15 декабря 2006
859

Рособоронэкспорт монополизирует продажу оружия

В ноябре 2000 года Сергей Чемезов стал первым заместителем гендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт", а 28 апреля 2004 года - его гендиректором. За время его работы объемы экспорта вооружений выросли с $3 млрд до $5,2 млрд в 2005 году.

Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым Рособоронэкспорт становится единственной российской компанией, имеющей право экспортировать оружие. Другие оборонные предприятия теперь будут осуществлять зарубежные поставки только при его посредничестве.



Согласно указу президента с 1 марта 2007 года право на самостоятельный экспорт готовой продукции потеряют российская самолетостроительная корпорация "МиГ", реутовское НПО машиностроения, коломенское КБ машиностроения, тульское КБ приборостроения. Правда, они сохранят право на экспорт запчастей и обслуживание ранее проданной техники. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в 2005 году эти предприятия продали за рубеж конечную продукцию на $626 млн: "МиГ" - на $306 млн, КБ приборостроения - на $230 млн, КБ машиностроения - на $60 млн и НПО машиностроения - на $30 млн.



Теперь переход экспортных операций этих предприятий под контроль компании Сергея Чемезова позволит ей увеличить свои показатели более, чем на 10%: сам Рособоронэкспорт в прошлом году продал оружия на $5,2 млрд. При этом, по данным Рособоронэкспорта, его комиссия как посредника составляет 5-15% от суммы контракта. Еще раньше право на самостоятельный экспорт своей продукции (кроме запчастей) потеряли крупнейшие российские производители военной техники - АВПК "Сухой" и производитель систем ПВО концерн "Алмаз-Антей".



По словам источника газеты "Коммерсантъ", в правительстве на закрытом заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов доказал президенту преимущество торговли оружием через единого госпосредника, и президент одобрил это. Таким образом, Чемезов превращается в одного из самых влиятельных государственных менеджеров, а его компания - в одну из крупнейших государственных компаний и монополиста на внешние поставки вооружений. В Рособоронэкспорте полагают, что "указ позволит избежать внутренней конкуренции между российскими производителями военной техники на внешнем рынке".



Чемезов уже несколько лет не уставал доказывать, что в полной мере задачу увеличения экспорта вооружений может выполнить только Рособоронэкспорт, у которого около 40 представительств за рубежом и "ни одни переговоры не начинаются без консультаций с сотрудниками посольств в соответствующих странах".



То, что теперь все экспортные поставки будут проходить исключительно через эту госкомпанию, позволит снизить соперничество и трения между различными экспортерами российской военной техники. Также это будет способствовать налаживанию системы ремонта и обслуживания ранее проданной техники и поставки запасных частей, что всегда было слабым местом российской оборонки. Сейчас создаются региональные технические и сервисные центры, которые будут обеспечивать всем необходимым ту технику, которая поставлена и планируется к поставкам в Юго-Восточную Азию, Индию и Латинскую Америку.



Но с другой стороны, указ президента также возлагает и дополнительную ответственность на компанию: за возможное падение объемов поставок, проблемы и дефекты техники теперь спросят с Чемезова. Теперь Рособоронэкспорт должен в одиночку продвигать российскую технику и не надеяться на то, что кто-нибудь из российских производителей сможет "подстраховать" его или же добиться успехов своими силами. А такие успехи, следует отметить, были. Так, в свое время "Алмаз-Антей" заключил ряд успешных контрактов на поставки средств ПВО, в том числе и знаменитых систем С-300 в Грецию и на Кипр - в те страны, где ранее господствовали исключительно натовские образцы. Реутовское НПО машиностроения смогло создать совместное предприятие по производству ракет с Индией "Брамос". Тульское КБ машиностроения поставляло свои средства противотанковой борьбы во многие арабские страны.



Теперь период либерализации внешней торговли вооружением завершается. Надо сказать, что период самостоятельных попыток российских оборонных производителей продавать свою продукцию на внешних рынках принес больше неудач и разочарований, чем успехов. Особенно плачевными оказались результаты этой деятельности в 1990-е годы. Из-за неумелого хозяйствования, отсутствия должных знаний, финансов и ресурсов, отдельные российские предприятия пытались продавать оружие разным странам (а нередко одной и той же) на свой страх и риск. В результате объемы экспортных поставок оказались на ничтожном уровне, и даже ту технику, что все же удавалось продать, покупатели не могли отремонтировать, поскольку у российских оборонщиков не было собственных филиалов и центров техобслуживания за рубежом.



Очевидно, что в современной ситуации для того, чтобы иметь возможность успешно конкурировать с крупнейшими американскими и европейскими оборонными корпорациями, российским производителям нужно объединяться и наводить дальнейший порядок в своей отрасли. Принцип работы "продал и забыл", который исповедовался в 1990-е годы, больше уже не действует. Только крупный российский оборонный экспортер, располагающий значительными финансовыми, людскими и научными ресурсами, а также поддержкой российских государственных структур может продолжать поддерживать существующие объемы экспорта российского оружия и выходить на новые рынки.



Нужно не только сохранить сотрудничество с нашими старыми партнерами - Индией и Китаем, но и обеспечить рекламу и продвижение на новых региональных рынках вооружений, создать филиалы и центры техобслуживания по всему миру. Иначе любые покупатели, даже если случайно и обратят внимание на российскую военную технику, быстро откажутся от ее дальнейшего приобретения и использования. Ведь конкуренция на оборонном рынке в мире - очень жесткая, и теперь все ориентируются на перспективы долговременного и взаимовыгодного сотрудничества. Будем надеяться, что такая крупная компания, как Рособоронэкспорт, справится с существующими вызовами и проблемами и будет способствовать дальнейшему расширению экспорта российской наукоемкой и высокотехнологичной продукции на мировой рынок.



Павел Захаров
KM.RU
15 декабря 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован