Эксклюзив
01 марта 2011
2389

Россия на Евразийском пространстве и проект `Туманган`

Первоначальная ("стволовая") концепция проекта Туманган (официальное название "План развития бассейна реки Туманган") заключалась в создании в устье р. Туманган на стыке трех границ трансграничного территориального анклава, состоящего из трех сегментов (китайского, корейского, российского), который будет управляться некоей международной структурой (с постепенной интернационализацией анклава).

Отсутствие реальных подвижек в его реализации на протяжении первых 15 лет (с 1991 г.) объяснялось в частности осознанием российскими властями роли "Проекта" в первоначальном виде как "убийцы" Транссиба и морского порта Владивосток. Сыграли роль и бесцеремонные откровения политологов, которые озвучивали позицию западных лидеров. Директор кельнского Института Восточной Европы Хайнц Тиммерман в своей статье-меморандуме писал: "Целью политики Запада должны быть не легитимизация и укрепление искусственного построения СНГ, а поддержка естественным путем формирования в его рамках субрегиональных образований типа ГУАМ...таким образом должны быть усилена поддержка проекта "Евразийского транспортного коридора." (1)

Бросалась в глаза и сама дата возникновения "Проекта" - 1991 г. - год развала СССР и появления (в его подбрюшье) независимых среднеазиатских государств, что давало возможность строительства по их территории "Евразийского транспортного коридора" и изоляции России. В результате Китай и ООНовские промоутеры "Проекта" решили поменять его имидж. На 8-м заседании консультативной комиссии ООН по развитию района реки Туманган (КНР, Чанчунь, сентябрь 2005 г.) было принято решение переименовать его во внешне аморфную и ни к чему не обязывающую "Расширенную Туманганскую инициативу." (2) Изменилась и суть: теперь Китай уже не настаивает на строительстве порта в устье р. Туманган. Это предприятие оказалось сложным и по техническим (гидрологическим) причинам - скалистое дно, малая глубина, возможность того, что дноуглубительные работы приведут к исчезновению р. Туманган как водной артерии. И по международно-правовым причинам - принадлежность нижнего течения реки России и КНДР. Тем не менее, выход к японскому морю Китаю по-прежнему нужен. В 2002-2003 гг. Китай пытался взять в аренду российский порт Зарубино на 49 лет, что означало его полное экономическое подчинение китайской администрации. (Примечательно, что из всех вариантов использования Зарубино в качестве порт-пункта для китайских грузов КНР устраивала только долговременная аренда) За это китайской стороной были обещаны огромные инвестиции в инфраструктуру порта и полное его переоборудование с увеличением пропускной способности в 40 раз. По мнению вице-губернатора Приморского края В.В. Горчакова "Порт должен оставаться российской собственностью. Если мы сейчас отдадим его в аренду, встанет вопрос о передаче в аренду и специального транспортного коридора." (3) Что в итоге, как в случае с КВЖД, может привести к созданию протяженной "экстерриториальной" зоны с фактическим иностранным управлением на территории Приморского края. Минтранс России выступил против китайской аренды портов Зарубино и Посьет. (4)

Поступившись второстепенным (переименование "Проекта") Китай оставил главное: формирование трансграничного экономического анклава на сопредельных территориях Китая, КНДР, России (хотя об управлении анклава неким международным административным комитетом уже не говорится). В Китае территорией реализации "расширенной туманганской инициативы" является корейский национальный округ Яньбянь. Надо сказать об исторически сложившейся способности корейцев в Яньбяни к восприятию инноваций, их двух(четырех)язычии - корейский, китайский (русский, английский), о том, что уровень урбанизации в Яньбяни самый высокий среди провинций КНР - 56% ( в 2 раза больше, чем средний показатель по Китаю - 27% (5).

Северо-корейская часть будущего анклава - это свободная экономическая зона Раджин, которая даже при тоталитарном режиме строится и развивается. Соответственно в приграничных районах Приморья все с точностью до наоборот - депопуляция, развал промышленности.

Трансграничный экономический район обречен на внутреннюю специализацию: Высокотехнологичное производство на основе дешевой северокорейской рабочей силы и китайского капитала - в китайском и корейском сегментах анклава, колониальная экономика - в Российском (Приморье) сегменте, контуры которой начинают вырисовываться уже сегодня (создание на японские, китайские, корейские деньги рисоводческих комплексов, заготовка и переработка леса, роль железнодорожного (морского) извозчика). Как писала газета Женьминь жибао: "Полностью используя богатые природные ресурсы соседних стран России и КНДР, в том числе лес и полезные ископаемые, морские ресурсы, Яньбянь интенсивно развивает отрасли переработки продукции на экспорт, в то же время ряд мощных предприятий округа инвестирует капитал в экономику России, КНДР." (6)

Примыкающая к границе территория Приморья будет постепенно заселяться корейцами (российскими и приезжими), которые будут трудиться на лесных, сельскохозяйственных предприятиях, принадлежащих иностранному (китайскому, корейскому) капиталу. Экспорт квалифицированной рабочей силы из Яньбяни - одна из главных статей дохода этого округа. В 2005 г. рабочая сила экспортировалась в 20 стран мира (доходы округа от экспорта рабочей силы составили в 2005г. 880 млн. долл., в 2,3 раза выше всех внутренних финансовых поступлений). (7)

Доказать, что эта приграничная территория Приморского края в далеком прошлом принадлежала Корее или Чжурчженьскому государству, состоявшему в вассальных отношениях с Китаем, будет несложно. Что остановит изменение ее международно-правового статуса?! (прецеденты: Косово, Осетия уже есть).

Помимо экономической существует еще более серьезная - геополитическая опасность, связанная с проектом "Туманган". Так называемое "стратегическое партнерство" России и Китая это временный, во многом вынужденный альянс двух пока слабых государств, каждое из которых в будущем станет силовым центром Евразии. Россия и Китай в XXI в. могут даже прийти к конфронтации, если Китай станет ядром сообщества монголоидных государств, которое будет консолидироваться по мере вступления мира в постиндустриальную эру. Экономический конфликт, являющийся доминантным на планете последние пять тысяч лет, будет "снят" в конце XXI века в связи с выходом человека из "сферы собственно производства" (выражение К.Маркса). На смену ему придет в качестве главного межрасовый, повторяющий согласно гегелевскому закону "отрицание отрицания" расовую конфронтацию (межвидовую борьбу) первобытного общества.

Основными оппонентами в расовой войне будут монголоиды и европеоиды, соответственно главным театром военных действий - Евразия. Расовая война будет самым страшным из конфликтов, по сравнению с которой вторая мировая покажется дивизионными маневрами. Ее ведение не будет преследовать ни одной из целей предыдущих конфликтов (захват рабов, материальных ценностей, создание империй, смена общественного строя). Главная и единственная ее цель - полное уничтожение всего населения расы-антагониста.

Именно Россия должна будет сыграть роль интегрирующей силы (Запад- Восток), благодаря тому, что она граничит с основными монголоидными государствами и что по ее территории проходит Транссиб - готовая артерия, связывающая Европу и со Средней Азией, и с Дальним Востоком. В настоящее время следует приложить усилия к тому, чтобы восстановить грузооборот Транссиба, существовавший в 1980-е годы. Это вопрос не только сегодняшней экономической выгоды, получаемой от эксплуатации магистрали, но и стратегический, связанный с будущим планеты и местом на ней России. Роль Транссиба будет состоять в "правильной" организации евразийского пространства. Соответственно дезорганизующую роль сыграет "евразийский транспортный коридор", который планируется создать в обход России. Этот проект, связанный с проектом "Туманган", протежирует ООН. В докладе ООН по проекту "Туманган" говорится: "Значение этого маршрута в том, что он пройдет по Северо-Восточной и Центральной Азии." (8)

На самом деле ничего позитивного в этом нет. Строительство транспортного коридора в обход России объединит в первую очередь монголоидный мир, а не всю Евразию. "Евразийский транспортный коридор" заканчивается мегаполисом в устье р. Туманган, который вполне может стать столицей монголоидного мира. Запад, стремясь изолировать Россию, готовит себе второй "Мюнхен".

Оставив Россию ни с чем, европейцы столкнутся с гораздо более опасным противником - мощным монголоидным блоком, созданным при активном участии ООН. Запад должен понять, что те мнимые выгоды, которые он получит, исключив Россию из системы интеграции Запад-Восток, заведут этот процесс в тупик и ударят бумерангом по тому же Западу.

В евразийской системе Россия должна будет стать третьим интегрирующим центром (наряду с Европейским сообществом и Китаем). Ее задача - в том, чтобы расколоть монголоидное сообщество и присоединить к себе государства Центральной Азии, Корею и Японию, тем самым опередить Китай в его естественном стремлении создать союз монголоидных государств (Китай, Корея, Япония, Центральная Азия). Процесс становления единого мира будет двухступенчатым: первый этап - создание блоков (некоторые, как единая Европа, уже существуют), второй этап - слияние их в единый глобальный организм. В процессе этой кристаллизации важно помешать созданию расово однородных союзов, связывая в единые экономические системы расово различные государства. Великолепный пример такого органического союза - бывшая Российская империя, в которой существовали и привилегии местных элит, поддерживавших империю, и практическое равенство всех национальностей и единое экономическое пространство.

Создание в октябре 2000 г. в Астане Евразийского (экономического) сообщества - не каприз "кремлевской верхушки", а логический этап мирового исторического процесса. Логика исторического развития потребует присоединения к этому союзу Монголии, Кореи, Японии (Транссиб станет осью нового союза). Необязательно, но реально и желательно расширение этого блока за счет Индии, Ирана, Афганистана. Два проекта, которые сейчас обсуждаются, будут реальным шагом на пути реализации этого плана: проект подводного тоннеля между Японией и материком с выходом на Транссиб и проект транскорейской железной дороги, также с выходом на Транссиб.

У мирового сообщества нет другого выхода, кроме как совместными усилиями строить структуры будущего безопасного мира. В этом будущем мире Россия обречена на роль третьего (разнорасового) силового центра Евразии (наряду с Европейским сообществом и Китаем), снижающего до минимума "расовое напряжение" между европеоидным и монголоидным полюсами планеты.

Как известно, К.Маркс считал, что в истории события происходят дважды. Первый раз - в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. В случае с проектом "Туманган" история поступила противоположным образом. Фарсом был первый проект "Туманган" (1907-1909 гг.), трагедией для человечества может стать осуществление современного одноименного проекта.
***
16 июля 2008 г. создано совместное предприятие "РасонКонТранс" с участием торгового дома Российские железные дороги и порта Раджин для реализации проекта "Хасан-Раджин". СП зарегистрировано в КНДР, в особой экономической зоне "Расон", на срок 49 лет. Российская сторона владеет 70-процентной долей в СП, северокорейская - 30%. Согласно достигнутым договоренностям, российская сторона вносит инвестиции, северокорейская сторона - имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория). СП будет заниматься реконструкцией железной дороги, строительством контейнерного терминала в морском порту Раджин с потенциалом пропускной способности до 400 тыс. TEU в год, а также последующей эксплуатацией данной инфраструктуры. Инвестиции в реконструкцию участка железной дороги Туманган-Раджин и строительство терминала составят, по предварительным расчетам, 140 млн. евро.

8 августа 2008 г. Российско-корейское совместное предприятие "Расон-КонТранс" (СП ОАО "Торговый дом РЖД" и порта Раджин, Северная Корея) и железнодорожно-транспортная компания "Тонхэ" Министерства железных дорог КНДР подписали договор аренды на 49 лет железнодорожной инфраструктуры на участке Туманган-Раджин. (9)

4 октября 2008 г. в КНДР на пограничной станции Туманган состоялась торжественная церемония укладки первого звена в рамках модернизации железной дороги от российской станции Хасан до северокорейского морского порта Раджин протяженностью 52 км., которая будет представлять из себя совмещенную колею - с шириной 143 см., принятой на Транссибе и 152 см., принятой на Северокорейской железной дороге. Совмещенная колея позволит без смены колесных пар ходить как российским, так и северокорейским поездам. (10)

Это важный шаг на пути объединения Транссиба и транскорейской железной дороги, что позволит создать трансконтинентальный транспортный коридор длиной более 10 тысяч километров.

_________________________________________________________________________________
1. МЭ и МО. - М., 1998. - N 12.

2. Деловой мир Россия-Китай. 2008. - N1.

3. Золотой рог. 18.03.2003.

4. Ведомости. 03.03.2004.

5. Polpred.com>Китай>Яньбянь (интернет сайт).

6. Китай за неделю ежедневный электронный журнал. 24.07.2006.

7. Там же.

8. Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. - N1

9. Autohero.ru - Публикации - РЖД.

10. Гудок. 06.10.08.

Данный материал был предоставлен ИНИОН РАН

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован