15 декабря 2001
1534

`Россия и православие - это синонимы`

Так считает председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев. С ним беседует корреспондент редакции "Православная Москва" А.Хлуденцов.

- Виктор Ильич, Вы возглавляете один из важнейших для религиозной и духовной жизни нашего общества Комитетов Государственной Думы. Но, к нашему сожалению, мы не очень многое знаем о его деятельности. Расскажите о Вашей работе.

- Парламент, как хорошо известно, - орган не только законодательной, но еще и представительной власти. Он должен отстаивать интересы тех организаций, деятельность которых направлена на пользу России, и, наоборот, нивелировать усилия тех, кто действует во вред нашей стране.

Комитет занимается проблемами религиозных организаций. Россия, Русская Православная Церковь, русский народ - эти понятия составляют единое целое. И поскольку Русская Православная Церковь - наиболее представительная конфессия, можно сказать, доминанта России, то работа с этой конфессией у нас в Комитете преобладает.

У нас в Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций мы стараемся бережно охранять то, что происходит в ведущей конфессии России. Стремимся к тому, чтобы гармония между конфессиями не нарушалась. Перед нашим Комитетом стоит и такая задача: так сбалансировать отношения между разными конфессиями, чтобы между ними не возникало конфликтов на религиозной почве, чтобы вовремя дать хорошее, разъяснение основ взаимопонимания. Все это относится, подчеркиваю, к деятельности традиционных конфессий, и . никак к тоталитарным сектам и лже-религиям.

- Почему взаимоотношениям с Русской Православной Церковью посвящена большая часть деятельности; -Вашего Комитета?

- Никто не будет возражать, что Православная Церковь является мощным скрепом России, гарантом ее духовной безопасности. Причем, как внутри страны, так и, хочу это особенно подчеркнуть, за ее пределами.

Далеко за примерами ходить нё` надо. Какая организация, кроме военно-политической, в рамках СНГ имеет сейчас такие прочные связи со всеми бывшими республиками Советского Союза? Даже в таких мусульманских странах, как Азербайджан, Узбекистан, Казахстан? Ответ напрашивается сам` собой: только Русская Православная Церковь. И это чрезвычайно важно. К сожалению, государство это не всегда учитывает. А мне кажется, что к международной деятельности Русской Православной Церкви нужно было бы активно подключиться нашему МИДу, подставить ей плечо через свои посольства, представительства в странах Содружества.

Возьмем также мировое сообщество. Количество православных верующих значительно - почти 300 миллионов человек. Только наша Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия, президентом которой я являюсь, объединяет около двадцати стран, в нее входят депутаты, представляющие православных избирателей. Эта крупная авторитетная организация возникла и плодотворно действует тоже благодаря Православию. В ее рамках проводится активная работа, которая направлена на создание благоприятной ситуации для православной России.

Кстати говоря, за свою деятельность Русская Православная Церковь часто и незаслуженно подвергается критике. По моей информации, из десяти публикаций в средствах массовой информации на религиозную тему восемь направлены против Православной Церкви. Думаю, это не случайно. Ее недоброжелатели посылают в адрес Русской Православной Церкви упреки в том, что она стала чуть ли не государственной религией. Мы же в Комитете считаем, что у нас все конфессии равны. Равны, но не равновелики. Эта неравновеликость по сравнению с другими религиями и выделяет среди них Русскую Православную Церковь. Она представляет 80 процентов населения нашей страны.

В последнее время, правда, как-то снизилась активность ненавистников установившейся гармонии между конфессиями России. Но по моим прогнозам, скоро следует ожидать всплеска их деятельности. Недоброжелатели все время заявляют, что Русская Православная Церковь - это государственная Церковь. Русская Православная Церковь - и подтверждением тому ее Социальная концепция и ряд решений Священного Синода, - когда этою требует ситуация, всегда возвышает голос в защиту народа, своей паствы, даже несмотря на противоположную позицию правительства. Примеров тому множество. Это и заявление по закону о земле, и ряд решений по другим проблемам. Если бы к слову Русской Православной Церкви, к мнению Святейшего Патриарха больше бы прислушивались и делали бы из них выводы, думаю, многие бы острые социальные проблемы в стране были бы снижены.

Руководители страны высшего эшелона власти начинают видеть в Русской Православной Церкви основу государственности, ее опору.

Возьмите последнюю поездку президента Владимира Путина в США. Он встретился с представителями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Кто из наших правителей в свой первый визит в Америку уделил столько внимания религиозным проблемам России? На мой взгляд, этот шаг нашего президента, с одной стороны, поможет их скорейшему объединению, а с другой стороны - это еще и акт государственного признания огромного значения Православия как ведущей конфессии России в развитии нашей страны.

Авторитет Русской Православной Церкви, я хотел бы это особо выделить, во многом определяется тем, что на протяжении более десяти лет ее возглавляет Святейший Патриарх Алексий II. За эти годы очень многое изменилось в стране, произошли события, которые возводили на гребень политического Олимпа и низвергали с него десятки личностей. Но неизменно высоким оставался авторитет нашего Первосвятителя. Как метко выразился президент Республики Молдова на торжествах по случаю 40-летия епископской хиротонии Предстоятеля нашей Церкви: Святейший Патриарх Алексий II - это наш духовный президент". Нет сейчас в стране другой личности такого масштаба, кого можно было бы назвать духовным пастырем России. Его Святейшество - видный политический деятель России, человек, к слову которого прислушиваются миллионы наших сограждан.

Я даже не могу целиком охватить взором весь объем его деятельности, он так перенасыщает себя работой. Можно привести массу примеров: обустройство Святой Земли, строительство Храма Христа Спасителя, выпуск "Православной энциклопедии" - всего, к чему приложил свой труд, свою энергию Святейший Патриарх Алексий, перечислить просто невозможно. А сколько поездок по епархиям Русской Православной Церкви совершил он, сколько было встреч с верующими, с деятелями различных государств! И за что бы ни брался Святейший Патриарх, все непременно воплощается в жизнь.

- Святейший Патриарх Алексий неоднократно подчеркивал, что Русская Православная Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества...

Да, у нас светское государство. В России Церковь отделена от государства, но она востребована значительной частью общества. Взаимосвязь: Церковь - общество - общество - государство, государство - Церковь - являет собой неразрывный круг. И не одну из этих составляющих исключить из него просто не возможно. Кстати, неоднократно пробовали это сделать, и всякий раз такие попытки приводили к нежелательным, а порой и к трагическим результатам - и для государства, и для общества, и для Церкви. Я бы даже так сказал: государство у нас светское, но Церковь нераздельна с государством и нераздельна с обществом. Наша тысячелетняя история тому подтверждение. Это моя твердая позиция, а также и позиция нашего Комитета.

Хотелось бы еще несколько слов сказать в адрес Русской Православной Церкви. Ее великое предназначение в нашем обществе состоит и в том, что она является форвардом деятельности религиозных организаций России. Нашу Церковь называют консервативной, и некоторые считают это недостатком. Но именно благодаря здоровому консерватизму она сохранила себя, выжила в годы самых суровых испытаний. И, как это ни парадоксально для кого-то звучит, именно благодаря ему она динамично развивается. Между прочим, этого хулители нашей Церкви не хотят замечать. Кроме того, это организация, которая адекватно реагирует на вызовы общества. Возьмите Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые в 2000 году на Архиерейском Соборе. На парламентских слушаниях, которые проводились в Государственной Думе, мы высоко оценили эту программу. В ней есть моменты, над которыми еще надо работать, что вполне, естественно, потому что это новация: такой документ Церковью принят впервые. Социальная программа Русской Православной Церкви дала толчок другим конфессиям: свою концепцию стали разрабатывать мусульмане, ее поддержали оба конгресса иудейских религиозных организаций, буддисты.

- Ваш Комитет, как Вы подчеркнули, стремится отстаивать интересы религиозных организаций России. Давайте обратимся к ситуации в Эстонии. Уже и государственные, и дипломатические рычаги задействованы, чтобы местные власти зарегистрировали Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата. Но, к сожалению, результат положительным пока не назовешь. Что будет предпринимать Ваш Комитет, чтобы разрешить эту проблему?

- Регулировать отношения с Эстонской Православной Церковью никакой необходимости нет. Регулировать отношения надо с эстонским правительством. Ситуация в этой стране являет собой яркий пример того самого отрицательного вмешательства государства в дела Церкви. Когда мы говорим, что Церковь отделена от государства, нужно иметь в виду, что она не вмешивается в дела государства, но помогает государству решать проблемы, стоящие перед обществом. И государство, в свою очередь, не вмешиваясь во внутрицерковные дела, должно помогать Церкви в ее становлении, в ее деятельности, способствовать усилению ее влияния в обществе. Националистические круги Эстонии по существу пытаются узурпировать Русскую Православную Церковь в угоду своим политическим амбициям. Наш Комитет ведет активную борьбу с этим. B частности, Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия обратилась к парламенту страны с просьбой разрешить эту проблему. Сейчас готовится поездка представителей нашего Комитета в Эстонию. Мы побываем в приходах Русской Православной Церкви, встретимся с руководством парламента страны, где поднимем наболевшие вопросы.
Недавно, выступая в Афинах на Секретариате Межпарламентской Ассамблеи Православия, я говорил о том, что пора уже прекратить подобные распри. Недоразумения между православными конфессиями - и ситуация в Эстонии тому пример - ослабляет в целом влияние христианства в мире и при этом усиливает религии, негативно относящиеся к христианству. В связи с последним актом терроризма в США христианским конфессиям следовало бы задуматься о единстве, сплочении и усилении своего влияния в мировом Сообществе, а не замыкаться на решении мелких, сиюминутных проблем.

Политика эстонского правительства ни к чему хорошему не приведет раскол Православной Церкви ослабит прежде всего государственность страны, создаст еще очаг нестабильности, которой и так там достаточно. Местным политикам следовало бы сейчас, наоборот, сплотить Православие и на этой основе укрепить свою государственность. Кстати говоря, - в связи с избранием нового президента республики эстонские власти начинают понимать, что они в этом вопросе сами себя загнали в угол.

- Виктор Ильич, Вы являетесь одним из разработчиков закона "О свободе совести и о религиозных организациях". Насколько эффективно, на Ваш взгляд, работают сейчас статьи этого документа?
- Да, мы длительное время работали над этим законом. Вспоминаю, какая борьба развернулась вокруг. Против него выступали и Клинтон, и Мейджер, и Коль - в общем, почти все западные политики. Руководители нашего государства тоже колебались то в одну, то в другую сторону. Но именно Русская Православная Церковь, как ледокол, пробивала торосы сопротивления этому документу, шла впереди. Наша Церковь и лично Святейший Патриарх Алексий II внесли весомый вклад и в подготовку этого закона, и в его продвижение. Русскую Православную Церковь поддержав ли и другие конфессии России.

Теперь, когда уже прошло время, становится ясно, что мы были на правильном пути: правоприменительная практика принятого закона говорит об этом.

Сейчас активно начали разрабатывать поправки к закону "О свободе совести и о религиозных организациях". Считаю, что это неспроста. Никакой нужды в новых поправках нет. Практика закона не дает основания для его пересмотра. Некоторым людям не дает покоя то, чего мы достигли сегодня: умиротворения, отсутствия борьбы, противостояния между конфессиями.

Оппоненты закона "О свободе совести и о религиозных организациях" считают, что он ущемляет деятельность религиозных организаций. А критики с другой стороны называют его профсоюзным", потому что 70 процентов его статей представляют права и расширяют льготы религиозных организаций. Мы же говорим, что ни одни, ни другие не правы. В законе нет ни одной запретительной статьи. Он регулирует деятельность религиозных организации, если это относится к тоталитарным и псевдорелигиозным сектам. Что касается льгот для некоторых религиозных организаций, мы отмечаем, что закон никому не дает привилегий, а создает условия для деятельности этих организаций так же, как и многим другим.

- Вернемся еще раз к вопросу о Законе о свободе совести. Недавно Интерфакс сообщил, что в России может появиться федеральный орган по контролю за деятельностью религиозных организаций! Как утверждает агентство, "уже создана рабочая группа по подготовке новой редакции Закона о свободе совести, в которую вошли представители правительства, парламента и ряда религиозных организаций страны". Выходит, мы снова возвращаемся к советским временам, когда в нашей стране существовал печально известный Совет по делам религий? Настораживает и еще один факт из этого сообщения. Оказывается, создание в России этого Совета "поддерживает группа влиятельных сенаторов из США, которые обеспокоены тем, как соблюдаются в России религиозные свободы". Значит, наше правительство вновь решило действовать не в угоду интересам собственной страны, а по указке американцев?

- Что значит "орган по контролю"? Это нонсенс. Тот государственный служащий, который передал в информационное агентство такое сообщение, не понимает, что происходит в России. Органа по контролю за деятельностью религиозных организаций как такового вообще в нашей стране быть не может.

У нас сейчас уже существует три органа, которые не контролируют деятельность религиозных организаций, а содействуют их работе. Это Комитет Государственной Думы - орган представительной и законодательной власти, который содействует деятельности религиозных организаций, создавая для них правовое поле. Можно построить десятки храмов, можно решить вопросы по собственности, и при этом проблемы деятельности религиозных организаций в России решены не будут. А вот создав правовую основу их деятельности, подведя под нее законодательную базу, мы закладываем такие предпосылки долговременного действия, которые позволят расширить деятельность религиозных организаций на многие десятилетия вперед на основе закона.

Второй орган - Комиссия при правительстве, возглавляемая вице-премьером В.И.Матвиенко. И третий орган - это Комиссия при президенте. Разве трех этих органов недостаточно? Зачем еще четвертый орган, который будет, как сообщает агентство, "контролировать деятельность религиозных организаций"? Как можно контролировать свободу совести? Как можно контролировать деятельность религиозных организаций? У них есть канонические основы, в которые государству ни в коем случае нельзя вмешиваться. А вот содействовать, я подчеркиваю это, деятельности религиозных - организаций государство обязано.

Не надо тащить траву, чтобы она росла. Не надо контролировать деятельность Русской Православной Церкви или других традиционных религий России. Надо создать условия: льготы, свободу деятельности, принять нужный закон, снять напряжение, возникающее - между конфессиями, оказать поддержку в обществе.

N24(258) декабрь 2001

Православная Москва
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован