Мы закончили избранную тему на том, что в мире не существует ни одного объекта косной или живой природы, который бы не входил в ту или иную сложную динамическую систему, а все они, вместе взятые, – в самую сложную динамическую систему, которая носит громкое название Вселенная.
Мы пришли к выводу, что все СДС, и живые и косные, имеют орган управления, который обладает широким спектром возможностей. Остаётся сделать следующий шаг и предложить совокупность интеллектуальных, а также всех остальных информационных составляющих органов жизнеобеспечения и управления живых СДС, назвать Органом Жизни, Познания и Созидания (ОЖПС). А затем поставить очередной вопрос. Почему так однотипны все СДС по своему наполнению, устремлённости в развитии и качественной определённости.
В естествознании для объяснения многих проблем, в том числе наличия в мире сознания или его подобия, используется так называемый «антропный принцип». Пришёл он в науку недавно. На определённом этапе развития сознания учёные пришли к вводу, что в основе всей структуры и качественной определённости Физической («Астрономической») Вселенной лежат константы или фундаментальные постоянные, которые с человеком связанны напрямую. Отсюда происходит и название принципа «антропный». Но об этом ниже.
Фундаментальные физические постоянные – это предельные величины материальных объектов (сразу же добавим, величины около нижнеего уровня), которые входят в уравнения, описывающие основные, фундаментальные законы природы. Фундаментальные константы появляются в ходе логических манипуляций при конструировании теоретических моделей явлений природы в виде универсальных коэффициентов в соответствующих математических выражениях. В конечном итоге, благодаря им человечество получает информацию о наиболее общих, основополагающих свойствах материи.
К величинам, получившим титул констант, причисляют: гравитационную постоянную, константы массы протона и электрона, заряда электрона, постоянную слабого взаимодействия и т. д. Некоторые авторы из уважения к первооткрывателям называют фундаментальные константы постоянными Авогадро, Вина, Планка, Ридберга, Фарадея и т.д.
Рассчитано, что если бы действительные величины этих постоянных отличались от выявленных значений, то Вселенная была бы совсем другой, непохожей на нашу Вселенную. Более того, те условия, которые образовались благодаря наличию этих постоянных, являются также и условиями возникновения той формы жизни и сознания, которые существует на Земле. Известный советский учёный, доктор физико-математических наук, профессор Л.В. Лесков приводит такой пример: «Эта жизнь никогда не могла бы возникнуть, если бы не было Солнца. Не смогла бы она возникнуть и в случае отсутствия водорода (он входит в состав воды) или тяжелых элементов. Подобные примеры можно продолжить».
Понятно, что и Солнце, и водород, и тяжёлые элементы – каким-то образом связаны с наличием фундаментальных постоянных. Однако вы всё же можете спросить, причём здесь водород. Лесков отвечает: «Если бы, например, константа слабого взаимодействия была немного меньше, звезды состояли бы главным образом из гелия, а не из водорода. А если бы эта константа была больше, то не происходили бы вспышки сверхновых звезд и, следовательно, во Вселенной отсутствовали бы тяжелые элементы».
Идём дальше. Горение – это сложный химический процесс, и он происходит далеко не при любых условиях. Каковы именно эти условия, обсуждалось в статье, опубликованной в 1982 году в журнале «Доклады Академии наук СССР». Её автор, сотрудник Института химической физики, профессор А.В. Марголин, опираясь на всё те же фундаментальные постоянные, задаётся вопросом, а что было бы, если бы концентрация кислорода в атмосфере нашей планеты была меньше или больше современной, т.е. 21-го процента? Так вот, его подсчёты дают такую картину. чтобы разумная жизнь могла развиться на нашей планете, концентрация кислорода в атмосфере должна лежать в пределах 18 – 30%. Как видно, мы вписались в эти пределы. Кого или Что благодарить?
Оказывается, что всё в природе, за что ни возьмись, как по заказу, работает на человека. Людям бросилось в глаза, особенно тем, кто из них интересуется историей науки, что эту особенность заметили не только они, но и учёные А. Эддингтон, П. Дирак, Дж. Барроу, Р. Дикке, Б. Картер и др. Итак, Кто, или Что способствует этой особенности?
Первым из учёных, кто осмелился напрямую высказать подозрение, а затем и обосновать свой вывод был Р. Дикке. В 1961 году он заявил об ошибочности поисков физического объяснения особенностей Вселенной. По его убеждению все процессы связаны с человеком (антропосом). И привёл довольно значимые аргументы, которые для одних показались весомыми, так как они вполне логично и математически обоснованы (не пугайтесь, мы не будем загружать наше изложение математическими выкладками – РАС). И поэтому, считают некоторые учёные, идею антропного принципа, можно считать научно обоснованной. Главное, он показал, что гравитационная постоянная тонкой структуры в качестве мировой константы детерминирует якобы эволюцию Вселенной в направлении, ведущем к появлению человека.
Критическую позицию заняли твёрдокаменные материалисты, стихийные атеисты и идеалисты религиозного толка. У них свои вековые наработки, свои взгляды и свои аргументы. Мы к этому вопросу предлагаем подойти с позиций духовно-материалистической философии.
Исходя из органичного единства Матери и Сознания (см. предыдущую публикацию), можно предположить, что в результате взаимовоздействия этих противоположностей были выработаны соответствующие их отношениям фундаментальные постоянные, которые и привели к гармонии условий, благоприятствующих развитию Жизни и Разума. Только не человек, а Высший Разум, и не антропный принцип, а благотворный принцип привел Вселенную с её фундаментальными постоянными в нынешнее состояние. Откровенно говоря, хотелось его назвать «боготворным», но… Как-то неудобно напоминать людям всем хорошо известное, что, по Библии, Бог создал человека, а не наоборот. Однако мы не предлагаем дать другое название антропному принципу. Пусть всё идёт самотёком. История сама рассудит чему быть, а чему не быть.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что антропогенная ситуация, образовавшаяся благодаря фундаментальным постоянным предопределила направление развития Вселенной. И сделано это для достижения великой цели – создания в ходе всеобщего строительства Живой Разумной Вселенной.
Воителями этого процесса призваны стать представители большого отряда живых существ, которые, опираясь на свой ОЖПС, обладающий известными способностями и возможностями, а именно на элементарное отражение, реакции раздражения, инстинкта, условных рефлексов, элементов интеллекта и простейших форм мышления, могут не только обеспечивать своё существование, но и воздействовать на окружающий мир и способствовать его движению к обозначенной цели. Ещё более действенными возможностями обладают представители следующих уровней развития.
Человек и возможные более совершенные существа, обладающие продвинутым Сознанием и Разумом, пользующиеся операционными системами и программами мышления очередного уровня, способны, кроме указанного выше, осуществлять материальное, социальное, техническое, культурное и другие виды строительства, познавать мир шире и глубже, а некоторые из них – создавать живые и разумные существа. Последнее стало известно благодаря регрессивному гипнозу, позволившему провести на приёмах у гипнотерапевтов впечатляющие интервью с душами пациентов.
Справедливости ради, следует отметить, что все перечисленные выше способности и возможности существ на любом уровне развития жизни реализуются благодаря великому дару, полученному от Природы, т.е. Источника Всего Сущего, – дара общения. Все существа, какими бы они ни были ростом и умственно продвинутыми, в любой части необъятной Вселенной, в любой материальной среде (как в песне: «на земле, в небесах и на море») общаются друг с другом. Общение открывает им возможности жить, познавать мир, наслаждаться и развиваться. А ведь общение опять же невозможно без установленных величин фундаментальных постоянных. Так что о них никогда не следует забывать.
А теперь бегло проследуем через отражение, раздражение, инстинкт, рефлекс, интеллект и сосредоточим основное внимание на способности сознания и разума мыслить. Другими словами, мы предлагаем затронуть каждое явление, представляющее собой функциональный продукт ОЖПС, т.е Органа Жизни, Познания и Созидания. Феномены вполне знакомые, но когда они оказываются в единой связке, да ещё в освещении антропного (благотворного) принципа они начинают звучать несколько иначе. Итак, поговорим об уровнях развития ОЖПС, его способностях и возможностях.
Отражение – это следствие и итог воздействий различных объектов природы друг на друга, в результате которых на одном из них или на их обоих одновременно происходят изменения различного характера: механические, температурные, химические и т.д. На живые объекты плюс к тому в ответ на воздействие предметов и явлений внешнего мира добавляются реакции раздражимости, сопровождаемые изменениями своих физико-химических и физиологических свойств. Как говорят биологи, «раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров...»
Инстинкт (лат. instinctus – побуждение, стимул) – естественная, врожденная реакция, свойственная каждому роду и виду живых существ. Это склонность, исторически запрограммированная накопленным опытом к определенному поведению, или образу действий, поддерживающих их существование. Инстинктивные действия осуществляются автоматически под влиянием внешних факторов без осознания необходимости совершения инстинктивных действий.
Инстинкт ещё называют безусловным рефлексом (от латинского reflexus – отражённый). Рефлекс – это такая реакция организма, которая может происходить только у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой. Это основная форма деятельности нервной системы живых существ, проявляющаяся благодаря образованию так называемой «рефлекторной дуги», т.е. связи рецептора (органа чувств), соответствующего центра головного мозга и исполнительного органа. На базе безусловных рефлексов вырастают условные рефлексы.
Условный рефлекс – это рефлекс, приобретенный отдельным существом в течение его относительно короткой жизни в своеобразных для данного места и времен условиях. Его особенность состоит в том, что он не закрепляется генетически, т.е. не передаётся по наследству. Однако без него не мог бы возникнуть интеллект.
Следующая ступень Интеллект (от лат. intellectus – понимание) – это предтеча мышления, обладателем, которого является сознание. «Интеллект – это способность к оптимальной актуализации жизненного опыта (памяти) с целью минимизации времени построения плана и способа решения конкретной задачи с учетом как текущих, так и возможных изменений внешней среды» (Цит. По: П.В. Симонов. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского).
Интеллектом обладают и некоторые животные, которые начинают понимать важные для существования обстоятельства, осознавать необходимое для успешной и комфортной жизни поведение, осваивать звуковые и зрительные сигналы. Для этого необходимы не только способности к ощущению, восприятию, сопоставлению фактов и элементарному размышлению, но и более ёмкая память. Для интеллекта характерны также определённая способность адаптироваться к новым ситуациям, способность к обучению на основе опыта, в том числе в процессе дрессировки, пониманию и использованию полученных знаний для коррекции своего поведения в достаточно непростых состояниях среды. Важно подчеркнуть, что в сфере интеллектуального общения наполнение каналов связи информацией становится более продуктивным по сравнению с предыдущими уровнями развития. Как видно, и здесь не обошлось без антропного принципа.
Иногда при бытовом употреблении слово «интеллект» используют как синоним слова «сознание». В научном контексте это не желательно.
Сознание – это не состояние чего-то (мозга, «думающего поля», «совокупности энергий» и т.д.), не «процесс отражения», не свойство чего- либо и т.п., как считают некоторые авторы (см. Интернет, словари и учебники по психологии). Сознание является органом живого организма (ОЖПС), который может находиться в определённом состоянии, принимать участие во всевозможных процессах, обладать набором характеристик и свойств. Сознание, по выражению А.А. Ухтомского, с признательностью принятому П.В. Симоновым, это «функциональный орган».
В противоположность всему материальному, что существует во Вселенной, сознание – это совокупность логических программ, сосредоточенных в Органе Жизни, Познания и Созидания (ОЖПС) каждого существа. У одних существ совокупность, менее, у других более насыщенная различными операционными системами и рабочими программами. Именно функционирование этих программ обеспечивает жизнь индивида и существование популяции. Сознание – это орган, несущий в себе «знание о чем-то, истинность чего можно проверить практикой», а само знание «является знанием лишь в той мере, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей» (П.В. Симонов. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского).
И ещё один критерий сознания. По мысли Симонова, сознание это, кроме всего прочего, есть со-знание (и частичка «со» здесь не случайно оказалась), сравните с сочувствием, состраданием, сопереживанием, сотрудничеством и т. п. Она намекает, да нет, прямо указывает на наличие человека-визави, других людей, на социальный характер сознания.
Продолжая идею объединяющего характера Со-знания, мы постепенно придём к гипотезе того, что все популяции живых существ нашего и других миров могут обмениваться мыслями и знаниями в масштабе всей Вселенной, всего Мирового Сознания. Обладание сознанием делает существо субъектом.
Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к познанию окружающей действительности и целесообразной деятельности, направленной на поддержание жизни и преобразование мира. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, другого существа представляет собой объект. В качестве объекта, подлежащего познанию и преобразованию, выступают не только предметы и явления реального мира, но и их отражение в индивидуальном и общественном сознании.
Можно для более расширенного понимания феномена несколько изменить настрой и дать другое определение. Сознание есть орган живого существа (компонент живой СДС) с нематериальной, т.е. виртуальный начинкой, обеспечивающий его существование и выполнение соответствующих функций посредством идеального воспроизведения действительности и реагирования на её позитивные и негативные (опасные) изменения. В нашей цивилизации сознание есть высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, В ответственных ситуациях оно обеспечивает спасительные реакции в сфере целеполагающей деятельности. В силу общественного характера нашей цивилизации сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и социальной.
Важной особенностью жизнедеятельности сознания является способность приёма-передачи различных сигналов, а также открытия шлюзов для приёма и передачи информационно-энергетических посылов по каналу связи, который мы вслед за поклонниками нью эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») назовём «ченнелингом». Таким образом, мы снова вторгаемся в сферу антропного принципа, который не только допускает, но и предполагает наличие в природе феномена телепатии.
Для понимания механизма функционирования сознания необходимо составить доступное на сегодняшний день представление, что такое мышление. Мы просмотрели несколько десятков различных определений этого сложнейшего понятия и были несколько разочарованы достижениями в этом вопросе. Считается, что «ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. Да и до сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления» (см. Интернет). Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление...
Ближе всех, на наш взгляд, к нему подошла наша давняя знакомая, выпускница многих российских вузов – умница Википедия. Однако и её определение, как у всех молодых учёных, страдает излишним наукообразием. Судите сами: «Мышление – процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений».
Наша выпускница забыла, что для того, чтобы дать удовлетворительное определение желательно в нём отразить несколько позиций: объект определения (в нашем случае – мышление), субъект (сознание, как орган мышления человека), цель определения (достижение истины), привлекаемые средства (операционные программы, законы логики, арсенал накопленной информации и т. д.), используемые способы, наконец, результат. Итак, попробуем.
Мышление – это процесс, протекающий в виртуальном пространстве внутри Сознания с целью достижения истины в познании окружающей действительности, а также в решении проблем обеспечения жизнедеятельности человека и общества. Руководя процессом мышления, Сознание использует заложенные природой операционные программы, накопленную в течение жизни информацию, познанные законы формальной и диалектической логики. Результатом работы мышления является достижение относительной истины, что обусловливает опять же относительно правильное или неправильное решение. Двигаясь через череду относительных истин, Сознание приближается к истине Абсолютной и к максимально правильному решению.
Мыслить, думать, соображать, предусматривать – это всё арии из одной и той же Оперы о познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Диалог, беседа нескольких человек, «круглый стол» группы людей, семинар учащихся, заседание Ученого совета, тематическая конференция заинтересованных лиц (учёных, политиков, врачей, менеджеров и др.) – это всё мышление, работа совокупного сознания людей в пространстве объективной реальности в целях достижения истины в какой-то из сфер деятельности человека. Все эти формы мозгового штурма содержат в себе элементы телепатии, а телепатия является продуктом всё тех же, как мы заметили выше, фундаментальных постоянных или эффектом антропного принципа. И мы не можем не напомнить об этом.
В психологии и других научных дисциплинах существует множество других определений «мышления». Мы с уважением относимся к их авторам и считаем, что с этими определениями полезно познакомиться.
Например: «Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы – соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным» (Интернет. Википедия).
В рамках мышления существуют процессы, которые учёными названы размышлениями и рассуждениями. Это не что иное, как процесс концентрации внимания на совокупности мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. К рассматриваемым процессам прибегают тогда, когда необходимо сделать ответственный вывод и принять важное решение, чтобы затем преодолеть возникшие преграды и продолжить познание в более активных формах. Правда, скептики говорят, что размышлять можно и на приятные темы, более того, получать от этого удовольствие. Ну, что же, пожалуйста, получайте. Мы не против.
Мало кто знает, что, отрываясь от окружающей действительности, человек в процессах размышления и рассуждения непроизвольно заглядывает в энерго-информационное поле Земли, Солнечной системы или даже всей Вселенной, А в основе этих полей лежат всё те же, наверное, уже изрядно надоевшие нам фундаментальные постоянные и тот же антропный принцип. Неужели мы всё-таки рабы обстоятельств. Где же провозглашённая свобода воли и мысли?
Уважаемые читатели, мы с вами прошли по ступеням развития форм психики, намеченными в своё время в гипотезе выдающегося советского психолога действительного члена АПН РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979). Наша задача заключалась только в том, чтобы сделать небольшой шаг вперёд и попытаться перейти от гипотезы к теории. И ещё раз поблагодарить автора данной гипотезы.
Наконец, мы подошли к высшей ступени состояния и развития сознания – Разуму. В этом вопросе духовно-материалистическая философия и в целом вся Парапсихология исходят из постулата: в мире всё находится в постоянном движении, совершенствовании, развитии. Короткие остановки – это мгновения в вечной истории Вселенной. Развитие Материи, Жизни и Разума – Вечно. Устаревшее, несовершенное, завернувшее не туда, куда было намечено, при необходимости подлежит ликвидации (пример тому земные катастрофы), чтобы не мучить ни Себя, ни других. Задача состоит в том, чтобы, сохранив пространство, исходный замысел, накопленный опыт и полезные наработки, продолжить движение вперёд к изначально поставленной цели. Отсюда и Познание вечно развивающейся Вселенной – Вечно. Мы подошли к очередному, высшему этапу развития сознания – Разуму.
Разум НЕ деятельность, НЕ способность, НЕ свойство, НЕ процесс и т.д. (См. в Интернете результаты множества попыток дать определение понятию «Разум»). К определению Разума применимы основные размышления о Сознании, приведённые выше.
Разум – это орган живого организма, который может находиться в определённом состоянии, принимать участие во всевозможных процессах, обладать набором характеристик, способностей и свойств.
Разум – это, прежде всего, совокупность логических программ, сосредоточенных в Органе Жизни, Познания и Созидания (ОЖПС) существа, достигшего высших состояний в его популяции и Вселенной в целом. Более того, Разум – это орган самой Вселенной. В этом случае мы его называем Высшим Разумом.
Именно функционирование названных программ обеспечивает жизнь индивида и существование популяции, биоценоза, биосферы, а также объединений живых существ звёздно-планетарных систем, галактик метагалактик, вселенных и Большой Вселенной в целом, их развития по многим важным направлениям. Обладание разумом делает существо, ведущим субъектом вида рода… и т. д.. Наверное, и каждый коллектив (трудовой, научный, театральный, военный и т.д.), и биоценоз, и биосфера в целом имеют собственный Разум… А теперь пройдём в обратном направлении.
Разум является основным элементом сложной динамической системы (СДС)… и выступает руководящим началом от высшего уровня Мироздания (его плотных и тонких миров), метагалактик, галактик, звёздно-планетарных систем, планетных цивилизаций, наций, народностей, племён, родов и отдельной семьи. Это орган совокупности членов определённой структуры.
Разум – это высшая ступень развития органа (ОЖПС), осуществляющего познание окружающей действительности, принимающего решения в соответствии с пониманием смысла жизни и обеспечивающего бессмертие личности человека, гуманоида, инопланетянина и прочих разумников. Разум обладает способностью логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, т.е. способностью понимания и осмысления приобретённых знаний и передачи всего богатства приобретённой информации в процессе общения с другими формами разума.
В основе всех рассмотренных форм ОЖПС различных видов живых существ, в том числе сознания и разума, находится всё тот же дух, порождённый Источником Всего Сущего. И те же атрибуты материального, живого и идеального мира: движение, общение и т.д. Мы пока ещё вынуждены напоминать эту истину, ставшую тривиальной для значительной части человечества. Причина одна. Академики-борцы с «лженаукой» ещё нескоро успокоятся. Ведь это крушение закоренелого мировоззрения твёрдокаменного материализма. Эра духовно-материалистического мировоззрения скоро придёт. Потерпим ещё немного.
В наших рассуждениях наступил момент, когда нужно остановиться, задуматься, порассуждать и поразмыслить. Если Познание постоянно развивающейся объективной и субъективной реальности непрерывно приносит новую информацию Вселенскому Разуму, то можно ли говорить о том, что Он всё знает и всё предвидит наперёд?
После такого вопроса задумались все. Наступила оперативная пауза… Но вот желающий ответить на вопрос поднял руку. Пожалуйста, вам слово…
Спасибо, коллега. Ответ правильный. В мире действительно нет Того, Кто всё знает наперёд, заглядывая в далёкое, далёкое будущее, Кому известны все сущности, все законы, все абсолютные истины. Таких не было и нет во Вселенной. Всё это нужно добывать своим трудом и работой своих многочисленных помощников. Бог не всезнайка. Он одновременно и Учитель, и ученик. Опираясь на прошлое, Он познаёт настоящее и строит будущее. Он не всегда знает, как аукнутся Его и наши совместные действия, но он должен быть настраже, чтобы немедленно откликнуться соответствующим образом на возможные вызовы. А для этого нужно постоянно учиться. Он умеет это делать. А мы, при случае, можем и кое-что посоветовать… его приближенным.
К нам на арену наших рассуждений просится ещё одна, очередная проблема. У каждого существа, на каком бы уровне развития это существо ни находилось, есть свой «взгляд» на окружающий мир. И именно этот «взгляд» лежит в основе «анализа» любой ситуации и любой реакции, в том числе ответной реакции на угрозу жизни. Короче, выживает только тот, у кого заложенная операционная программа ближе всего подошла к истине. А как у человека?
Мышление, как операционная система познания и как его процесс, включает в себя несколько важных программ, раскрывающих строение и движение окружающего мира. С их помощью человек и любое мыслящее существо оценивает обстановку и принимает решение. На определённом этапе совокупность некоторых таких программ становится подобием философии. Всякая философия включает в себя и провозглашает «во вне» совокупность законов Мироздания. И насколько они адекватно отражают объективно существующие законы, насколько она близка к истине, настолько она успешно работает в ходе познания мира и ограждает от грозящих неприятностей. Заметим вскользь, сегодня мы чаще всего вспоминаем об этом, когда речь заходит о ядерной опасности.
Научная картина мира есть высшее достижение той или иной философской мысли. Что можно сказать о философских скрижалях Птолемея?! Понятно без напоминаний. И каким бы авторитетом ни пользовался автор и его соратники, даже авторитетом костра, кнута и пряника с чаем или чем-нибудь покрепче, познание своим движением разобьет эти и подобные скрижали. Только бы не успели натворить бед.
Человечество в своей истории знало множество философских школ. Титанами среди них являлись и являются две из них: материализм и идеализм. Представители каждой из этих школ своих противников считают невежественными в решении основного вопроса философии. Что первично? Материя или Сознание. И та, и другая ошибаются. И почти в равной степени тормозят процесс развития познания. Сегодня жизнь настоятельно требует решительной активизации познания, а антропный принцип подсказывает нам направление движения и толкает нас в объятия духовно-материалистической философии, которая даёт однозначный ответ в решении основного вопроса: и то, и другое первичны.
Итог: Ошибки мышления и его предшественников на всех этапах развития от элементарного сигнала раздражения клетки до инстинкта, условного рефлекса, элементов интеллекта и выше чреваты серьезными последствиями вплоть до гибели его носителя – субъекта и даже целой популяции. А погибло их великое множество. В настоящее время численность видов животного и растительного мира составляет всего-навсего лишь 5 % видов, когда либо существовавших на Земле. Виновата в этом и сама природа и человек, её порождение. Часть вины и довольно значительную должна взять на себя и философия.
В заключение вернёмся к заголовку, который гласит «Если перед духовно- материалистической философией откроются двери АН РФ, то…» Так что же должно произойти? Мы призываем читателей поразмыслить и порассуждать на эту тему. Всего Вам доброго. До встречи. РАС.