02 ноября 2004
7066

Роман Карцев : `Ты что же, - спросил меня Райкин, - понимаешь юмор лучше меня?!`. - `Видимо, да`, - ответил я. Потом пошел и написал заявление об уходе`

Назвать Романа Андреевича Карцева последним из могикан язык не поворачивается. Хотя, наверное, так оно и есть. Он - представитель вымирающего жанра, в котором превыше всего ценились тонкий, интеллигентный юмор и безупречная актерская игра. Не его вина, что сегодня все это практически не востребовано.

В нынешнем году Роману Карцеву исполнилось 70 лет. Он прожил очень разную жизнь, которую не уложишь в общие понятия "счастье" и "несчастье". Судьба, в которую он верит безусловно, одной рукой одаривала его, другой - отнимала. Казалось бы, проще всего прицепить на него классический для русской литературы ярлык "маленького человека" - как в прямом, так и в переносном смысле. Не получается. Глядя на Карцева, понимаешь: смешной человек может быть великим. И величественным. Но это под силу немногим.

Людмила ГРАБЕНКО
"Бульвар"


"НАС ВЫПУСТИЛИ НА ГАСТРОЛИ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО В ОДЕССЕ БЫЛА ХОЛЕРА"

- Роман Андреевич, говорят, в детстве вы мечтали стать клоуном...

- Не столько клоуном, сколько вообще актером. Я играл в самодеятельном театре и несколько лет подряд поступал в эстрадно-цирковое училище. В конце концов, поступил. И тут же на радостях дал в Одессу телеграмму: "Мама поступил институт Москве". Но радовался я недолго: оказалось, что два абитуриента лишние и надо кого-то отчислять. Фамилия у меня из трех букв (по паспорту Кац. - Авт.), вот меня первым и вышибли. Кстати, вторым "не поступившим" был человек по фамилии Каплан. А вот Евгений Петросян тогда как раз поступил.

- Наверное, потом в цирковом училище локти кусали!

- Не знаю, как они, а я был просто счастлив! Отчислили меня в 61-м году, а уже в 62-м Райкин взял меня к себе в театр. Как вы понимаете, это гораздо лучше, чем цирковое училище. Да еще так быстро все произошло. Райкин был в Одессе на гастролях, и его буквально упросили посмотреть спектакль в нашем театре "Пар-нас-2". А после представления режиссер сказал мне: "Завтра Аркадий Исаакович ждет тебя для беседы. Ты ему понравился". Представляете, что это значило для провинциального самодеятельного актера, работающего на фабрике?

- ?!

- Да-да, я был тогда наладчиком швейных машин. Ночь не спал, а утром отправился на "смотрины". "Я тебя беру, - сказал мне Райкин, - осенью жди приглашения". Вызов пришел только через два месяца. Можете себе представить, что я за это время пережил! Наверное, тогда я впервые и понял, что все в этой жизни дается Богом, все - судьба! Часто мы не ожидаем от нее подарка, а она его преподносит.

Мне по-настоящему повезло четыре раза, и все эти случаи были связаны с появлением в моей жизни новых людей. Сначала я встретил Аркадия Исааковича Рай-кина, потом Мишу Жванецкого, Витю Ильченко и, наконец, свою жену. Не будь этих людей, не было бы и меня. Выступал бы сейчас где-нибудь в захолустье на эстраде, и никто бы меня не знал.

- Много лет вы работали в дуэте с Виктором Ильченко. Наверное, тяжело было после его смерти выйти на сцену одному?

- Очень тяжело... Мы ведь 30 лет были вместе. Дружили не только как актеры-партнеры, но и по-человечески.

"Витя Ильченко был гениальным артистом и замечательным человеком. Многие, теряя партнера по сцене, находили ему замену. Я не смог"
Когда он умер, я переживал ужасно. Честно говоря, до сих пор не могу очухаться. Но что делать! Чтобы жить дальше, надо работать, другого способа еще не придумали. Правда, в профессиональном смысле мне было проще: дело в том, что начинал я как мастер эстрадного монолога, так это тогда называлось. И позже, когда однажды в Одессе Витя сломал ногу и три месяца не мог работать, я поставил спектакль только на себя. Это был "Шут гороховый" по произведениям Чехова, Шолом-Алейхема, Зощенко и Жванецкого.

Когда Вити не стало, я сделал моноспектакль "Моя Одесса". Позже появился "Престарелый сорванец" по Жванецкому, сейчас играю "Зал ожидания" Семы Альто-ва. Мечтаю сыграть Хармса, может быть, даже не один, а с сыном. И все вроде бы как-то устоялось, наладилось, но не бывает дня, чтобы я не вспоминал Витю...

- О чем вы сейчас больше всего жалеете?

- О том, что при жизни говорил ему мало хороших слов. Мы вообще были достаточно строгими в отношениях, отвешивать комплименты у нас было не принято. Кстати, мы познакомились совершенно случайно, на улице. Я уже работал в театре у Рай-кина и поэтому был большой знаменитостью (вся Одесса гудела!). Как-то приехал в Одессу в отпуск, а Витя шел с ребенком на бульвар. Вот мы с ним на углу и столкнулись. Разговорились.

- Что, вот так, с совершенно незнакомым человеком?

- Я вас умоляю, в Одессе все друг друга знают! Тем более Витя играл в том же студенческом театре, что и я. Предложил ему показаться Райкину. Он понравился. Чистой воды случайность! Судьба! Ведь он мог прийти на этот бульвар на пять минут раньше, и мы бы разминулись. И Ильченко стал бы не знаменитым артистом, а, скажем, министром морского флота (в том, что он добился бы успеха в любой отрасли, я ни минуты не сомневаюсь). Он работал тогда начальником отдела новой техники одесского пароходства. В 25 (!) лет. А я... Так и работал бы в театре у Райкина.

- Вы долго ждали известности?

- Нет, нам повезло: в 70-м мы заняли первое место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Выступали с миниатюрой "Везучий-невезучий", в которой встречались два человека: у одного все плохо, у другого - все хорошо. По сути дела, за пять минут мы ухитрялись полностью сыграть две жизни. Никто тогда в Советском Союзе не делал ничего подобного, кроме Райкина. Потом попали на Центральное телевидение. Нас стали узнавать на улице.

"МЫ С ВИТЕЙ ПОССОРИЛИСЬ ОДИН РАЗ ЗА 30 ЛЕТ. ИЗ-ЗА ЖЕНЩИНЫ"

- Все ваши спектакли в той или иной степени были сатирой на советский строй. Как к этому относились партийные чиновники?

- Да все спектакли, которые мы делали, запрещали! Кроме одного, самого первого - "Как пройти на Дерибасовскую?". Он был шлягерный и очень смешной. Нас с ним выпустили на гастроли только потому, что в Одессе была холера.

Тогда по стране ходили слухи, что в городе люди мрут тысячами. Вот нас и отправили в Ростов как живое доказательство: дескать, смотрите - там все живы и здоровы. Потом все наши спектакли смотрели на самом высоком уровне: в Одессе - в райкоме, горкоме и обкоме, в Киеве - в ЦК партии. И обязательно запрещали. Но мы все равно их играли. Когда переехали в Петербург, труд объясняться с вышестоящими инстанциями взял на себя Райкин. У него был такой авторитет, что с ним почти не спорили. АЖванецкий, чтобы обезопасить себя, придумал одну очень хитрую штуку: на афише наряду со своей настоящей фамилией писал еще несколько вымышленных, чтобы в случае чего непонятно было, кого привлекать к ответственности. И знаете, все как-то сходило с рук.

- А выступать перед партийными функционерами вам приходилось?

- Витя - и я с ним был полностью солидарен - придерживался армейского принципа: "Подальше от начальства, поближе к кухне". Мы отнекивались как могли, даже сказывались больными. Поэтому я могу припомнить всего два-три подобных случая. Как-то мы выступали в Барвихе перед вождями (там были Громыко, Косыгин, Подгорный), и потом, уже в перестройку, - перед московскими партийными чиновниками. Тогда первым секретарем Московского горкома партии избрали Ельцина, но все остальные-то остались прежними. Так вот, поверите, ни в первый, ни во второй раз во время нашего выступления никто не то что не засмеялся - не улыбнулся. А еще они слушали и ели, а я терпеть не могу выступать там, где едят.

- Что, если не секрет, вы тогда читали?

- "Наш человек на складе" и "Авас" - вещи, во время исполнения которых обычные зрители буквально умирали от смеха. Когда в Венгрии мы это играли на венгерском языке, миниатюра, рассчитанная от силы на пять минут, длилась 20 - зрители так хохотали, что просто не давали говорить. А вот у "Раков" была трудная судьба. Мы несколько раз исполняли эту вещь на концертах, и никакой реакции. И только когда мы вышли с ней на юбилейном вечере Райкина, зал вдруг начал смеяться. Может, просто публика была подготовленная. Вообще, предугадать успех той или иной миниатюры практически невозможно.

- Вы что же, никогда с Ильченко не ссорились?

- Это случилось один раз за 30 лет. Из-за женщины. В результате она так никому и не досталась - мы оба ее выгнали. А жаль! Красивая была девушка! Мы с Витей целую неделю не разговаривали. А потом забыли эту историю и никогда больше к ней не возвращались.

Жили мы тогда бедно, но весело. И ничто нас не смущало: ни бульон с булочками на обед, ни клопы в коммуналке. По творческим вопросам могли спорить, и очень сильно, но до ссор не доходило. Помню, уже в Москве мы с Витей долго скитались по съемным квартирам, пока нам наконец не дали одну на двоих. А как делить прикажете? В общем, Витя предложил бросить монетку. Квартира досталась мне. Повод для размолвки? Конечно! Но мы и тогда не поссорились. Обо всем этом я написал в своей книге "Малой, Сухой и Писатель". Сухой - Витя, он, как вы помните, очень худым был. Писатель - это Жванецкий. А Малой - я.

Знаете, я совсем не собирался писателем становиться. На фоне Жванецкого это, по меньшей мере, самонадеянно. Просто летел как-то из Америки, 16 часов в воздухе. Один. Витя совсем недавно умер, я к этому еще не привык. И так тоскливо стало! Попросил у стюардессы лист бумаги и начал вспоминать: как мы жили, как на гастроли ездили. Об Одессе и Ленинграде, о Жванецком и Райкине. И постепенно увлекся...

- А Жванецкому ваша повесть понравилась?

- Как ни странно, да. Он только возмущался, что я неправильно описал его отношения со слабым полом. Сказал: "Жена у меня только одна, остальное - просто женщины!".

- Кто был главным в триумвирате Ильченко - Карцев - Жванецкий?

- Наверное, все-таки Витя Ильченко. Без него мы бы очень быстро разбежались в разные стороны, он нас всех цементировал. Миша вспыльчивый, я тоже, а Витя был спокойный, выдержанный. А еще - высокоинтеллигентный человек, окончил
два института с красным дипломом - театральный (мы с ним вместе в ГИТИСе учились) и технический. Ему вообще очень легко давались науки. Вот Вити нет, и мы с Мишей долго вдвоем не можем. Знаете, как бывает, когда два характера друг от друга отталкиваются? Есть люди, которых, хочешь ты этого или не хочешь, просто невозможно выдержать. Я очень контактный человек, но с некоторыми мне безумно трудно общаться. Один из них - Жванецкий.

- А как же вы его раньше выдерживали?

- Да никак! Мы с ним встречались, только когда у Райкина работали вместе. Он вообще птица вольная, часто где-то ездил: сегодня здесь, завтра там. Потом сваливается как снег на голову, прибегает на репетицию и начинает кричать: "Вы не то делаете! Вы не так играете!". Начинает вместе с нами репетировать. Надо сказать, когда мы брали Мишины вещи, он очень строго за нами следил. Всего, за все время сотрудничества, мы с Витей сыграли более 800 его вещей и 13 спектаклей. Да и сейчас Жванецкий бдительно следит, чтобы я не позволил себе ничего лишнего. В общем, отец родной!

- И все-таки успех к вам пришел именно благодаря его произведениям?

- А что вы хотите, он же классик! Какие потрясающие у него бывают попадания! Вот вроде бы ты все это знаешь, а он так все подметит и напишет, что только диву даешься! Как это, например, случилось с такими его вещами, как "Наш человек на складе" или "Собрание на ликеро-водочном заводе". Смех в них возникает из узнавания! Но у Жванецкого и лирические произведения есть, и философские, и трагикомические, мы с Витей и их играли. Театр миниатюр позволяет собрать в один концерт и фарс, и лирику, в этом и прелесть нашего жанра.

- Когда Ильченко умер, вы не пытались найти ему замену?

- Я понимал: это невозможно. И не только потому, что Витя был гениальным артистом и замечательным человеком... Знаю, что другие актеры, теряя партнера по сцене, находили замену. Например, Илья Олейников, оказавшись в аналогичной ситуации, нашел Стоянова. Но ему было легче. У них другой жанр - миниатюры, разыгрывание анекдотов. У нас с Витей был настоящий театр. Кстати, многие актеры предлагали мне работать вместе. Но я не смог.

"РАЙКИН ОЧЕНЬ БОЯЛСЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И В "ОГОНЬКАХ" ПОЯВЛЯЛСЯ КРАЙНЕ РЕДКО"

- Роман Андреевич, а как вам работалось у Райкина?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, надо представить себе, чем был в то время его театр. Коллектив из 10-12 очень приличных актеров (каковыми и мы потом стали), и все они работают на одного-единственного человека. По сути, это был частный театр, хоть и именовался государственным. Мы играли с Райкиным все его творческие вечера, он нас очень уважал. За что? Да за трудолюбие! Мы с Витей все время что-то делали: Миша много писал, а мы репетировали, играли. А Райкину это нравилось. Потом и он сам начал играть Мишин спектакль.

- Правда, что в своем театре он был чуть ли не деспотом?

- Нет! Райкин был жестким профессионалом. Как любой главный режиссер, создавший свою театральную школу, - тот же Любимов на Таганке или Товстоногов в БДТ. И театр существовал при нем и благодаря ему. Он мог дать квартиру, звание, зарплату. Но это в материальном смысле. В смысле же творчества это был совершенно одержимый человек. И больше ни у кого в жизни я не встречал такой работоспособности. Пожалуй, только Кобзон может так много и интенсивно работать. Мы с Витей прошли у него замечательную школу. Восемь лет у Райкина! Какое цирковое училище могло с этим сравниться! Но человек он был достаточно сложный, это я по себе знаю.

- У вас был конфликт?

- Еще и какой! Он меня однажды из театра выгнал. Вернее, я сам ушел в 67-м году. Правда, потом вернулся. Дело было так. Репетировали мы спектакль по Жва-нецкому, а режиссер, к сожалению, был старый и не понимал, что мы хотим сделать. Спектакль не получался. Райкин злился, мы злились. Как-то зашел в зал, когда мы импровизировали, и спрашивает: "Зачем?". Я говорю: "По-моему, это смешно!". Ох он и разозлился. "Ты что же, - говорит (причем тихо, он вообще редко кричал), - понимаешь юмор лучше меня?!". - "Видимо, да", - ответил я. Пошел и написал заявление об уходе.

Полтора года скитался с симфоническим оркестром, куда меня взяли ведущим. И там, кстати, нашел жену. Она на этих концертах манекенщицей работала и в ансамбле танцевала. Вот и допрыгалась! Ей тогда было 17 лет, мне - 27. Я же вам говорю: все не случайно, все - судьба!

Когда вернулся к Райкину, мы с ним еще по мелочи пару раз ссорились. То он разозлился, что я, будучи на гастролях в Одессе, поел маминых котлет с чесноком,
- Аркадий Исаакович этого запаха не переносил. То отстранил меня от спектаклей, потому что я очень сильно загорел: дескать, на негра похож. Я тогда целый месяц ждал, пока загар сойдет. И в следующий раз мы уже ушли от него втроем - Витя, Миша и я. Сделали с Витей 13 спектаклей, работали с прекрасными режиссерами - Романом Виктюком, Мишей Левитиным, Марком Розовским, Женей Ланским.

- А как вы определили бы жанр, в котором работали?

- Как что-то среднее между Большим театром и эстрадой. Но чистыми эстрадниками мы не были никогда!

- Это плохо?

- Не плохо, просто другой жанр. На эстраде актеры репризы с секундомером высчитывают, им надо, чтобы после каждых очередных трех строчек в зале стоял хохот. Это, кстати, чисто американский ход, они так юморят. Через какое-то время можно уже ничего смешного и не говорить, публика все равно будет смеяться - по инерции. Нас с Витей никогда не заботило, сколько раз во время нашего выступления зрители будут хохотать. И потом мы не признавали пошлости на эстраде. Райкин нас так приучил! Теперь же время дурацких шуток, анекдотов и переодеваний в женщин. Все мужчины-актеры переодеваются в женщин! Выходят на сцену две бабки, несут какой-то вздор, а все вокруг смеются. Ужас! А для Райкина это было табу. Категорически!

- Сейчас пошлости на эстраде очень много. Как вы считаете, с чем это связано?

- Время такое. Жванецкий когда-то сказал: "Юмор - это состояние талантливого человека в талантливом времени". А какое сейчас время? Это же совсем не та
эстрада, что раньше. Какие имена раньше были: Райкин, Утесов, Миронова и Менакер, Тарапунька и Штепсель, Миров и Новицкий. А теперь? Не хочу никого называть, чтобы не обидеть. Но поймите: это качественно иной жанр.

Но вы не переживайте, это постепенно уйдет, схлынет пена, а настоящее останется. Правда, не знаю, сколько на это потребуется времени.

Если говорить совсем честно, пошлость на сцене существовала во все времена. И при Райкине были подобные артисты. Просто тогда не было настолько глобального телевидения, вот они и не имели большого успеха. Это сейчас надел человек женскую грудь, вышел к камере - и уже всем известен! А если бы он без телевизионной поддержки приехал в Одессу, его, скорей всего, просто выгнали бы со сцены! Кстати, Райкин очень боялся телевидения и во всяких там "Огоньках" появлялся крайне редко.

"Я СЛЫШАЛ, ЧТО У ХАЗАНОВА С ЧУРИКОВОЙ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ"

- Чем же он этот страх объяснял?

- Говорил, что нашему жанру нужна тайна. Если публика заранее будет знать, чем заканчивается миниатюра, она будет меньше смеяться. Жизнь показала, что в этом он ошибался. Но его было не переубедить. А в результате много прекрасных спектаклей самого Аркадия Исааковича пропало.

- Вы в последнее время тоже нечасто в телевизионных программах появляетесь.

- Так оно же становится все хуже и хуже! И пошлости там не меньше, чем на эстраде. Я,например,совершенно не выносил программу Ханги "Про это". Она уже давно исчезла из эфира, а я до сих пор не пойму, как такое можно показывать. Нет, вы не думайте, я не ханжа, но не обо всем же можно так открыто говорить, да еще и с экрана. Но, конечно, когда меня зовет к себе Познер, не отказываюсь.

- А какие-то юмористические программы вам нравятся?

- Пожалуй, выделил бы "Городок" и "Джентльмен-шоу". Их делают действительно талантливые люди, и это видно.

- Роман Андреевич, вы, наверное, уже привыкли к тому, что люди над вами смеются. А бывало такое, что во время ваших выступлений они плакали?

- Случалось. Особенно когда Витя умер, и я выходил один и читал монолог "Мы идем втроем по Дерибасовской". И в зале плакали. Когда мы с Витей выступали на вечере, посвященном 80-летию Леонида Осиповича Утесова, плакал сам юбиляр. Все вокруг смеялись, а у него катились слезы. Думаю, живя в Москве, он очень скучал по Одессе, а мы как раз показывали колоритную, чисто одесскую сценку... Вообще, наш отечественный юмор - это смех сквозь слезы. Так писали Гоголь и Чехов, сегодня так пишет Жванецкий...

А бывает, что я сам на сцене плачу. Недавно вместе с Таней Васильевой мы репетировали одну американскую пьесу - хорошую, трагикомическую. И там я плакал по-настоящему. Правда, поначалу сопротивлялся, думал: "Ну как это я, мужик и юморист, буду каждый раз рыдать на сцене?". Но режиссер Трушкин настоял. И каждый раз, после моих слез, он подходил, целовал меня и говорил: "Как гениально ты играешь!". А потом взбрыкнул, сказал, что у меня не получается, и отдал мою роль Хазанову. А вместо Тани взял Инну Чурикову. Что я мог сделать? Театр частный, антрепризный, режиссер там - полновластный хозяин. Кстати, я слышал, что у Хазанова с Чуриковой ничего не получилось. Она вроде бы еще ничего, а он совсем никуда.

- Жалеете об этой роли?

- Как вам сказать... Конечно, хотелось попробовать себя в новом жанре. Вон ведь тот же Хазанов ушел в драматический театр и прекрасно себя чувствует. Юмор на сцене видоизменяется. И по-моему, время исполнителей проходит. Авторы сейчас умными стали, ни с кем делиться не хотят. Жванецкий сам свои вещи читает, да и писать он стал меньше. Альтов, Трушкин, Коклюшкин - тоже без актеров обходятся. Кавээнщики еще как-то держатся, но они молодые, это в них задор юношеский говорит. В общем, грустно все это.

- В кино сейчас не снимаетесь?

- Вообще-то, кино для меня не столько работа, сколько хобби. Поэтому, наверное, для меня всегда важно было, с кем из актеров я буду сниматься. Я не хвастаюсь. Но успел поработать с Евгением Евстигнеевым, Таней Васильевой, Ольгой Волковой, Валей Гафтом, Леонидом Броневым. Но вот сейчас, буквально накануне, Володя Бортко пригласил меня сняться в "Мастере и Маргарите" в роли Поплавского - дяди Берлиоза из Киева. Собираюсь в Ленинград на примерку костюма.

- Не боитесь этого произведения? До сих пор ни одна попытка его экранизировать не увенчалась успехом.

- А я ничего мистического в этом романе не вижу, считаю его, скорее, юмористическим произведением. Это, конечно, фантастика, но в ней так точно отображена наша жизнь! И нет там никакой чертовщины!

- Одесский юмор вы выделили в отдельный спектакль.

- Я играл "Мою Одессу" во всех городах России, в СНГ, за границей - в одной только Америке объездил с этим спектаклем чуть ли не 30 городов. И скажу вам так: у одесского юмора есть своя специфика, его все понимают, но не все сразу схватывают. Зависит от того, как ты его подашь, кто ты сам, как к тебе относятся зрители.

- Тем более что к специфическому одесскому юмору прилагается не менее специфический одесский язык.

- Жванецкий пишет чисто одесским языком, который я называю разговорным джазом. Если ты не попал в тональность, получится плохо. Более того, в Одессе никто не знает, чем закончится начатый разговор. Два одессита могут стоять и разговаривать. Третий - и, что интересно, незнакомый - подойдет, станет рядом, послушает, а потом скажет: "Ой, не морочьте мне голову!". И... уйдет. Поэтому говорить на этом языке надо тому, кто может и должен.

Как-то в одесской гостинице я обнаружил в ванной дохлую мышь. Звоню администратору: "У вас тут в ванной дохлая мышь!". Слышу, как она кому-то кричит: "Софа! Хватит их травить, одна уже дохлая!". И мне: "Пока ее не трогайте, пусть лежит!". А знаете, как моя мама говорила? "Я тебе сейчас как дам, так ты у меня будешь иметь!". И где, кроме Одессы, вы еще такое услышите?

- Что вы еще помните о своем детстве?

- Все! Недавно сделал целый фильм об Одессе моего детства. Уже давно я не бываю в этом городе подолгу, прилетаю лишь на пару-тройку дней. Недавно очень огорчился: пошел в свой двор, в школу, в которой учился, на фабрику, на которой работал, - оказалось, что всего этого уже нет, исчезло, развалилось. В общем, стало мне грустно, и я понял, что не стоит возвращаться в прошлое. Его надо помнить, но не искать с ним встречи. И вернуться сегодня в Одессу насовсем я бы уже не хотел, хотя по-прежнему считаю ее своей родиной и своим домом. О Москве, в которой живу, я такого сказать не могу. Честно говоря, я к ней так и не привык.

- А что по этому поводу думает ваша жена?

- А она - как я. Если бы мы не смотрели на многие вещи одинаково, вряд ли смогли бы столько лет прожить вместе. Все-таки в будущем году исполнится 35 лет, как мы поженились. А еще она очень хорошая хозяйка, прекрасно готовит. Причем для нее нет недоступных блюд, сварит все, что пожелаешь. И вот что интересно: Вика делится рецептами со всеми своими подругами, но у нее получается, а у них нет. И знаете, что обидно: при такой кулинарке-жене я абсолютно неприхотлив в еде. Люблю картошку-пюре, селедку, салатик с луком, маринованные огурчики и котлеты с чесноком. Вообще, на жене весь дом держится: дети, внуки и ваш покорный слуга. Честно говоря, мне с ней просто повезло.

"ПОКЛОННИЦА У МЕНЯ ОДНА - МОЯ ЖЕНА, НО К ВЫСОКИМ СТРОЙНЫМ ДЕВУШКАМ ВСЕГДА ИСПЫТЫВАЛ СЛАБОСТЬ"

- Вашей маме невестка сразу понравилась?
- Поначалу были у них трения. К тому же я очень много ездил, и жена вынуждена была жить с моими родителями. Но она у меня женщина умная, нашла общий язык со свекровью.

Мама у меня вообще была удивительным человеком. Интеллигентная, из очень культурной семьи. Честная, убежденная коммунистка, она не отреклась от своих принципов даже тогда, когда это делали все вокруг. А еще она была очень скромной, прекрасно пела и часто выступала с различными докладами, потому что умела очень хорошо и толково говорить. Настоящая одесситка! Знаете, что она мне говорила, когда я не слушался? "Чтоб у тебя были такие же дети, как ты у меня!". Но у меня дети хорошие.

- У вас, наверное, есть секрет семейного долголетия?

- Он прост: надо почаще уезжать на гастроли!

- Жена не ревнует?

- Она же понимает: не поедешь - не заработаешь! В советские времена мы с Витей получали за концерт по 20 рублей. Чтобы заработать полтысячи, должны были круглый год колесить по городам и весям. Со временем и в Москву перебрались, чтобы меньше ездить. Хотя, вы знаете, вкалывали всю жизнь как проклятые, а так ведь ничего и не заработали.

- Поклонницу вас много?

- Только одна - моя жена.

- Поэтому вы смотрите на всех женщин, даже очень высоких, извините, свысока? (за кулисами Одесского театра музыкальной комедии имени Водяного Роман Андреевич окинул длинноногую девушку оценивающим взглядом именно в таком направлении - сверху вниз. - Авт.).

- Как я могу смотреть свысока со своим ростом метр 59?! Хотя, если честно, к высоким стройным девушкам всегда испытывал слабость. А чего удивляться? У меня жена - метр 70.


02.11.2004

www.bulvar.com.ua
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован