Известно, что место того или иного государства в мире сегодня во многом определяется уже не традиционными критериями: величиной ВВП, превосходством в военной мощи или финансовыми ресурсами, - а качеством человеческого капитала. В свою очередь, одним из важнейших критериев человеческого капитала является качество образования, которое предопределяется лидирующими позициями ведущих национальных университетов на международном уровне. Высокие места в наиболее популярных международных университетских рейтингах становятся своеобразной визитной карточкой для любого университета, поскольку на эти рейтинги ориентируется все больше абитуриентов и инвесторов как внутри страны, так и за рубежом. Таким образом, позиция государства в мире во многом зависит от позиции, занимаемой его ведущими университетами.
Объективная оценка такой позиции крайне важна, ибо она дает представление не только о состоянии образования в стране, но и в более широком контексте - о состоянии национальной безопасности. Поэтому проблема критериев и рейтингования выходит далеко за пределы собственно проблемы оценки качества университетов или даже национального образования.
И здесь-то мы, в России, оказались перед принципиально новыми для нас проблемами адекватной оценки и рейтингования национальных университетов уже на международном уровне, ибо собственные оценки (которые и прежде имели для нас малое значение) перестали выполнять свою функцию.
Сегодня существует, как минимум, две весьма спорные точки зрения в российской элите и образовательном сообществе о месте российского образования вообще и университетов, в частности. Не секрет, что многие, в том числе и во властной элите, считают, что российское высшее образование перестало быть конкурентоспособным. Иногда даже говорят о необходимости его принципиальной замены некими новыми структурами, будто бы доказавшими свою эффективность. В качестве примера приводятся относительно низкие рейтинги, занимаемые российскими университетами в мировом `табели о рангах`. В том числе речь идет и о МГИМО(У), который включается лишь в третью или даже четвертую сотню ведущих университетов мира.
Между тем у нас есть серьезные аргументы против подобной точки зрения, которые мы попытаемся сформулировать в этой статье. Для начала попробуем сравнить, например, МГИМО(У) c двумя `безусловными` лидерами мировых университетских рейтингов - Принстонским и Гарвардским университетами, - стабильно занимающими 1 - 3 места в мировых рейтингах. Понятно, что критерии нередко выбираются западными экспертами произвольно. Но еще хуже то, что эти критерии очевидно субъективны и не отражают ни специфики университетов, ни национальных особенностей образования.
Между тем именно сравнение этих трех университетов возможно и (при всех условностях) даже необходимо. Прежде всего, потому, что по своей численности и элитарности они вполне сопоставимы, как и по своему влиянию на формирование национальной элиты и уровня гуманитарного знания в стране. Конечно, у них есть и два принципиальных различия: история американских университетов насчитывает сотни лет, а МГИМО - 65 лет. Да и по масштабам финансирования разрыв между ними отличается в сотни раз. Однако если внимательно посмотреть на отдельные показатели по трем университетам, то между американскими университетами и МГИМО(У) можно увидеть не только огромные различия, но и схожие черты (см. сводную таблицу основных рейтинговых показателей для университетов).
Сводная таблица основных рейтинговых критериев для университетов
N | Показатели | Принстонский университет,США | Гарвардский университет,США | МГИМО(У),Россия |
1. | Соотношение преподавателей и студентов | 5 : 1 | 7 : 1 | 4,6 : 1 |
2. | Количество студентов, бакалавров и магистрантов (тыс. чел.) | 4,9 - бакалавры2,0 - магистры | 6,7 - бакалавры12,5 - магистры | 4,0 - бакалавры2,0 - специалисты и магистры |
3. | Количество аспирантов (тыс. чел.) | 1,9 | 13,0 | 0,5 |
4. | Количество специальностей | 34 | 45 | 11 |
5. | Конкурс при поступлении | 1 : 9,6 | 1 : 13 | 1 : 9 |
6. | Объем эндаумента (млрд. долл) | 16,0 | 34,9 | 0,03 |
7. | Количество печатных работ (тыс. ед. в год) | 2,3 | ~ 10,0 | ~1,0 |
8. | Доля иностранных студентов (%) | 20% | 20 % | ~20% |
9. | Количество изучаемых официальных языков | 17 | 40 | 53 |
10. | Годовые расходы (млрд. долл) | --- | 3,0 | 0,05 |
11. | Стоимость обучения (тыс. долл) | 47,4 | 43,6 | 7,0 - 10,0 |
12. | Расходы на науку (млн. долл) | 140,0 | более 600 | ~1,0 |
13. | Место в рейтинге веб-сайтов вузов (данные `Вебометрикс` - январь 2010 г.), в т.ч.: | |||
В мире (World Rank) - | 40 | 1 | 1456 | |
В регионе(Continent Rank) - | 37 | 1 | 74 | |
(1) Размер сайта, общее число страниц на сайте (Size) | 74 | 2 | 1444 | |
(2) Число гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов, преимущественно академических (Visibility) | 25 | 3 | 1926 | |
(3) Число размещенных на веб-сайте файлов для скачивания в форматах .pdf (Adobe Acrobat PDF), .ps (Adobe Postscript), .doc (MS Word) и .ppt (MS PowerPoint) (Rich files) | 66 | 20 | 2101 | |
(4) Количество размещенных на сайте научных публикаций преподавателей и сотрудников вуза и ссылок на публикации (Scholar) | 136 | 1 | 903 |
Как видно из этих сравнений, по основным критериям МГИМО (У) вполне сопоставим с двумя лидерами в университетских рейтингах. Более того, по некоторым критериям даже опережает.
Также, можно констатировать, что несмотря на значительно более низкую плату за обучение (в 5 - 6 раз), расходы на науку (сотни раз!) и расходы университетов в целом (почти в сто раз), качество образования в МГИМО не уступает качеству образования в Принстонском и Гарвардском университетах, то есть по критерию `стоимость - эффективность` МГИМО(У) опережает американские университеты. Об этом свидетельствует, например, то, что доля выпускников МГИМО в элите страны вполне сопоставима с долей выпускников в американских университетах. В России, в рейтинге выпускников, занимающих высшие государственные должности (НРА `РейтОР`) МГИМО(У) находится на третьем месте (30 выпускников), уступая только СПбГУ (55 выпускников) и МГУ (91 выпускник)[1]. Важно также и то, что преподаватели и студенты МГИМО(У) регулярно занимают ведущие места среди победителей международных конкурсов. О высоком статусе выпускников свидетельствует и то, что среди них немало руководителей государств, министерств, более 500 Чрезвычайных и Полномочных Послов России, а ректор МГИМО(У) А.В.Торкунов был признан `человеком года` в российском образовании. Учитывая тот факт, что в двух ведущих университетах России общее количество студентов, и, следовательно, выпускников, в несколько десятков раз больше, чем в МГИМО, можно утверждать, что это очень и очень высокий результат.
Другое обстоятельство. По итогам последнего рейтинга аналитических центров Центральной и Восточной Европы МГИМО (У) занимает 8-ое место в тридцатке лучших `мозговых центров` (1-ое место среди учебных заведений), опережая такие авторитетные институты РАН как: Институт мировой экономики и международных отношений (12-е место) и Институт США и Канады (16-е место), - и Фонд ИНДЕМ (29)[2].
Это, естественно, позитивно сказывается и на популярности Университета. По рейтингу Google МГИМО находится на 2-ом месте (после МГУ) среди всех университетов страны по количеству запросов по вузам, отправленных в систему[3].
Наконец, МГИМО (У) выступает по некоторым критериям вообще как уникальный университет, не имеющий аналогов. В феврале 2010 г. он был внесен в `Книгу рекордов Гиннеса` по количеству изучаемых государственных иностранных языков среди ведущих вузов - 52 языка[4].
Важно подчеркнуть, что по другим дисциплинам МГИМО также входит в число ведущих университетов России. Так, МГИМО занял четвертое место в рейтинге лучших юридических ВУЗов России с оценкой в 75 баллов из 100 возможных. Первые три строчки рейтинга достались соответственно МГУ им. Ломоносова (100 баллов), СПбГУ (82 балла) и Московской государственной юридической академии (76 баллов)[5].
Лидирует МГИМО и по рейтингам, составленным независимыми организациями. Так, благотворительный фонд В.Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов. Высшие позиции рейтинга заняли: 1) Новосибирский государственный университет; 2) Воронежский государственный университет; 3) Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ; 4) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 5) Московский физико-технический институт (государственный университет)[6].
Высокий статус МГИМО(У) в мировой образовательной системе поддерживается высоким уровнем профессиональной квалификации ППС и развития международной деятельности. По оценкам НРА `РейтОР`, МГИМО(У) находится на втором месте среди российских вузов в рейтинге ведущих университетов мира по такому ключевому критерию как `международная деятельность`, уступая в этом блоке лишь РУДН[7].
Между тем недавно "TIME" вновь опубликовал рейтинг ведущих университетов мира, где мы снова не видим российских университетов, в том числе и МГИМО (У)[8]. Ответ вполне понятен и прост: в основу рейтинга "TIME" положен единственный критерий - индекс цитируемости, который прямо зависит от того не сколько работ публикуется и какого они качества, а сколько из них переведено на иностранные языки (прежде всего английский) и сколько из них напечатано в зарубежных англоязычных изданиях. Вывод очевиден: рейтинг субъективен. Вместе с тем необходимо осознать, что, во-первых, неизбежно придется переводить статьи на английский язык, и, во-вторых, публиковать их в англоязычных изданиях (своих и зарубежных).
Помимо этого, необходимо отметить также, что слабым звеном российских университетов, в том числе МГИМО(У), считается очень скромное в сравнении с мировыми лидерами представление университета в глобальной сети интернет: МГИМО(У) находится лишь во второй тысячи в рейтинге `Вебометрикс`, см. таблицу. В последнее время значение этого показателя играет все более существенную роль, учитывая рост популярности мировых рейтингов университетов, формируемых на основе анализа их веб-сайтов. В отличие от других показателей, отражающих отдельные характеристики университета, оценка веб-сайта дает наиболее полное и объективное представление о ВУЗе, поскольку, кроме научной и преподавательской работы, на сайте отражены и другие направления деятельности как сотрудников, так студентов.
А теперь несколько предварительных выводов, не претендующих ни в коей мере на окончательный вердикт.
Первое. Существующая система высшего образования, представленная лучшими российскими университетами (речь идет, конечно же, не только о МГИМО (У)), вполне конкурентоспособна в сравнении с лучшими мировыми университетами. Более этого, с точки зрения критерия `стоимость - эффективность` она получает результаты, аналогичные результатам лучших мировых университетов, затрачивая в сотни раз меньше средств. Поэтому речь необходимо вести не о сломе (или замене на искусственно создаваемые образцы - это, по сути, то же самое), а о совершенствовании российской системы высшего образования.
Второе. Основные направления такой модернизации также очевидны. Это, коротко говоря, обеспечение нормального финансирования научно-исследовательских работ, их перевод на иностранные языки, развитие информационных и полиграфических возможностей. Эти направления в последние годы практически не финансировались. Более того, они не стояли даже в системе национальных приоритетов образования. В связи с этим, инициатива президента Д.А.Медведева по созданию исследовательских университетов выглядит очень и очень своевременной. Именно этих денег на исследования ждут лучшие российские университеты.
Третье. Превращение образовательных университетов в исследовательские университеты потребует серьезных институциональных и законодательных изменений, которые должны, во-первых, привести к переоценке приоритетов внутри образовательного сообщества, и, во-вторых, придать таким университетам больше самостоятельности.
Поясню примером. За последние 20 лет общие расходы американских университетов выросли в 7 раз! При этом финансирование из госбюджета или местных бюджетов осталось практически на прежнем уровне. Незначительно вырос объем частных пожертвований и плата за образование. Основной же прирост дают собственные доходы (инвестиции, собственные предприятия, продажа товаров и услуг и т.д.), то есть те статьи доходов, которые российским университетам практически запрещены. В прошлом году было разрешено создавать так называемые инновационные предприятия, но, во-первых, по этому закону сохранилась масса ограничений, а, во-вторых, гуманитарных университетов этот закон практически не затронул.
Четвертое. Мы должны разработать и внедрить на национальном уровне собственную систему критериев оценки эффективности университетов вообще и рейтингования, в частности. В противном случае мы будем измерять протяженность собственных дорог милями, а вес - фунтами.
Наконец, в-пятых, мы должны понимать, что глобализации, в том числе в образовании, не избежать. Поэтому мы просто обязаны учитывать те критерии и особенности в развитии лучших мировых университетов, которые существуют. И, неизбежно, учет этих особенностей должен привести к корректировке во всей образовательной политике страны. Мы не можем игнорировать ни такие критерии, как `международные обмены`, ни `интернет - аудиторию`, ни `приглашение иностранных специалистов`. Как и перевод и издание научных работ.
Но эти виды деятельности практически не финансируются. Они отнесены в категорию `непрофильных`, что, конечно же, абсолютно неверно. Поэтому - хотим мы того или нет - придется принимать непростое решение как о финансировании этих видов деятельности, так и о структурных изменениях в самих университетах.
[1] См. `Рейтинг вузов по первому в/о управленческой элиты (сводная таблица, включающая представителей всех блоков)`. АНО НРА `РейтОР`. Июль 2009 г. http://reitor.ru/common/img/uploaded/files/table1_3.pdfhttp://reitor.ru/ru/observatory/raitings/reit_elits2009/?id19=99&i19=1
[2] См. McGann James G. "THE GLOBAL "GO-TO THINK TANKS". The Leading Public Policy Research Organizations In The World". - University of Pennsylvania. January 25, 2010. p. 39. URL-адрес доклада:http://www.ony.unu.edu/2009%20Global%20Go%20To%20Think%20Tank%20Rankings%20(TT%20Index)%20last%20version.pdf
[3] `Google составил рейтинг популярности вузов столицы`. ИА Росбалт, 02.07.2009. URL-адрес статьи:http://www.rosbalt.ru/2009/07/02/652037.html
[4] А.Торкунов `О мировом рекорде МГИМО`. URL-адрес статьи:http://mgimo.ru/news/experts/document143787.phtml
[5] Общий рейтинг вузов юриспруденции (2009 год) опубликован по адресу: http://www.univer-rating.ru/rating_branch.asp
[6] Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru, www.fond.potanin.ru
[7] Global universities ranking. Полностью рейтинг опубликован на сайте: http://www.globaluniversitiesranking.org
[8] Times Higher Education-QS World University Rankings 2009. Social sciences. Полностью рейтинг опубликован по адресу: http://www.timeshighereducation.co.uk/hybrid.asp?typeCode=421
Постоянный адрес материала: http://www.mgimo.ru/news/experts/document144270.phtml