тех регионов, что ГКЧП поддерживали. В это время начала нарастать межнациональная напряженность в Татарстане. Руководство республики смогло повернуть дело так, что снятие президента РТ покушение на суверенитет и независимость Татарстана. Поэтому в конце 1991 года в Казани на площади Свободы перед зданием Верховного Совета РТ националисты начали проводить регулярные массовые митинги. Была попытка взять штурмом здание ВС Татарстана, при этом были пострадавшие, как мирные жители, так и работники милиции. В феврале 1992 г. было фактически сорвано проведение в Казани Конгресса демократических организаций национальных республик России. В город приехало около двух сотен представителей молодежных группировок (вспомните казанский феномен), которые буквально разогнали делегатов Конгресса. Были пострадавшие. Милиция, как ни странно, защищала неделегатов, а как раз эту молодежь.
Напряженность нарастала в течение всего 1992 года. Пошли угрозы физической расправы с неугодными депутатами ВС Татарстана, были стычки с членами общероссийскихполитических партий, раздавались призывы к насильственному свержению существующей власти, пошли экономические диверсии на нефтепроводах националистам все сходило с рук. На этом фоне власти Татарстана добивались заключения Договора о раазграничении полномочий между Татарстаном и Россией на выгодных для себя условиях,используя национальные движения, как пугало для федерального центра. В 1994 году Договор был заключен. Все, что можно было взять, удержать и зафиксировать в Договоре, было взято. В 1991-1993 годах , когда митинги были выгодны руководствуреспублики, то для проезда в Казань митингующим предоставлялись автобусы, автомобили и бесплатный проезд по железной дороге. Это были многотысячные митинги.
После 1994 года едва пара сотен митингующих, потому как дальнейшее нагнетаниенациональной напряженности не могло принести уже экономических и политических дивидендов, но могло ударить по самому республиканскому руководству. А потому националистические митинги, как по волшебству, сошли на нет. Из чего можно сделать вывод, что нагнетание национальной напряженности было выгодно самой республиканской власти.
21.02.2005
http://www.regions.ru/news/1747221