В Башкирии начато строительство завода отделочных материалов
В Уфимском районе Уфы заложен первый камень в строительство завода по производству керамической плитки. Проект стоимостью 130 млн евро будет реализовывать 100-процентная "дочка" австрийской Lasselsberger - ООО "Lasselsberger-Уфа". По заявлению главы Lasselsberger Йозефа Ласселсбергера, предприятие мощностью не менее 20 млн кв. метров плитки в год станет самым крупным ее производителем в Европе.
В случае удачной реализации планов Lasselsberger, в Башкирии к 2008 году будет два серьезных производства керамической плитки - с 2003 года в городе Октябрьский работает российско-итальянское ООО "ИталБашкерама", рассчитанное на выпуск 2,2 млн кв. метров этого стройматериала. В отличие от "ИталБашкерамы", которая создана на площадях Октябрьского завода керамической плитки и фарфоровых изделий, австрийские инвесторы решили осуществлять свой проект с нуля и без привлечения местных партнеров. Для создания завода австрийская компания учредила в Уфе собственное ООО "Lasselsberger-Уфа", которое в четверг заложило первый камень в строительство. Данный проект поддерживается властями региона, он реализуется в рамках протокола о намерениях между правительством республики и группой компаний Lasselsberger, подписанного в ходе рабочего визита президента РБ Муртазы Рахимова в Австрию в ноябре прошлого года.
l Группа компаний Lasselsberger входит в число ведущих производителей стройматериалов и керамических продуктов Европы. Компания имеет производства в Чехии, Венгрии, Румынии, Словакии, Хорватии, Италии и выпускает до 80 млн кв. метров керамической напольной и стеновой облицовочной плитки, 2,8 млн шт. санфаянса в год, а также керамический прокат, сухие строительные смеси, цемент, печной кафель и другие строительные материалы.
Предполагается, что завод "Lasselsberger-Уфа" мощностью 20 млн кв. метров керамической плитки в год будет построен к 2008 году. Как отметил участвовавший в закладке первого камня глава Lasselsberger Йозеф Ласселсбергер, "аналогичных заводов, производящих более 15 млн квадратных метров плитки в год, в Европе больше нет". Предполагается, что проектные мощности будут достигнуты постепенно - к концу 2007 года предполагается запустить производство на 10 млн кв. метров неглазурованного керамогранита, а затем приступить к созданию линии по выпуску такого же объема глазурованного керамогранита. По словам курирующего проект заместителя управления капитального строительства министерства строительства РБ Александра Шерышова, в первую линию, которая будет производить неглазурованный керамогранит, будет инвестировано не менее 80 млн евро, во вторую - по выпуску глазурованного керамогранита и сухих смесей - не менее 50 млн евро. Инвестор рассчитывает, что проект окупится через 5-7 лет. По данным господина Шерышова, предприятие будет использовать местное сырье - с башкирских месторождений песка и глины.
Эксперты считают намерение иностранных инвесторов открыть производство керамической плитки в России оправданным. Спрос на этот материал на российском рынке с учетом повсеместного строительного бума постоянно растет. По оценочным данным, начиная с 2000 года потребности в этой продукции ежегодно увеличиваются в среднем на 7 млн кв. м и сейчас составляют более 100 млн кв. м. При этом дефицит внутреннего производства на четверть покрывается за счет импорта. Генеральный директор газеты "Время Строить" Ильдар Исхаков считает, что проблем с реализацией керамической плиты у нового предприятия не будет. "В Западной Европе в год производится на человека 5 кв. метров плиты, когда как в России - 0,5-0,7 кв. метров", - сообщил господин Исхаков. Однако, как сообщил "Ъ" заместитель министра строительства РБ Ринат Сагитов, Lasselsberger планирует большую часть произведенной в Башкирии продукции экспортировать за пределы республики и России: "При помощи данного завода австрийцы смогут выйти на рынки стран СНГ и в первую очередь покрыть потребности Казахстана в керамической плите". Генеральный директор "ИталБашкерамы" Рашит Лукманов также считает, что у будущего конкурента "большие экспортные перспективы". Он отметил, что в Башкирии ежегодный спрос в керамической плитке составляет около 4 млн квадратных метров. "Наш завод выпускает около 2 млн квадратных метров плиты, из них только треть остается в республике, остальное уходит в другие регионы России и СНГ", - пояснил он. Господин Лукманов полагает, что "Lasselsberger-Уфа", кроме мирового опыта по продвижению товара на рынок и "неплохого дизайна", как и "ИталБашкерама", имеет еще одно существенное преимущество. "Для нового завода сырье будет поставляться с республиканских карьеров, тогда как те же московские производители керамики поставляют сырье на свои производственные мощности с уральского региона, что влечет удорожание их продукции", - отметил Рашит Лукманов.
Ильшат Гайнуллин, Уфа
Коммерсантъ(Казань) No 211(3542) от 11.11.2006