28 октября 2004
1808

Россия прорубила политическое окно

Что-то изменилось в стране, что позволило приступить к модернизации экономики. Об этом обозреватель `Сегодня` Георгий Осипов беседует с директором фонда `Бюро экономического анализа` Леонидом Григорьевым. Правительство разработало проект реформ и сумело провести необходимые законопроекты через Думу и Совет Федерации. Обыденным было до последнего времени другое: кабинет министров предлагает новации, их проваливают законодатели, правительство падает, формируется новый кабинет, и все начинается сначала. Нельзя сказать, что сейчас были предложены какие-то бесспорные мероприятия - та же налоговая реформа уже предлагалась, но была провалена. Не стоит сводить причины успеха только к набору тактических ходов правительства.
- Я называю это `окном политических возможностей`. Первое такое окно - готовность к переменам и реформам - возникло на рубеже 80-90-х гг. в результате усталости общества от кризиса плановой системы. А теперь - на разочаровании в результатах реформ 90-х. За два-три года следует успеть провести серьезные структурные реформы.

Почему мы должны поверить, что на этот раз все получиться?

- На первом этапе, до 95-96 гг., вчерне закончилось формирование российского капитализма. Тогда, помните, мы уповали на зарубежных консультантов. В 97-99 гг. происходило развитие уже на собственной основе. Одновременно в России формировалось заново профессиональное научное сообщество, которое анализирует новую экономическую систему. Уже есть большой круг организаций, которые занимаются экономическим консультированием. На этом рынке нет монополии. Все они небольшие, а кадровые ресурсы черпают из массы университетов, институтов Академии наук. Только наше бюро заключило около 400 индивидуальных контрактов с учеными.

Из наших расходов на консалтинг только 2% ушло на иностранцев. То есть сложился рынок, на котором заказчиками выступают разные ведомства и в рамках которого работают самые разные ученые. Сложились так называемые домашние мощности, что отрадно. В результате и рождаются наработки реформ. Эти наработки вбрасываются в действие по мере того, как появляются политические окна возможностей. Большой пакет реформ, как сейчас в виде программы, это результат того, когда организации и ученые принесли в такое `окно` свои предложения.

Сработала идея создания грефовского центра для аккумулирования идей?

- Под руководством Германа Грефа была осуществлена успешная попытка вытянуть все, что наработано. К марту в основном это удалось. К этому времени наше бюро завершило подготовку книги `Обзор экономической политики в России за 1999 год`, которая стала итогом серии наших работ. Мы дали анализ и логику проблем, из-за которых, собственно, надо делать программу. Центром Грефа были использованы разработки всех научных центров. Но рекомендации ученых должны заканчиваться на уровне, так сказать, меню - мы предлагаем, а правительство выбирает способы решения задач. Я бы сравнил процесс создания программы с матрешкой: самая большая - весь поток материалов от ученых, вторая - программа в целом, третья - то, что принимает правительство.

Таким образом, программа жизнеспособна потому, что является совместным продуктом. Не помешает ли ее реализации традиционная для России проблема всегда необходимых `пожарных мер`, когда для решения задачи жертвуют замыслом?

- Наше экономическое `пожаротушение` - это больше психологическая проблема. В ней два аспекта. Первый - непрерывное ожидание катастрофы или чуда. Но у нас 10 лет был кризис, а сейчас начался подъем. Не быстро, без большого скачка, но это нормально. И сразу появляются недовольные, спрашивают: когда же будет катастрофа? Да не будет! Не должно быть. Второй аспект - мнение, что реформа должна быть грандиозной. Но реформа должна быть устойчивой, мероприятия и законы - продуманными. Теперь нет разногласий между экономистами, есть определенная консолидация.

Но есть же поводы опасаться катаклизмов, вот и высокие цены на нефть приводят к росту денежной массы, инфляция наступает...

- Нет простого закона, который бы определял соотношение курса национальной валюты и инфляции. Точно можно утверждать только одно: неправильно раз в два года резко менять курс. Надо укреплять рубль? Наверное. Но без резких перепадов. При низком рубле в Россию идут инвестиции для производства товаров здесь. Нынешний курс все равно защищает производителей от конкуренции. По идее, низкий курс рубля должен держаться достаточно времени, чтобы наши заводы и фабрики успели встать. Для экспортеров это не проблема - они живут в долларовом пространстве, продали - купили доллары.

Что последует за налоговой реформой?

- Сделать надо много - назрела пенсионная реформа, нужно определиться со страхованием депозитов, обязательно следует четко отрегулировать отношения к собственности... Все проанализировано, надо ждать решения правительства.


`Сегодня` 29.07.2000

viperson.ru http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован