Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала ежегодный доклад о состоянии безопасности полетов. Самыми небезопасными, к сожалению, названы Россия и страны СНГ. Здесь самая высокая аварийность в 2006 году - 8,6 аварии на миллион полетов, что в 13 раз больше, чем средний результат по Ассоциации
Теперь России придется догонять по безопасности даже Африку. Здесь за минувший год отмечено улучшение: теперь Африка занимает второе место в рейтинге самых неблагополучных с точки зрения авиаперевозок регионов: 4,31 происшествия на миллион полетов.
`Авиация должна быть безопасной везде, в том числе в России и Африке. Региональная безопасность начинается с глобальных стандартов, которые поддерживаются всеми. Вот почему проверки эксплуатационной безопасности IATA (IOSA) - это условие членства в нашей организации `, - сказал Джованни Бисигнани. IOSA (IATA Operational Safety Audit) - глобальной отраслевой стандарт авиационной безопасности был разработан IATA в 2004 году, на данный момент проверку на соответствие ему прошли 144 авиакомпании в мире. В нашей стране аудит по стандартам IOSA прошли только S7 и `Аэрофлот`.
В общем же, отмечено в докладе, 2006 год был самым безопасным за все время проведения проверок: на миллион полетов приходилось 0,65 аварии, то есть одна авария на 1,5 млн рейсов, что на 14% меньше, чем в 2005 году. `Результаты 2006 года впечатляют. Воздушный транспорт остается самым безопасным. Но мы должны работать еще лучше`, - говорится в докладе. Слова не лишены значимости: с учетом того, что спрос на воздушные перевозки растет на 5-6% в год, процент несчастных случаев просто необходимо снижать, потому что при общем росте перевозок стабильный процент будет означать увеличение числа ЧП на воздушном транспорте.
Всего за минувший год у авиакомпаний, входящих в Ассоциацию, зафиксировано 77 аварий (для сравнения, в 2005 году было 111). Для России прошедший год нельзя назвать удачным. По данным IATA, в авиакатастрофах во всем мире погибло 854 пассажира, из них 300 человек - в России.
Причин, по которым происходят аварии на авиатранспорте, много, но есть основные. 43% аварий происходит во время неблагоприятных погодных условий. 38% аварий связаны с нарушениями связи между пилотами или между пилотами и авиадиспетчерами. 33% от абсолютного числа аварий, помимо других факторов, показывают плохую подготовку экипажей. Получается, что самолеты в настоящее время водят дилетанты и недоучки. Поэтому, проанализировав полученные данные, IATA берется за ужесточение стандартов подготовки летных экипажей. В ближайшее время работа Ассоциации будет сосредоточена по трем направлениям: совершенствование системы безопасности воздушных перевозок, обучение и повышение квалификации персонала, в том числе диспетчерского (большая часть аварий в мире в 2006 году произошла при взлете или посадке и часто по вине диспетчеров) и пересмотр стандартов грузоперевозок в меньшую сторону, так как перегрузка борта - тоже одна из частых причин аварий.
России придется сильно постараться, чтобы выбраться из `подвала` международного рейтинга безопасности. Мы - единственная на сегодня страна в мире, которая не имеет единого полномочного органа управления гражданской авиацией. В России гражданской авиацией руководят целых 5 госструктур, и в положении ни одной из них не записана ответственность за безопасность полетов. Да и ни в одну европейскую организацию, занимающуюся обеспечением безопасности полетов, наша страна не входит.
По словам Олега Смирнова, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта `Партнер гражданской авиации`, резерв кадров гражданской авиации полностью исчерпан. Ежегодно с летной работы списываются 400 пилотов, а выпускаются из учебных заведений всего 200. Кроме того, снижен уровень летной подготовки, а обучают будущих пилотов на оборудовании 50-летней давности.
При этом разработка государственной программы обеспечения безопасности полетов была начата в ноябре прошлого года, а Минтранс только собирается объявить конкурс на создание нового самолета, предназначенного для обучения курсантов летных училищ.
23.04.2007
www.pycc.ru