Российская Госдума изучает возможность денонсации Конвенции ООН по морскому праву в части Арктики. Это означает возврат к секторальному подходу к определению морских границ в Арктике. Такой подход практиковался в Российской империи и СССР, согласно ему, Россия, США, Канада, Дания и Норвегия делили Арктику на сектора, ограниченные меридианами, проходящими через крайние точки стран и сходящиеся на Северном полюсе.
В таком случае Россия будет контролировать около 9 млн кв. км Арктики, из которых 6,8 кв. км — это морская акватория Северного Ледовитого океана. Однако в попытках наладить хорошие отношения с Западом Россия в 1997 году присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву, которая признает полный суверенитет государства над 12-мильной зоной прибрежных вод и частичный — над 200-мильной исключительной экономической зоной. В ней страна может эксклюзивно добывать природные ресурсы.
Однако проблема в том, что при условии, что Россия откажется от секторального деления Арктики, права на четверть (1,7 млн кв. км) арктического сектора будут утеряны. На сегодняшний день, когда обстановка в Арктике регулярно обостряется, конвенция ООН становится реальной угрозой для России, поскольку позволяет вражеским кораблям подходить слишком близко к её границам .
Стоит учитывать, что Арктике стала полигоном для проведения ряда крупных учений НАТО, в том числе, по оперативной переброске войск альянса на северное направление. Норвегия закупила американские радары TPY-4, способные перекрыть Кольский полуостров, Карелию и акваторию Северного Ледовитого океана. Из Евросоюза на Балтику ведут новую железнодорожную ветку в одну колею мимо крупных городов. Очевидно, что использовать её планируют в военных целях. А в Швеции 29 тысяч человек проходят тренинги в ополчении, готовясь «противостоять вторжению Путина» и стреляя в картонных русских солдат. И это далеко не всё.
Российские власти, конечно, не бездействуют — в Арктике укрепляется военная инфраструктура, возрождается аэродромная сеть, воссоздан упразднённый в 2010 году Ленинградский военный округ, оптимизируется управление Северным флотом. Однако территориальный спор вокруг Арктики может быть использован в качестве предлога для обвинения России Западом в нарушении международного права. По сути, здесь наша страна попала в цугцванг: оба варианта развития событий — как денонсация конвенции, так и сохранение текущего положения — только ухудшают ситуацию. России придётся либо стерпеть очередное приближение НАТО к своим границам, либо жёстко отстаивать свою позицию.