Субъектно-объектный метод познания мира, а также складирования, хранения и воспроизведения информации в целях её практического использования.
Аннотация
Метод субъектно-объектного подхода к изложению учебного материала преподавателем, а затем освоению его в ходе всех форм учебного процесса слушателями в 1975-1978 и 1985-1987 гг. был проверен в эксперименте на кафедре Истории военного искусства Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
В периоды проведения эксперимента автор метода, доктор исторических наук, профессор Савушкин Р.А., работал на кафедре истории военного искусства сначала старшим преподавателем, а затем начальником кафедры.
В эксперименте каждый раз участвовало 5 групп: 3 групп экспериментальных и 2 контрольных. На экзаменах были показаны следующие результаты. В среднем в экспериментальных группах, насчитывавших по 25 слушателей, на экзаменах получили: оценки отлично 21-23 чл., хорошо – 2-3 и удовлетворительно – 0-1-2 чл. В контрольных группах отлично получили 12-15 чл., хорошо – 4-5, удовлетворительно – 6-8, плохо – 1-2 чл.
Эксперимент подтвердил эффективность применяемого метода. В последующем, работая в Институте Военной истории МО СССР, автор возглавил научно-исследовательскую группу анализа военно-политической обстановки в отдельных странах, регионах и мире в целом, а затем историческое управление – Редакцию 10-томной Истории Великой Отечественной войны, где метод субъектно-объектного подхода подтвердил свою эффективность снова.
В Институте экономики, финансов и права (г. Москва) на кафедре Гуманитарных дисциплин в 2000-х годах автору удалось завершить работу над методом и подготовить предлагаемый общественности Института научный и учебно-методический материал.
Оглавление
1. Без субъекта нет объекта – вот что такое СОП
2. Место и роль каждого из семи компонентов: Субъект, Объект, Цель, Средства, Способы, Условия, Результат
3. СОП как основной принцип деятельности всех Субъектов Вселенной
4. Практическое применение метода СОП
Заключение
1. Без субъекта нет объекта – вот что такое СОП
Все люди, начиная со школьников первых классов, не говоря уже о слушателях и студентах высших учебных заведений, хорошо знают, как трудно усваивать знания. Но далеко не всем известно, что существует метод, облегчающий решение этой задачи. Более того, область его возможного применения намного шире, чем область приобретения знаний. Он обладает абсолютной универсальностью.
В науке он обеспечивает всесторонность познания избранного явления и логическую стройность изложения полученных результатов. В педагогической деятельности – потрясающую доходчивость в передаче знаний. В каторжной работе учащихся – раскладку знаний по таким полочкам, с которых можно извлечь всё, что требуется, даже в том случае, когда, казалось бы, материал безнадежно забыт. Наконец, в практической деятельности человека любой специальности учесть все то, что необходимо для дела. А это значит достичь желанного результата, сэкономив материальные средства, время, энергию, сохранив нервную систему. После овладения этим методом появляется ощущение (и, скажем прямо, вполне обоснованное) неограниченных возможностей. "Весь мир в кармане", – говорят в таких случаях деловые люди.
Что это за метод? Назовем его субъектно-объектным подходом (СОП) к познанию окружающей действительности и собственного Я. Или методом субъектно-объектного моделирования. А теперь другой вопрос: как овладеть им, если ему не учат ни в одном учебном заведении и для его освоения не создано никаких специальных методических пособий? Мы не можем предложить заветного адреса. Стыдно признаться, всё пущено на самотёк, а самодеятельность в таком деле, как показывает опыт, не приносит должного результата. Даже многие ученые, специалисты своего дела, не владеют им в совершенстве. Мы уж не говорим о политиках любого ранга. Отсюда, наверное, многие наши беды…
Известно, есть две разновидности моделирования реально существующих объектов:
Первые называют агрегатными, вещественно-техническими моделями, вторые - абстрактными. Наш метод относится ко второму типу моделирования.
В основе метода тот до обыденности простой и вместе с тем загадочный факт, который известен каждому – предметы имеют свойство воздействовать друг на друга. При этом чаще всего взаимовоздействие неравнозначно. Одни предметы выступают инициаторами воздействия, своеобразными «агрессорами», другие – «жертвами», вынужденными отвечать на эту часто неспровоцированную агрессию; одни обладают большими возможностями воздействия (вес, энергия, положение и т. д.), другие меньшими; одни играют ведущую роль, другие – эпизодическую; одни в предложении (речь идет о языке) являются подлежащим, другие дополнением и т. д. Особенно это заметно в служебных отношениях между людьми – проблема преподавателей и студентов, начальников и подчиненных стара как мир. Нам ли с вами, «солдатам всемирной армии труда», не знать об этом.
Люди давно обратили внимание на эту особенность и отразили её в языке, лексике, терминологии, назвав первых субъектами, а вторых объектами. И то, и другое слово переводится как предмет. Это общее значение двух терминов. Но дальше идут уточнения, подчеркивающие особенности каждого из этих слов. «Субъект» (я беру переводы с европейских языков) означает предмет, который направляет, бросает, подчиняет, подвергает, представляет; а «объект» – предмет, который отвергает, возражает, протестует, противопоставляет, отбрасывает, скрывает свою суть, оказывает сопротивление и т. д. Отсюда до самого метода нам остается рукой подать.
Метод имеет несколько уровней сложности. На первом он чрезвычайно прост. Ну что может быть проще, чем выделение в любом, я подчеркиваю в любом, процессе, явлении живой природы, общества и мышления семь элементов, образующих прочную цепочку взаимовоздействия двух, как минимум, материальных или идеальных предметов (точнее явлений) природы? (Ох уж эта сакральная цифра семь: семь цветов радуги, семь нот звукового ряда, семь бед – один ответ и еще более двух десятков интересных семёрок).
Вот они эти абстрактные элементы нашего субъектно-объектного моделирования:
1) действующий субъект;
2) объект, испытывающий воздействие;
3) цель, преследуемая субъектом;
4) средства воздействия, которыми располагает субъект;
5) способ воздействия субъекта на объект имеющимися средствами;
6) результат, который получается в итоге воздействия субъекта на объект;
7) условия – окружающая среда, в пределах которой совершается действие и достигается результат.
Мы их разместим на схеме в несколько ином порядке.
1. Субъект → 2. Цель → 3. Средства → 4. Способ → 5. Объект → 6. Результат.
7. Условия (окружающая среда)
Действительно, чего же здесь сложного и непонятного? Разберем всю динамику этой цепочки на производственной деятельности человека. Возьмем для примера столяра – субъекта, вознамерившегося или получившего задание сработать кресло в стиле Людовика ХIV.
Цель, как идеальная составляющая, зафиксирована на материальном носителе – мозге субъекта данного производственного акта. Здесь и обобщённый образ кресла, и первая прикидка времени, потребного на его изготовление, и установленный заказчиком срок, и закреплённая договором заработная плата, и образ материальных ценностей, намеченных для приобретения на заработанные деньги и т. д.
Объект может выступать или в конкретном образе кресла, запечатленном в извилинах мозга, или в материальной форме заготовки из дерева нужной породы. Будем считать, что и то, и другое в наличии имеется.
Средства: столярный инструмент, который всегда под рукой, клей, богатый драпировочный материал и пр. Всё это для нашего работника не является проблемой.
Способы обработки материала столяру хорошо известны со времен ученичества и крепко накрепко закреплены в сознании опять же на материальных носителях.
Можно начинать? Нет. Наш столяр, субъект производственного процесса, понимает, что кроме привычного столярного инструмента (пилы, рубанка, фуганка, молотка, набора стамесок, складного метра), ему потребуются инструменты для резьбы по дереву, орудия для работы по металлу и раскройке тканей (шелка, парчи, бархата), специальные мебельные гвозди и еще кое-какие мелочи. После приобретения всего необходимого можно приступать к работе. При благоприятном течении процесса цель реализуется в достигнутом продукте.
Результат - так назовём мы этот продукт. Кресло, представленное во всей красе.
Условия благоприятствовали нашему столяру. Смахнув пот с лица, столяр может сказать: «Процесс завершен. Дело сделано». И добавить: «Слава Господу! Есть крыша над головой и погода нынче хорошая. Повезло к тому же – никто не мешал».
На всё ли мы обратили внимание, рассматривая данный цикл целесообразной деятельности? Кажется всё учтено. Даже энергия, которая была растрачена в ходе работы – капли пота, собравшиеся в луже на полу говорят о многом. Всё зафиксировано в нашей бухгалтерии. Не учли мы только одного, без чего не заработает ни одна динамическая система – движения мыслей работника, побуждаемого всеми, даже немыми участниками процесса. И дело здесь не только в том, что мы прошли мимо, не обратив внимания на те процессы, которые проходили в голове столяра, когда он ставил перед собой задачу-цель, выбирал модель будущего кресла, подбирал материалы, сырьё, готовил инструменты, обдумывал способы обработки деталей и т. д. Главное, что мы пропустили – это непрерывное движение информации по всей производственной цепи от субъекта до результата. А без информационного обеспечения был бы не процесс созидания, а хаос. Оказывается, каждый элемент динамической системы через мозг творца связан определенной зависимостью с каждым другим элементом – участником процесса. Эту зависимость обеспечивают прямые и обратные связи. Прямые связи инициируют движение к цели. Они вовремя подсказывают момент смены инструмента, нужный поворот заготовки, размеры деталей и всё остальное, что требуется для того, чтобы вместо кресла Людовика ХIV не получился диван Марии Антуанетты. Обратные связи визуально «докладывают» в каком состоянии находится объект и воздействующие на него компоненты, и дают возможность сообразить, что ещё нужно сделать, чтобы получить желанный Результат.
Отвлекаясь от конкретного объекта воздействия – нашего кресла, подчеркнём, что особенно важное значение имеет постоянная забота о состоянии информационных связей того Субъекта, который вознамерился весь мир положить в свой боковой карман. А теперь пройдемся по всей цепочке.
2. Место каждого из семи компонентов: Субъект, Объект, Цель, Средства, Способы, Условия, Результат,
Субъект является главным в цикле целесообразной деятельности. Он начало всех начал. Но (!) только в данном конкретном цикле. Ведь у него могут быть начальники и подчиненные – подмастерья. В этом случае мы должны сверху и снизу нашей цепочки построить еще один-два, а то и несколько этажей такого же типа и наметить связи между ними. Но об этом речь должна идти особо. А пока наш субъект выступает в роли демиурга.
В живой природе, в обществе под субъектом мы будем понимать живое существо, личность, орган коллективного управления, социальную группу, одним словом, всё то, что, используя информацию и имеющиеся средства (заметим по ходу, что власть это тоже средство), определёнными способами, воздействует на избранные объекты с какой-то определенной целью. Если же учесть, что кроме представителей человечества, у нас на Земле и в Космосе, как утверждают уфологи, действуют инопланетяне, или существа «параллельных миров», в чём убеждены парапсихологи, то уместно дать более общее определение.
Субъект – это существо (индивид или коллективный орган), познающее и преобразующее природу, и в этих действиях противостоящее всему внешнему миру. В таких отношениях Субъекта в косном и тварном мире любой предмет и любая природная композиция Земля, Мир, Вселенная, независимо от их величия, преобразуются в Объект его познания и воздействия в процессе целенаправленной деятельности.
Объект. Им, как говорится, может быть всё, что душе угодно. В качестве объекта могут выступать различные предметы, явления всех сфер и уровней природы, общества и мышления. Всё зависит от потребностей субъекта. Объект – это то, из чего можно что-то сделать или извлечь для удовлетворения возникшей Потребности. Незаметно мы подошли к самому критическому моменту – той самой Цели, о которой идет речь при рассмотрении субъектно-объектного метода.
Говорят, что главное в жизни – движение. Нет слов, без движения жизнь невозможна. Но движение в живой природе не возникает само собой. Потребность, нужда в необходимых для существования веществах, условиях, благах – вот, что инициирует движение. Именно потребности являются источником активности всего живого. Они являются основанием для формирования Цели.
Попробуем дать определение этого всесильного феномена. Потребность – это состояние живого существа, ощущаемое или осознаваемое им как напряжение, неловкость, неудовлетворенность, дискомфорт, неприятность, неудобство и т. д., вызванные отсутствием или недостатком чего-либо, необходимого для поддержания его жизнедеятельности и развития.
«Тепло», как говорят в детской игре, когда ищут далеко спрятанный предмет. Ох, если бы было только так, как сказано в определении! Тогда, наверное, у нас не было бы ни Плюшкина, ни Чикотилло.
Попробуем еще раз. Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности (ФЭ. Т. 4. С. 327-328). «Горячо!» Предмет где-то рядом. Еще один шаг и решение будет найдено. Для личности и любого общественного организма не хватает самой малости – чего-то духовного. Увлекаясь материальным, мы очень часто забываем об идеальном. Если посмотреть на потребности с точки зрения объекта, то здесь мы легко заметим, что их можно разделить на материальные и духовные.
«А почему вы ничего не говорите о биологических потребностях?» – Может задать вопрос дотошный читатель. И правда, почему? Если мы назовем сексуальные потребности, то удовлетворим его любопытство? Вот и прекрасно. Тогда продолжим.
Если в основу классификации мы положим существующие сферы деятельности, то наверняка утонем в профессиональном многообразии. Назовём только потребности, лежащие на поверхности. Потребности в физическом труде (...), интеллектуальной деятельности (...), развлечениях (...), занятиях политикой, различными видами искусства, спорта, а также в совершении гадости, подлости, мерзости и т. д. Этот перечень каждый из вас может продолжить до бесконечности. Остается сказать, что есть потребности биологические и социальные, первостепенные и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные, благородные и порочные и др.
Потребности ненасытны. И с каждым годом их становится все больше и больше. Всё, что создано и создается, направлено на удовлетворение потребностей. Всё, что нас окружает, является лишь объектами удовлетворения наших потребностей. Семья, друзья, работа... производство, культура, наука, политика, война и армия и т. д. – все эти явления порождены потребностями и удовлетворяют потребности.
Если бы возникающие потребности, минуя все промежуточные психические акты, происходящие в сознании людей немедленно понуждали их к действию, то мы оказались бы в безумном мире. Это было бы что-то вроде ситуации, создаваемой большегрузной машиной, оказавшейся без тормозов в центре города с интенсивным движением.
К счастью, прежде, чем начать действовать, человек должен осознать потребность и трудности реализации, с нею связанные, и на этой основе испытать побуждение к действию, если, конечно, оно возникнет после осознания трудностей. Инициируемое в сознании побуждение должно высветиться в представление Цели, а рядом проявиться представление Средств, необходимых для реализации Цели. Затем только после сопоставления цели и средств у человека формируется Намерение. Наконец, намерение должно пройти через проверку лакмусовой бумажкой потенциала Воли. И только после этого вылиться в Действие. К нашему счастью, не все доходят до действия. Но как представишь себе, какое напряжение испытывает общество от неудовлетворенных потребностей, становится страшно. Что сдерживает людей? Последствия, которые идут вместе с Результатом: потеря чести и угрызения совести, тюрьма и пуля, а может быть что-нибудь пострашнее... и отсутствие средств.
Средства. В наше время самым сильным средством являются деньги. Говорят, что они могут всё. Правда, при одном условии, если есть предложение товаров и услуг. А для производства того и другого нужны материальные средства, технологии – продукты интеллектуального труда, нужны люди, владеющие этими средствами, обладающие организаторскими способностями, имеющие научные знания и творческий потенциал, способные проявить талант в различных областях искусства и т. д. Кстати, люди это тоже средство. Как известно из политической экономии, основную роль среди материальных средств играют орудия труда: машины и оборудование, инструменты и приспособления, двигатели и т. д.
К средствам труда (достижения цели) относятся производственные здания и сооружения, транспорт, линии электропередач и многое другое. Каждая сфера деятельности имеет свои средства. Свои средства использует каждый из субъектов: рабочие, политики, актеры, художники, писатели, ученые, спортсмены. Немалым количеством средств пользуются негодяи. Но самым большим набором всевозможных средств располагают люди, делающие Добро.
Способы. Одно и то же средство может быть использовано различными способами. Способ – это процесс целенаправленной деятельности, характеризующийся порядком воздействия на объект привлеченными средствами, а также отношения, в которые вступают люди и механизмы – участники этого процесса. Можно дать определение и через модное нынче слово «система». Способ – это система одновременных и последовательных действий (приемов, операций), связанных единой целью, в ходе которых люди и механизмы, воздействуя на объект орудиями своего труда, вступают между собой в определенные отношения (субординации, координации, взаимопомощи и др.) и производят какой-то желанный эффект (результат).
Когда мы приступаем к рассмотрению конкретного способа деятельности, мы должны себе ясно представлять в какой области он используется, установить связь определенного способа с формами движения материи и порядком преобразования энергии и информации. Если в процессах нашей деятельности используется механическая форма движения, то наш способ будет иметь механический характер.
Другие формы физического движения требуют других способов и прежде всего самого общего из них – электромагнитного. В него войдет в зависимости от частоты колебаний, длины волны, величины амплитуды, модуляции, концентрации или рассеянности пучка излучения, наконец, технического оформления множество других частных способов воздействия на объект.
Химические формы движения с их особенностями превращения энергии, содержанием и формами информационных процессов дадут нам познакомиться с характером других способов воздействия.
Совсем другое дело в биологической форме движения материи. Здесь мы будем наблюдать в рассматриваемых способах совокупность всех форм движения материи, исключительную сложность информационных процессов и филигранную точность операций их составляющих.
Если же окунемся в социальную область природы, то на первое место во всех способах выйдут информационные процессы, окрашенные эмоциями людей, волею судеб ставших, как говаривал "вождь народов", винтиками сложной организационно-деятельностной структуры, какими являются все эти способы.
Свои способы используют и экономика, и финансы, и право, поэтому наш Институт экономики, финансов и права, стремиться вооружить своих студентов соответствующими знаниями.
Результат. Это вознаграждение за труды и заботы. Это то, ради чего мы затевали всё дело. Это долгожданная возможность удовлетворить изголодавшуюся потребность. К сожалению, бывают и разочарования. Мало того, что результат не всегда совпадает с тем, что было задумано, с тем, к чему мы стремились. Часто вместе с результатом откуда-то со стороны или сбоку появляются ещё и неожиданные Последствия. Бывает, что вместе с неописуемым блаженством человек получает такое приобретение, какое не снилось в самом фантастическом сне. Как такое могло произойти? Вроде бы всё было тщательно рассчитано, учтено, подкорректировано, сделано так, как нужно, а гляди ты... В чём же дело? А «ларчик просто открывался». Не были учтены Условия. А они иногда меняются ежечасно.
Условия – совокупность вещей, процессов, явлений, отношений и т.д., оказывающих влияние на достижение (возникновение) Результата, а также его состояние в последующем.
Любой элемент субъектно-объектной модели в реальной действительности соотнесён с бесчисленным количеством прямых и косвенных связей и отношений с другими объектами. Искусство анализа состоит в том, чтобы найти и учесть наиболее влиятельные из них.
Чтобы овладеть методикой использования субъектно-объектного моделирования нужно научиться мысленно ставить себя в различное положение относительно модели в целом и каждого из её элементов в отдельности. Главное здесь – уяснить себе, что в зависимости от стоящей задачи вы должны: в одном случае подниматься над событиями и анализировать динамику субъектно-объектной модели как бы сверху; в другом – ставить себя на место субъекта и рассматривать все процессы с левой стороны; в третьем – представлять себя объектом и оценивать ситуацию с точки зрения его интересов, т.е с правой стороны; в четвёртом – смотреть на события изнутри привлекаемых средств и наличествующих условий; в пятом – ощущать появляющиеся результаты и проявляющиеся последствия на завершающем этапе рассматриваемого процесса.
Не менее важное значение имеет овладение способностью видеть причинно-следственную зависимость состояния и динамики каждого элемента субъектно-объектной модели от её каждого элемента в отдельности. Например, состояние и действия Субъекта, кто бы он ни был, зависят и от объекта и от цели, и от остальных участников процесса. Цель определяется не только средствами, как мы привыкли считать, но и всеми другими элементами исследуемого процесса.
Заканчивая этот этап познания нужно сказать следующее. Если на экзаменах вам попадётся билет, а в нем вопрос, в котором, вы, как говорят студенты, «ни A, ни Б, ни кукареку», если вы столкнётесь с трудностями на заседании правительства или государственной думы, если вы окажетесь в сложной боевой и любой другой обстановке, то соберите изо всех уголков памяти все отрывки и обрывки знаний и опыта и разложите всё по полочкам субъектно-объектного подхода: субъект, цель, средства, способы, объект, результат (не забудьте про условия) и мы гарантируем, что вы выйдете из создавшейся ситуации с честью. Ну, а на худой конец выкрутитесь и покинете «поле боя» с наименьшими потерями.
3. СОП как основной принцип деятельности всех Субъектов Вселенной
В Парапсихологии давно принято, что Вселенная представляет собой Мироздание, состоящее из великого множества сложных динамических систем, каждая из которых состоит из типовых элементов. В своё время мы уже говорили об этом. Напомним: Любая СДС включает в себя: оболочку (несущая конструкция) + блок управления, в основе которого находится процессор – своеобразный имитатор «сознания» со своей операционной системой и памятью, предназначенный для анализа и преобразования поступающей информации и осуществляющий управление СДС в соответствии с её предназначением и полученными результатами оценки обстановки в районе дислокации + память (оперативная и долговременная) + устройство ввода-вывода + общая операционная система + прикладное программное обеспечение + блок энергообеспечения + рецепторы (устройства для сбора информации) + эффекторы (исполнительные органы, с помощью которых СДС реализует свои функции) + прямые и обратные связи управления и контроля.
Биологические СДС включают в себя почти такие же системы: тело (несущий каркас + организм жизнеобеспечения) и биологическое сознание, в которое входят функциональные компоненты собственно сознания и компоненты его обслуживающие: сенсорная система, поставляющая организму информацию о состоянии внешней среды; блоки оперативной и долговременной памяти; гомеостатическая система, контролирующая внутреннее состояние организма; интеллектуальная - система принятия решения, управления действиями, а также анализа, оценки и учёта получаемых результатов + энергетическая и, наконец, эффекторные системы, с помощью которых организм может воздействовать на себя и окружающую среду. И здесь нет исключений. Все от простейшего вируса и бактерии до властителей земной поверхности и океанов имеют одни и те же элементы и компоненты.
Считается, что существенным отличием живых СДС от косных СДС является способность к продолжению рода. Оппоненты возражают, утверждая, что недалеко то время, когда роботы начнут сами создавать своё потомство.
Высшим СДС является сама Вселенная, Субъектом которой перед громадным Миром предстаёт сам Создатель – Творец всего сущего.
Объектом Его деятельности избрано всё наполнение Вселенной от малейшей элементарной частички до её самой.
Его целью определено превращение «всего и вся» в единый организм – Живую и Разумную Вселенную.
В качестве средств используются законы, закономерности, процессы движения косной материи и тварного мира различного характера.
Что касается способов, то несть им числа. Познание их наша задача и миссия всего человечества.
Нам как-то сказали в ответ на наши сентенции: «Да, жаль что нам с Вами не удастся увидеть Результата этой колоссальной деятельности». Мы ответили так: «Ошибаетесь, друзья, мы вечны. Мы были в проекте до нашего рождения, жили после появления на свет, и будем существовать за порогом земной физической смерти. В этом весь фокус. Наша память безмерна, наша индивидуальность бесконечна».
4. Практическое применение метода СОП
При использовании метода СОП на практике, например, в итоговом документе, подготовленном исполнителями (далее автором, группой учёных) в соответствии с задачей, поставленной Руководством, обязательно проявляются симпатии и антипатии участников, их принадлежность к определённому классу и социальной группе, образование, специальности, их прошлое и настоящее, отношение к религии, искусству и т.д. Во всяком случае, все указанные выше моменты нашли своё подтверждение в то время, когда мы, члены дружного коллектива Научно-исследовательской группы анализа военно-политической обстановки в отдельных странах, регионах и мире в целом Института Военной Истории МО СССР готовили Обзоры для Главного политического управления и Генерального штаба ВС СССР. И эти моменты обязательно необходимо учитывать Руководству в ответственные минуты принятия решения.
Ниже приводится фрагмент результатов анализа политической обстановки в нашей стране, сложившейся ко второй половине 2006 года. Сразу же мы обязаны предупредить, что какие-то элементы нами сознательно опущены. Однако, несмотря на это, его можно использовать в качестве исходной основы для принятия решения в любой сфере общественной деятельности, в том числе экономике, финансах и праве. В дальнейшем в руках заинтересованного лица данный документ будет играть роль матрицы на каждом временном отрезке развития политической обстановки. Внося в анализ соответствующие изменения и дополнения, можно отслеживать её динамику.
Итак, возьмём состояние политической обстановки на период с 2000 г. до 200? какого-то года, и попробуем приложить к анализу особенностей этого состояния субъектно-объектный метод.
ВЫСШИЙ СУБЪЕКТ управления страны – наш Президент РФ, его администрация и все остальные органы Государственной власти. В последние годы они, направляемые Президентом, прилагают титанические усилия к тому, чтобы вывести, вытянуть Россию из той бездны, в которой она оказалась из-за преступных деяний продажных правителей горбачёвско-ельцинского периода. Все люди, идейно сплотившиеся вокруг нынешнего Президента РФ, представляют собой Светлые силы – Силы политической стабильности и прогресса.
Субъектом второго уровня являются Тёмные силы, представляющие собой политические структуры, которые борются за власть против Президентской Команды.
К субъектам третьего уровня относятся ТЕ, кто находится между противоположными силами. Они, как обломки кораблекрушения, болтаются между двумя берегами, пытаясь найти свой особый путь. Среди них «свободные» политики и возглавляемые ими организации – партии и движения. Претензии их лидеров амбициозны, дела, как правило, не всегда согласованы с потребностями нынешнего этапа развития общества и поэтому недостаточно конструктивны. Конец в исторической перспективе известен. Сильный порыв ветра прибьёт их к тому или иному берегу.
К этому же уровню относится некоторая часть оппозиции, исповедующая традиционные ценности. Главный субъект при проведении политики опирается на их идейный и организационный потенциал.
К субъектам четвёртого уровня можно отнести различные союзы, фонды, комитеты, ассоциации и т.д., т.е. структуры гражданского общества.
Особое место среди субъектов, примыкающих к Высшему (Главному) субъекту, занимают молодёжные организации, типа движения «Наши» и «Молодая гвардия». Молодёжи принадлежит будущее страны. В борьбе за светлое будущее России она закаляется идейно, совершенствуется организационно, набирается опыта.
ОБЪЕКТОМ воздействия Высшего Субъекта управления является вся страна: её народ, территория, природные богатства и воздушное пространство; её общество с присущими ему базисом и надстройкой, его людскими ресурсами, средствами и предметами труда, а также, и это вполне естественно, партнёры за рубежом. Однако при любом раскладе элементов, образующих Объект, главной заботой является многострадальный народ России. Масса нищих россиян, обездоленных в результате гайдаровских «реформ» и чубайсовской приватизации, с надеждой смотрит на Президента РФ и его Команду. Под взором людских масс Светлые силы во главе с Президентом делают всё возможное и, казалось бы, невозможное, ради всенародного блага. С Президентом РФ – все лучшие общественные силы народа. Им противостоят Тёмные силы внутри страны и за рубежом.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ Президента и всей его Команды, сплотившейся вокруг своего лидера, ясна и понятна – возрождение России. Достижение этой цели несёт народу действительную свободу, благополучие и безопасность. Кроме главной, общегосударственной цели президентской команды, ясно обозначились конкретные цели, направленные на оздоровление и развитие структур государственного управления, экономики, международных отношений, внутренней и внешней безопасности, медицины, образования, культуры, спорта и других областей жизни страны. Вот почему её поддерживают вся основная масса людей страны, их общественные организации.
Другую, прямо противоположную, цель преследуют внутренние и внешние противники России. Они стремятся к превращению России в сырьевой придаток Запада, а её народ – в рабов мировой финансовой олигархии. Во всех, кто не согласен с этой перспективой, Тёмные силы видят своих лютых врагов.
УСЛОВИЯ, в которых ведётся политическая борьба беспрецедентны. Их можно разделить на несколько областей.
1. Социальная область. Противозаконно бросив общественное богатство России в руки властвующей номенклатуре, родственникам, друзьям и приближённым, а также представителям зарубежного бизнеса, ловкачам и жуликам, преступные правители 80-90-х годов искусственно создали в нашем обществе новую классовую структуру. Кроме традиционных классов и социальных групп – рабочего класса, крестьянства, интеллигенции – образовались новые классы и социальные группы. На основе полупреступной, в значительной мере уголовной «приватизации» и активной «помощи» реакционеров Запада возникла олигархическая и крупная (в том числе компрадорская), средняя и мелкая буржуазия. Расслоилась на богатую, очень богатую, а рядом бедную и совсем нищую, интеллигенция. Возродились забытые всеми слои общества: сотни тысяч беспризорников, уголовников, десятки тысяч БОМЖей (наверное, их значительно больше; попробуй посчитать; их и за людей-то не принимают), полутора миллионная армия заключённых. Как грибы после дождя, в противовес честным труженикам, вылез отряд коррумпированных, готовых на любое предательство, чиновников. Их уже тысячи (Сколько? Десятки, сотни тысяч? Кто их посчитает?). Особенно опасным среди них становится организованное государственно-клановое чиновничество, которое в последнее время проявило себя как зурабовщина. (В народной толще, как это не раз бывало прежде, рождаются удивительно образные ярлыки происходящих явлений). Наконец, самое неприятное и опасное – расслоились и в значительной степени маргинализировались рабочие и крестьяне. Бывшее колхозное крестьянство в нищете, тяжелых болезнях и пьянстве доживает свой век.
На этой социальной основе возникли и разъедают общество наркомания, алкоголизм, проституция и её разновидность – коррупция и продажность чиновников, порнография, уголовщина, казнокрадство, взяточничество и т. д., и самое страшное – предательство своей Родины. Началось стремительное падение рождаемости, сокращение продолжительности жизни, вымирание населения страны. Тёмные силы приветствуют всё это. Им выгодно самоуничтожение России.
Ужасающее расслоение людей на богатых и бедных разъедает моральные устои. Одна мысль о том, что на деньги среднего олигарха можно одеть, обуть и накормить всё население страны, приводит в бешенство. Люди сходят с ума. Во сне и наяву видятся деньги, деньги и только деньги. В обществе правит бал ЗАВИСТЬ. Распадаются семьи, оскверняется любовь и дружба. Завидует сосед соседу, прохожий прохожему, сослуживец сослуживцу и т.д.
Страну захлестнула волна несертифицированной, нелицензионной, некондиционной продукции. Подлог, контрафакт проник даже в святая святых общества – медицину и самое опасное – в фармакологию (зурабовщина тому яркий пример). Контрафакт прочно утвердился в производстве, социальных услугах, культуре (пример тому шоу-бизнес в театре, на телевидении, в музейной сфере). Однако самое ужасное состоит в том, что контрафакт проник в органы, в которых мы ищем справедливости, защиту чести и достоинства: суд, прокуратуру, органы дознания и отправления наказания.
Нетерпимые процессы происходят в науке. С одной стороны, эпидемия псевдонаучности распространяется всё шире и шире. На книжном рынке всё чаще и чаще появляется «научная» литература, несущая заблуждения, суеверия, откровенные фантазии доморощенных «учёных». Борьба Российской Академии Наук (РАН) с «лженаукой» не приносит ощутимых результатов. Тот, кому поручили возглавить борьбу сам является контрафактом. С другой стороны, начинает беспокоить общество пандемия «учёномании», охватившая довольно широкий круг академиков и «красной» профессуры. Раньше они единым фронтом выступили против кибернетики и генетики, на десятки лет задержав развитие российской науки. Сегодня особенно не по нраву им пришлась парапсихология, в которой, как свидетельствуют труды авторитетных учёных, докторов наук, профессоров, академиков XX – XXI вв. Аксакова, Бутлерова, Васильева, Кобзарёва, Дуброва, Запорожца, Казначеева, Пушкина и др., они, борцы с «лженаукой», ничего не смыслят. Критика парапсихологии со стороны «учёноманов» перешла все границы дозволенного в порядочном обществе.
Россия – страна Мировых религий, которые несут свет, веру, любовь и сплочение вокруг Единого Бога, который является нашим Отцом, независимо от принадлежности каждого из нас к той или иной национальности и конфессии. Контрафактом в сфере свободы совести являются американо-израильские секты и всевозможные секты изуверского и тоталитарного характера, безнаказанно окопавшиеся на территории страны. Своей деятельностью они не просто разлагают общество в угоду своим интересам и интересам, стоящих за ними, международных и внутренних Тёмных сил, они в массовом масштабе калечат людей и что самое страшное – наших детей. Чиновники и правоохранительные органы давно расписались в своей беспомощности перед этой опасностью.
Как видно, всё общество, раздираемое противоречиями, превратилось в большой пороховой погреб. Мы присоединяемся к голосу легендарного борца против любой зависимости, несвободы и тирании Юлиуса Фучика, погибшего в тюремных застенках: «Люди! Я любил вас. Будьте бдительны».
2. Область международных отношений. Россия, расплатившись с много- миллиардными долгами, избавилась от финансовой зависимости. Эффективно развивая эксплуатацию своей сырьевой базы и обрабатывающей промышленности страна почти полностью избавилась от экономической зависимости. Теперь Запад не может навязывать нам свою волю в финансовой и экономической сферах.
Воссоздав свои могучие Вооруженные Силы после развала их прежними преступными правителями, страна и её народ снова почувствовали себя Великой державой. Россия в ракетостроении на 15 лет обогнала Запад. У нас лучшая авиация, самое совершенное стрелковое оружие, сверхнадёжные танки и бронемашины, мощнейшие артиллерийские системы и т.д. Государство завершает строительство своей военной системы на основе принципов высокой надёжности и эффективности.
Политика невмешательства в дела зарубежных стран, оказание помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий и «чужой агрессии», терпимость и доброжелательность к представителям различных религий, следование при проведении международной политики принципам уважения ведут к миру и стабильности.
3. Внутриполитическая область. Твёрдое следование демократическим, Конституционным принципам обусловило принятие Президентом решения отказаться ото всех заманчивых предложений выдвинуть свою кандидатуру на третий срок. Это решение, кроме позитивных реакций, вызвало определённую напряжённость. Уже сейчас, за год с лишним до срока выборов, между политическими силами развернулась ожесточённая борьба за притягательное президентское кресло. Тёмные силы, рвущиеся к реваншу при поддержке реакционных кругов Запада, стремятся подготовить себе почву для гарантированного успеха на выборах. Силы политической стабильности и прогресса понимают, что с приходом к власти Тёмных сил страна снова окажется на грани катастрофы, и стремятся не допустить такого исхода в решении общегосударственной проблемы выборов Президента РФ.
СРЕДСТВА, привлекаемые Силами политической стабильности и прогресса, и различными Темными силами противоположны по своему характеру, хотя по форме часто похожи. К средствам политической борьбы относятся: телевидение, средства массовой информации, интернет, радио, листовки и т.д. Для достижения политических целей используются демонстрации, пикетирование, митинги, шествия, голодовки и другие массовые мероприятия. Большой круг задач решается с помощью законодательства и других актов центральной и местной власти. Средствами политической борьбы являются силы безопасности всех уровней и всякого назначения. Однако, в конечном счёте, оказывается, что дело не в том, какое оружие держит в руках человек – самозарядный карабин Симонова или автомат Калашникова, а в том во имя каких целей и как он использует их.
При масштабных социальных явлениях обычно используется целый набор самых эффективных средств: СМИ, Телевидение, Радио, Суд, Прокуратура, Вооружённая стража, Тюрьма… и т.д.
СПОСОБЫ, которые применяются для достижения политических целей зависят от многих факторов, но прежде всего от характера политических сил и преследуемых целей. Способы настолько разнообразны, что только их перечисление заняло бы несколько страниц. Способы, используемые Силами политической стабильности и прогресса, у нас на глазах. Они видны и сразу понятны. У способов Тёмных сил всегда есть второе дно.
Недавнее убийство А. Политковской, государственных чиновников, провокации с применением насилия в различных регионах Федерации, скачки цен на продукты, ДТП, аварии различного характера, провокации против милиции на демонстрациях, недавние взрывы в общежитии МГУ и т.д. Что это? Уголовщина? Роковые случайности? Нет! Это всё методы Темных сил, предназначенные для того, чтобы вызвать недовольство населения действиями правоохранительных органов, а в конечном счёте якобы неспособностью Президента обеспечить безопасность граждан страны.
Среди средств, используемых Тёмными силами инсинуации, высокопрофессиональный монтаж телевизионных программ, искажающих действительное состояние того или иного дела, хорошо спланированные газетные кампании, сопровождаемые откровенной клевета в адрес неугодных лиц и т.д.
Устранение кандидатов в органы власти во время выборов посредством убийства, похищения (Рыбкин), заключения под стражу по сфабрикованным обвинениям (Грабовой) и др.
Если…либеральному прокурору не удаётся свалить вину на фигуранта, например, посредством внедрения преступных элементов в их окружение (способ носит название «обложить объект»), то находятся другие пути для того, чтобы опорочить человека – например, подбрасываются ему несколько пакетиков наркотических средств и наводят милицию, как это предполагали сделали в отношении гордости России – фигуриста Плющенко. Хорошо, что в машину чемпиона, которую некоторое время назад «по звонку» обыскивала милиция в поисках улик, злоумышленники не успели подбросить наркотики...
В субъектно-объектном подходе дело вершит Результат.
РЕЗУЛЬТАТ в единоборстве высоких политических сил за будущее России в его окончательной форме ещё не достигнут. Итог будет зависеть от многих факторов, в том числе и от отношения к делу общественности России.
Тёмные силы страны, проводят широкие политические кампании, направленные на раскол в лагере Сил политической стабильности и прогресса перед выборами и формированием органов Государственной Власти – Президента РФ, Правительства, Федерального Собрания РФ (Совета Федерации, Государственной Думы).
Самые большие дома строятся из небольших кирпичиков. Каждый кирпичик – вклад в общий замысел строительства нашего общего Всероссийского Дома. Тёмные силы хотят выбить один кирпичик за другим из фундамента нашего здания и сорвать его строительство. Задача состоит в том, чтобы помешать этому.
Силы прогресса, судя по всенародно, открыто проводимым мероприятиям дают все основания сказать так, как мы говорили в годы Великой Отечественной войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Анализ политической обстановки не самоцель. Он всегда проводится в интересах подготовки и проведения каких-то широкомасштабных действий в самых различных сферах общественной жизни. В этих случаях полученный анализ служит «подложкой» для разрабатываемого плана действий (акции), передовой статьи в СМИ, телевизионной программы, обращения к органам государственного управления, обращения к «Гражданам России!» и т.д.
Мы коснулись пока только предвыборной ситуации. Теперь каждому из вас предстоит со знанием дела окунуться в анализ обстановки и деятельность в других сферах. Успехов вам. Мы победим.
Заключение
В познании очень важно все приобретаемые знания располагать по соответствующим полочкам. Собирание в кучу не гарантирует не только их сохранность, но и не предоставляет никакой возможности их извлечения в оптимальном темпе для конструирования тех или иных теоретических концепций.
В процессе чтения лекции без логики субъектно-объектного подхода бывает просто невозможно успешно донести материал до слушателя или студента. А им каково разбираться в потоке информации водопадом падающей на них.
Ещё сложнее бывает студентам на экзаменах. Попробуйте быстро угомонить свою память, скачущую туда-сюда в теме злополучных вопросов билета. И уж поверьте старому преподавателю, стоит только учащемуся на листке бумаги написать Субъект, Объект, Цель, Средства, Способы, Условия, Результат, как проходит напряжение, раскрепощается память и на лице появляется улыбка. Из глубины сознания приходит даже то, чего в ней изначально и не было Дух нашего бренного тела откуда-то приносит нужную информацию, которая после экзамена навеки остаётся в голове. А как бывает приятно преподавателю произнести: «Давайте Вашу зачётку. Ставлю Вам пять. Молодец! Хорошо потрудились».
2006 г. Москва. РАС.
ISBN
Савушкин Р.А. Субъектно-объектный метод познания Мира или как троечника сделать Отличником. – М.: Институт экономики, финансов и права, 2006. с. –