Автобиография Лидера Продаж
Дарья (в миру Агриппина) Донцова давным-давно укоренилась в нашем быту. Автор без малого полусотни детективных романов, набивших дамские сумочки и прикроватные тумбочки, она написала недавно кулинарную книгу, ставшую для русских женщин руководством на кухне. По ее романам сняты сериалы. Вдобавок самая популярная писательница легкого жанра без лишней скромности сочинила автобиографию.
"Записки безумной оптимистки" - довольно-таки откровенный рассказ о себе. Тем не менее, написан весело - это, впрочем, отличительная черта донцовского творчества. Правда, в автобиографии нет детективной фабулы, но полувековая история веселого творческого человека читается весьма легко. Она пишет не только о себе, но и о чекисте-дедушке, папе-писателе, чуть ли не обо всей родне (многие близкие люди стали прототипами героев детективных шедевров). А также о целой куче знаменитостей. Дело в том, что Аркадий Васильев (папа-писатель) обитал с семьею в Переделкино, и с младых ногтей Груню окружали известные люди. Например, Катаев написал для нее школьное сочинение о творчестве Катаева... и вышло на тройку. Дитя бегало наперегонки с Чуковским, вело беседы о поэзии с Лилей Брик... И это далеко не все "звезды" (Донцова перечислила кое-кого - список получился на треть страницы).
Главная интонация книги - Ее Величество Самоирония. "Тяга к "бумагомарательству" передалась сначала моему отцу, потом мне... Так что никакой моей заслуги в том, что я стала писательницей, нет. Просто мне посчастливилось появиться на свет с нужной генетикой, только и всего". Речь идет о дедушке, который всю жизнь вел дневник по принципу "что вижу, то пишу" (Донцова, кстати, не брезгует и этим приемом - для пущей живописательности). А ближе к концу книги все чаще угадывается не усмешка над собой, а довольная улыбка: какая же я молодец, что не взяла тогда у того подлеца денег, а тогда отшила приставучего начальника, да и вся-то я честолюбивая, мудрая и трудолюбивая. Впрочем, самовосхваления как такового не слышится, а некое выпячивание благодетелей простительно. Все-таки жизнь не из легких: была в ней и бедность, и вредные люди, и онкологическое отделение. Но врожденный оптимизм и терпение все перетерли. Донцова смогла победить рак, и в больнице же начала творить. "Как наркоман, подсевший на иглу, я уже больше не могла не писать, меня влекло к бумаге и ручке, словно алкоголика к бутылке". С тех пор и пишет. Успевай издавать. Кстати, в книге упомянуты и издатели, и коллеги по детективному цеху, которых Донцова любит и хвалит: Устинова, Дашкова, Маринина и проч.. Из писателей "досталось" лишь В.Ерофееву (за передачу "Апокриф"). А еще было роздано очень много советов: о собаководстве, выращивании детей, жизнерадостности, стойкости и т.д. В общем, даже если безумный оптимизм Дарьи Донцовой погрузит вас в уныние, можете быть уверены, что чтенье этой книги все-таки доставит вам несколько приятных минут. Только не пропустите свою станцию метро.
28.09.2003
Храмов Сергей
zhurnal.lib.ru