20 февраля 2009
4408

Россия - США: плюс на минус...

Подготовка к российско-американской "перезагрузке" идет полным ходом. Старт ей был дан 7 февраля выступлением вице-президента США Джо Байдена на Мюнхенской конференции по безопасности. "Пришло время нажать кнопку перезагрузки и заново пересмотреть те многочисленные области, в которых мы можем и должны работать совместно с Россией", - заявил тогда Байден. Администрация Обамы будет стремиться к улучшению американо-российских отношений, пообещал он, а сотрудничество по решению общих глобальных проблем, стоящих перед Вашингтоном и Москвой, будет расширено.
В последние несколько лет в отношениях между Россией и Западом наблюдается "опасная тенденция", предупредил Байден. И эту тенденцию, которая проявилась в ухудшении отношений России и НАТО и российском вторжении в Грузию в 2008 году, "необходимо повернуть вспять во благо общих интересов по обеспечению стабильности и экономического развития", отметил он.
Выступление вице-президента США на ежегодном мероприятии, в работе которого участвовали лидеры нескольких стран мира и руководители дипломатических ведомств, было расценено как изложение принципов нового курса американской внешней политики. И судя по всему, одним из этих принципов является нормализация отношений с Россией.
Этой задаче был посвящен визит в Москву на прошлой неделе американской делегации во главе с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Госдепартамент, не разглашая деталей переговоров Бернса в Москве, в то же время не опроверг информацию российских информагентств о том, что Бернс в том числе говорил о возможной "реконфигурации" проекта ПРО в смысле привлечения к нему ресурсов обеих сторон.
Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Гордон Дугид с удовлетворением отметил, что замечания Бернса были положительно встречены в Москве. Однако, подчеркнул он, администрация Обамы не отказалась от противоракетной инициативы, а лишь требует, чтобы она была адресной и имела прочное технико-экономическое обоснование.
По словам Дугида, потребность в противоракетной системе уменьшится, если США, Россия и другие державы добьются успеха в попытках убедить Иран не разрабатывать ядерное оружие. "Вопрос о противоракетной обороне остается открытым, - сказал Дугид, - решаться он будет в дальнейшем с учетом ряда факторов, таких, как техническая эффективность, затратность и характер ракетной угрозы. Если, благодаря настойчивой дипломатии, Америка и ее партнеры, включая Россию, смогут ослабить угрозу или вообще устранить ее, то это, естественно, отразится и на проектируемых масштабах системы ПРО, и на перспективах ее развертывания".
У госсекретаря США Хиллари Клинтон еще не было официального личного контакта с российским коллегой Сергеем Лавровым. Как сообщил в минувшую пятницу глава европейской дипломатии Хавьер Солана, их переговоры пройдут 6 марта в Женеве - через день после брюссельской встречи министров иностранных дел стран НАТО. Однако позитивные заявления из Москвы уже звучат. Сергей Лавров констатировал, что Кремль с удовлетворением отметил позитивный тон со стороны администрации США в адрес отношений с Россией и другими странами. Выступая на встрече в Москве с представителями неправительственных организаций на прошлой неделе, он отметил, что позитивные тенденции со стороны США восприняты как на президентском, так и на министерском уровнях.
Президент Барак Обама пришёл во власть с лозунгом о переменах и мир готов к ним, подчеркнул Лавров. "Россия также рассчитывает на перемены, отражающие новый статус геополитики, глобальной экономики и финансов. Эти перемены должны также отражать понимание необходимости создания глобальной полицентрической системы. Такая система необходима для противодействия угрозам и вызовам, стоящим перед миром, с соблюдением норм международного права", - считает министр иностранных дел РФ.
Сергей Лавров подтвердил, что первая встреча президентов России и США состоится 2 апреля в Лондоне на "саммите" большой двадцатки. Также, по его словам, идет подготовка его личной встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон, "в ходе которой представится возможность не только обменяться мнениями о том, где мы стоим, но и о том, как нам выполнять желание двух президентов двигаться вперед, "перезапускать" наши отношения на конструктивной, равноправной, прагматичной основе".
У экспертов - свой взгляд на перспективы нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном. "США и Россия должны увеличивать кредит доверия и развивать диалог", - считает председатель правления Фонда эффективной политики Кирилл Танаев. По его словам, состояние российско-американских отношений неудовлетворительно и предстоит пройти длительный путь, чтобы наладить отношения. "Руководство России открыто к диалогу с США, разногласия сторон происходят из-за недостатка доверия. Тем не менее, налаженное сотрудничество России и США необходимо для решения широкого спектра вопросов, включая разоружение, вопросы, связанные с Афганистаном, борьбу с терроризмом. Необходимо расширять диалог, который даже институционально у нас сужен", - считает эксперт.
Уполномоченный по правам человека в РФ, посол России в США в 1992-94 годах Владимир Лукин полагает, что анализировать шаги Обамы по изменению внешней политики США преждевременно. "Вслед за сменой президента сменились 2 - 3 тысячи человек наверху, сейчас они притираются друг к другу, разрабатывают концепции и дорожные карты", - заметил Лукин, призвав дать американской администрации "хотя бы 100 дней". Говоря о политике России по отношению к США, он призвал избегать "как инфантильного проамериканизма, так и инфантильного антиамериканизма". "Нужно понимать как свои интересы и свои силы, так и то, что интересы и силы есть у других", - пояснил Лукин.
"Обама хочет изменить стратегическую линию американской политики, и обстоятельства будут заставлять его это делать", - считает проректор дипломатической академии МИД РФ по науке и международным связям Евгений Бажанов. Вместе с тем, по его словам, "Америка не собирается отказываться от лидерства, для этого должно рухнуть американское государство". "Поэтому США будут сталкиваться со странами, которые хотят сами быть лидерами, а не младшими партнерами США, - с Китаем и Россией, - заметил эксперт. - Кроме того, в силу своих экономических интересов Америка будет сталкиваться со странами, которые хотят контролировать потоки нефти и газа". По словам Бажанова, в своих отношениях с Америкой Россия "не должна стремиться к враждебности, но и не должна думать, что вступает в рай".
Оправдать "колоссальные ожидания", связанные с приходом нового президента США Барака Обамы, будет "крайне тяжело", - уверен секретарь Совета безопасности РФ в 1997-98 годах, академик РАН Андрей Кокошин. Он признает, что "Обама - сильный президент, у него очень большой потенциал и неплохая команда", и "реальных изменений во внешней политике США будет довольно много". Однако "не все будет нам на пользу, например, по вопросам прав человека и демократии американская внешняя политика будет даже более агрессивной, чем у республиканской администрации", - считает Кокошин, потому в российско-американских отношениях появится как "возможность решать вопросы, так и новая головная боль".
"Обама - сконструированный президент, человек, который всем говорит "да", и все связанные с ним ожидания будут обмануты, - полагает главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. - Это бессмысленные ожидания, потому что кризис накрывает Америку". Журналист выразил уверенность в том, что в отношениях США с Россией и Европой "будет меняться тон, а не политика". "Обама - не пророссийский и не проевропейский президент, он американский президент и будет защищать американские интересы, - подчеркнул Венедиктов. - С ним пришла команда Клинтона, которая бомбила Ливию и разносила Югославию, и он, если надо, будет бомбить Ливию и разносить Югославию".
Вместе с тем журналист уверен в том, что "общие интересы вынуждают США и Россию входить в переговорный процесс по совместной борьбе с глобальными угрозами". "Эти угрозы у нас одинаковые, и они не изменятся, если в Америке президентом будет Маккейн, а у нас Жириновский", - заявил Венедиктов, пояснив, что главными из этих общих угроз являются Китай и "южный терроризм".
Категорически не согласен с этими мнениями директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. По его словам, не стоит забывать, что "Обама победил в результате провала" политики Буша, политики однополярного мира. "Ему надо приспосабливаться к многополярному миру, и в этом мире ему нужны партнеры и союзники, - заметил эксперт. - Сейчас все брошено на то, чтобы хоть как-то локализовать экономический кризис, а серьезные изменения во внешней политике начнутся, если Обаме удастся добиться в этом успеха".
Рогов уверен, что Америке "придется считаться" с Россией, так как "дела США не столь блистательны, а Россия уже не воспринимается как бессильное государство". Вместе с тем эксперт признал, что "активная конкуренция за энергоисточники и за политическое влияние на постсоветском пространстве будет продолжаться".
В "смене курса" американской внешней политики уверен и директор Фонда изучения США им. Рузвельта Юрий Рогулев. "США будут вынуждены идти на компромиссы - и во внутренней политике, и во внешней, - отметил он. - Американская политика должна стать более компромиссной, ведь без этого невозможна договоренность". По мнению эксперта, "резкого улучшения российско-американских отношений не произойдет, но возможность изменить их в лучшую сторону остается".
"Америка при любом кризисе не откажется от гегемонии, - полагает президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Сергей Кургинян. - Вопрос в том, какими средствами она будет добиваться этой гегемонии". По его словам, "если Америка согласится с кем-то делиться властью, то не обязательно с нами, а если она начнет заключать союзы не с нами, то не исключено, что и против нас".
Эксперт считает, что "при определенном сдвиге к лучшему наши отношения в целом ухудшатся, и это связано как с ситуацией в мире, так и с ситуацией у нас". "Но нам необходимо сделать так, чтобы это ухудшение не превратилось в антагонизм, конфликт, или еще что-нибудь худшее", - заключил Кургинян.
У мирового сообщества появилась возможность изменить мир в лучшую сторону, - полагает бывший глава МИД России Игорь Иванов. И многое, по его мнению, будет как раз зависеть от того, как сложатся российско-американские отношения. "Ключевая проблема состоит в том, что стороны начнут не с чистого листа, а из-под груза накопившихся проблем взаимного недоверия и подозрительности. Чтобы избежать новых стычек Вашингтон и Москва должны понять, чего они хотят друг от друга", - пишет Иванов в газете "Коммерсант". По мнению бывшего министра иностранных дел, России нужен неконфликтный мир, где не будет второстепенных государств, и где никто не будет навязывать другим свои ценности. В то же время миру, - пишет Иванов, - нужна ответственная Россия, которая не противопоставляет себя всем остальным и не пытается выделить себе сферы исключительного влияния. Если Вашингтон и Москва все же найдут общий язык, - подчеркивает Иванов, - то они заложат фундамент для нового, устойчивого мирового порядка.
Глава представительства американского благотворительного фонда "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" Роберт Бэроуз между тем считает, что "больших ожиданий" в связи с приходом администрации Обамы в Америке быть не может. "Мы понимаем, что в заявлениях Обамы есть преувеличения - это часть политической кампании, - заметил он. - Изменения политики - сложное дело, и решение не придет быстро". Тем не менее, по словам Бэроуза, он верит в то, что в отношениях России и США "может наступить новая эра".
Американский эксперт Дон Дженсен, научный сотрудник Института имени Пола Нитце при университете Джонса Хопкинса, подчеркивает необходимость активизации контактов между двумя странами. Только тогда, по его мнению, многие проблемы могут быть устранены. Однако Россия - сложная и непредсказуемая страна, и этот факт новая администрация США должна непременно учитывать.
"По сравнению с Соединенными Штатами Россию можно назвать слабой страной. Но она играет важнейшую роль во взаимодействии США с теми 6 или 7 странами, отношения с которыми признаны приоритетными, - отмечает эксперт. - Вспомним об Афганистане. Вспомним об энергетической безопасности. Америка должна взаимодействовать с Москвой - ибо в решении всех этих проблем Россия играет ключевую роль.
Во-вторых, Россия действует, соотнося себя с Америкой, точнее - предполагая, что США стремятся противостоять России, хотя зачастую это попросту нелепые фантазии. Взять хотя бы вопрос о ПРО в Европе. Она действительно предназначена для защиты от иранских ракет. Однако, с точки зрения России, она направлена в первую очередь против нее. Подобные недоразумения могут быть разрешены только при прямых контактах, только путем переговоров. И, по моему убеждению, именно в этом направлении мы должны двигаться".
"Важно и другое: пусть сегодняшняя Россия в геополитическом плане объективно слабее Соединенных Штатов, это не значит, что она ведет себе подстать, - продолжает эксперт. - Россия действует непредсказуемо - во всяком случае, иногда - и именно потому, что в Америке ее считают слабой и неспособной к решительным действиям. А это очень опасно. Это вызывает серьезную озабоченность в США. Один из самых ярких примеров этого - война с Грузией. Другой пример - мы узнаем о планах российского руководства построить военно-морскую базу в Абхазии. Третий - Россия не хочет, чтобы Украина вступала в НАТО. И так все время. Напрашивается вывод: свою слабость Россия стремится компенсировать агрессивными действиями на международной арене - и, прежде всего, по отношению к соседям".
"Думаю, что дело все же в слабости сегодняшней России. Именно этим в первую очередь и объясняется ее противоречивая, с западной точки зрения, внешняя политика. Потому-то западным наблюдателям и бывает порой трудно понять действия российского руководства, - поясняет Дон Дженсен. - Однако сегодня главным для России является глобальный экономический кризис - а также, разумеется, его влияние на внешнюю политику страны. Газовый кризис в Украине не имеет ничего общего с интересами России. У него совершенно иные корни: речь идет о том, кто в Москве получал деньги. Этот вопрос остается главным в российско-украинских отношениях: кому выгоден хаос в экономических связях между двумя странами? И тут нельзя сбрасывать со счетов коррумпированность российского общества... Власть и деньги здесь составляют единое целое в гораздо большей степени, чем в США".
Что же касается Барака Обамы, то, по мнению эксперта, он "должен вдохновить российских демократов на новую борьбу за перемены". "Но, разумеется, ключ к проблеме - в самой российской ситуации. Ведь общественная поддержка российских либералов сегодня невелика. Увы, многие из них скомпрометировали себя. Но существенно и другое: кризис показал, что система, созданная Путиным, не работает. И, по-моему, нынешний российский режим невозможно назвать устойчивым. Но нельзя сбрасывать со счетов потенциал России и способность ее элиты приспособиться к самым разным сценариям развития событий. Еще многое должно произойти, прежде чем Россия окажется на пороге своей "оранжевой революции" - заключает Дон Дженсен.
"Обама и Россия" - в редакционной статье под таким заголовком "The New York Times" выдает свои рекомендации президенту США, коим он должен следовать, чтобы нормализовать отношения с Россией. "Мы чувствуем облегчение оттого, что Вашингтон и Москва говорят о сотрудничестве. Безусловно, в этих взаимоотношениях многое нуждается в перезагрузке, начиная с возобновления переговоров об уничтожении тысяч единиц ядерного оружия. Но нажать кнопку перезагрузки - не значит простить Кремлю Владимира Путина его диктаторские привычки, - отмечает издание. - Президент Буш долгие годы отворачивался в сторону, когда Путин преследовал оппонентов, душил свободную прессу и запугивал соседей России. Хотя Буш внимательно вглядывался в путинские глаза, он также игнорировал длинный перечень российских обид и недовольств. Многие из них были необоснованными, но далеко не все.
Президент Обама не должен повторять ни ту, ни другую ошибку. Русские честно предупредили его, насколько трудными могут быть двусторонние отношения. Всего за несколько дней до выступления Байдена Кремль "воодушевил" бывшую советскую республику Киргизию (обещаниями кредитов и финансовой помощи на 2,15 миллиарда долларов) на заявление о том, что она закрывает американскую базу, через которую осуществляется снабжение войск США в Афганистане. Контроль вооружений - это наиболее перспективная область, в которой уже в ближайшее время можно добиться прогресса, - считает "The New York Times".- Согласно московскому договору от 2002 года (это одно-единственное соглашение Буша), каждая из сторон может иметь на вооружении от 1700 до 2200 единиц ядерного оружия большой дальности. США и Россия легко могут снизить этот порог до 1000 единиц. Быстро подписанное соглашение станет также важным сигналом для Северной Кореи, Ирана и прочих потенциальных нарушителей ядерного равновесия.
Администрация также начала намекать, что может пойти на определенные компромиссы в вопросе о бушевской системе противоракетной обороны, запланированной к развертыванию в Польше и Чехии. Мы очень сомневаемся, что эта техника готова даже к первичным испытаниям и проверкам. Мы также ставим под сомнение утверждения русских о том, что данная система представляет угрозу их безопасности. Совершенно ясно, что необходим здравый диалог на эту тему, - отмечает издание. Кремль предложил НАТО помощь с Афганистаном, а это главная задача президента Обамы в сфере безопасности. Москва не испытывает особой любви к талибам. И это несомненно стоит проверить на практике.
Но если Вашингтон способен извлекать уроки, он должен понять, что ему необходимо иметь несколько вариантов альтернативных путей снабжения в военное время, и что России нельзя позволять проводить удушающий захват. Администрации также придется проверить, готова ли Москва сделать большее для прекращения ядерной программы Ирана. Это также совершенно очевидно соответствует стратегическим интересам России, хотя Кремлю еще предстоит осознать данный факт, - полагает американская газета.
Обама пока хранит молчание относительно последних действий России по запугиванию своих соседей. Но ему придется высказать свое мнение. После прошлогодней войны с Грузией Россия проигнорировала нормы международного права, признав независимость Абхазии и Южной Осетии. Недавно она пошла еще дальше и объявила о своих планах создания военных баз на этих территориях - вместо сокращения сил до довоенного уровня, как было обещано. Хотя спор с Грузией вряд ли будет урегулирован в ближайшее время, Москве нельзя позволять думать, будто мир молча согласился на ее бесконечное военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии.
Мы точно не знаем, как Обама будет искать нужный баланс сотрудничества с Кремлем, не позволяя ему при этом использовать излюбленную тактику запугивания. Однако такой баланс - единственная основа для нормальных взаимоотношений", - заключает "The New York Times".
В том, что поиск баланса в отношениях между Россией и США необходим, уверен и Дмитрий Суслов, зам. директора Совета по внешней и оборонной политике по исследованиям. Однако на то, как искать этот баланс, и станет ли он перезагрузкой, к которой призывал Джо Байден, у российского эксперта своя точка зрения, которую он изложил МиК:

- Действительно, с приходом новой администрации у России и США создается широкое окно возможностей для улучшения отношений. Однако я бы не стал говорить о перезагрузке российско-американских отношений, несмотря на то, что это действительно очень привлекательная и яркая формула, предложенная Байденом на мюнхенской конференции. А стал бы говорить скорее о паузе в раскручивании спирали негатива в российско-американских отношениях, который действительно имел место в течение последних месяцев и даже лет, и который постоянно развивался и нарастал в годы президентства Джорджа Буша-младшего.
Почему я бы не стал говорить о перезагрузке? Потому что перезагрузка означает развитие отношений как бы с чистого листа. Мы либо фиксируем существующее статус-кво, либо отыгрываем ситуацию назад к тому статус кво, которое удовлетворяет обе стороны. И дальше начинаем как бы с чистого листа и с новой парадигмы российско-американских отношений. Этого действительно не будет. И Россия и США по-прежнему не рассматривают и даже не могут рассматривать друг друга в качестве полноценных стратегических партнеров и скорее рассматривают друг друга в качестве проблем - для США, с одной стороны и России, с другой стороны, но проблем, которые требуют решения и которые тем не менее позволяют сторонам развивать избирательное сотрудничество.
То есть, несмотря на приход новой администрации, общая парадигма отношений остается прежней - именно это согласие не соглашаться, и это избирательное сотрудничество по ряду направлений, которые вызывают у сторон интерес. Это то, что было сформулировано Бушем и Путиным на их последнем саммите в Сочи, в сочинской декларации от апреля прошлого года. Так эта самая парадигма и будет оставаться - лишь с той разницей, что позитив и готовность к сотрудничеству будут нарастать.
Это, в первую очередь, программа ПРО. И здесь можно говорить о том, что возможно американцы либо замедлят реализацию этой программы, либо замедлят и в дальнейшем вовсе откажутся от нее. Но пока следует говорить скорее о замедлении.
Во-вторых, это расширение НАТО, и здесь опять мы видим явное смещение приоритетов. Расширение НАТО уже не является одним из высших приоритетов новой администрации и в принципе уже не Байден, ни Обама, ни Хиллари Клинтон, ни Джеймс Джонс, советник по национальной безопасности, ни кто-либо другой в администрации Обамы о расширении НАТО как таковом не говорит. И тем более, не называют Грузию и Украину в качестве кандидатов. Вот это действительно очень важное отличие от политики предыдущей администрации, которая продавливала, особенно в последние полтора года, вступление Украины и Грузии в НАТО.
Администрация Обамы пытается сконцентрироваться на Афганистане и сделать Афганистан главным проектом НАТО на ближайшую перспективу, а не расширение альянса, поскольку действительно от развития ситуации в Афганистане будет зависеть будущее альянса, и не только его место и роль в системе евроатлантической безопасности, но и безопасности мира в целом. И здесь многое будет зависеть от России и возможности сотрудничества с ней по афганскому вопросу. И поэтому расширение НАТО сейчас не представляется новой администрацией уместным проектом.
Кроме того, большую роль сыграли события августа прошлого года в Грузии, которые показали решимость России действовать, а не просто говорить и выражать несогласие с теми тенденциями, которые происходят в международных отношениях. Именно действовать и реально применять силу в тех ситуациях, где это возможно, и если это необходимо, действовать в одностороннем порядке, даже в нарушение международного права - если это соответствует российским интересам.
Запад получил этот мессидж и как мне представляется, некоторое ослабление дискуссии о расширении НАТО также является следствием решимости России.
Что касается Украины, то Украина расколота по данному вопросу, подавляющее количество граждан не поддерживает вступление этой страны в НАТО. Проатлантическая коалиция, которая там существовала в 2007 - начале 2008 года и выразилась в форме знаменитого "письма трех" генсеку НАТО Яапу де Хооп Схефферу, сегодня расколота и из трех подписантов только президент Ющенко последовательно выступает за вступление Украины в НАТО. Поэтому данный вопрос уже и со стороны США, и со стороны Украины, и с учетом общей обстановки вокруг проблемы европейской безопасности перестает быть актуальным.
Ну и в принципе сегодня все в большей степени очевиден кризис в системе общеевропейской безопасности в целом, который выражается в ослаблении институтов, режимов, правил и норм, которые регулируют поведение государств. И здесь существует согласие, что в первую очередь надо заниматься этим, а не расширением НАТО, которое скорее ослабит те же самые правила, нормы, режимы и так далее, взять хотя бы режим контроля над обычными вооружениями или режим сокращения и контроля за ядерными вооружениями. И Россия напрямую связывает расширение НАТО с перспективой создания противоракетного щита в Польше и Чехии.
Так вот главный позитив российско-американских отношений будет заключаться в ближайшие несколько месяцев, а может быть и лет, в некотором замедлении развития тех процессов, которые вызывают у России наибольшую озабоченность. А это именно расширение НАТО и создание ПРО, и это очень важно. Но это скорее пауза, а не перезагрузка.
Кроме того, позитив будет заключаться в возобновлении, а может быть, и серьезном развитии переговоров между Россией и США по контролю за вооружениями и ограничению стратегических вооружений.
Мы знаем, что в декабре этого года истекает срок договора СНВ-1, и если ничего не будет принято, то у нас создастся вакуум в режиме контроля за вооружениями и ограничении вооружений. И очень позитивно, что новая американская администрация - в отличие от администрации Буша, которая хотела себе оставить свободу рук и в принципе очень скептически относилась к большим обязывающим договорам в этой сфере - наоборот стремится, и она уже четко заявила об этом на всех уровнях, заключить с Россией новое большое соглашение в области ограничения вооружений и контроля за вооружениями, со всеми верификационными режимами, которые существуют в СНВ-1, и так далее. И это очень позитивно.
Если мы действительно к концу года выйдем с новым соглашением, возможно опускаясь даже ниже той планки, ниже того потолка, который заявлен в московском договоре об ограничении стратегических наступательных потенциалов, то это будет достаточно позитивно и это придаст дополнительный импульс российско-американским отношениям.
Но опять-таки это не свидетельствует о перезагрузке, поскольку этот переговорный трек по ограничению вооружений и контролю за вооружениями - это то традиционное в российско-американских отношениях, что существовало все последние годы со времен холодной войны, и существовало последние несколько лет. Другое дело, что при Буше-младшем данный трек несколько деградировал.
Но в то же время я думаю, что в российско-американских отношениях традиционно сохранятся такие раздражители, как проблема демократии и прав человека в России. И более того, данная проблема может еще в большей степени актуализироваться с приходом новой администрации, поскольку для демократов, которые являются приверженцами либеральной традиции во внешней политике США, очень важное значение имеет построение демократии, проблематика прав человека и так далее. И эта изначальная повестка дня была после событий 11 сентября не то что украдена, но позаимствована республиканцами, администрацией Буша.
И даже если мы посмотрим на те персоналии, которые пришли сейчас в администрацию Обамы, то главный по России в Совете по национальной безопасности будет никто иной, как Майкл Макфол, а это человек, который в Стэнфорде возглавлял "Программу по правам человека, верховенству закона и демократии". Совершенно понятно, что он является одним из критиков российского внутриполитического режима, и в принципе, как я уже сказал, демократы склонны уделять повышенное внимание факторам демократии, фактору ценностей, в том числе в двусторонних и международных отношениях, и поэтому критика России по внутренней политике, по проблемам демократии и прав человека будет усиливаться.
Ну и наконец, сохранится один из важнейших раздражителей российско-американских отношений - это ситуация на постсоветском пространстве, где США не собираются отказываться от своей традиционной политики, проводимой и республиканцами, и демократами. А именно - политики отторжения, оттягивания стран постсоветского пространства от России и включения их в те режимы и может быть, даже организации и группировки, которые ориентированы скорее на США и в которых США играют лидирующую роль, как в концепции Большой Центральной Азии, нежели на Россию.
Кроме того, в подтверждение и даже усиление этой политики Соединенные Штаты все большее внимание уделяют проблеме энергетической безопасности, при этом источником энергетической опасности на постсоветском пространстве и в Евразии в целом называется Россия. И опять таки в заявлении того же советника по национальной безопасности США Джонса мы видим, что скорее всего, проблемы энергетической безопасности станут одной из задач НАТО, и это будет прописано в новой стратегической концепции альянса, которая сейчас будет вырабатываться. И все это увязано на противостоянии с Россией, на необходимости энергетической версификации от России, на необходимости строительства новых энергетических магистралей и так далее.
То есть, вся эта негативная повестка дня сохранится и возможно даже усилится, параллельно с усилением позитивной повестки дня.
И если говорить о философии внешней политики США при Обаме в целом, то эта философия подкорректируется, но не изменится по своей сути. Соединенные Штаты по-прежнему будут выступать за закрепление собственного лидерства в международных отношениях, от лидерства не отказывается ни один американский политик и это будет самоубийственно для него, если он от этого откажется. Другое дело, что это лидерство будет поддерживаться несколько иными средствами, и США будут в меньшей степени действовать в одностороннем порядке и в большей степени будут апеллировать к распространению ценностей, к усилению своей мягкой силы, действуя в рамках международных организаций, союзов и в рамках международного права, а не в одностороннем порядке и силовыми методами, как действовал Буш.
То есть, США будут по-прежнему укреплять свою гегемонию, но мягкую, а не жесткую гегемонию, не авторитарную вертикаль, которую пыталась создать администрация Буша-младшего, и вот это философия по-прежнему, конечно же, не соответствует российскому пониманию развития международной системы.
С точки зрения России следует укреплять многополярность и полицентричность, и формировать некое групповое лидерство в международных отношениях, где несколько ключевых государств обладали бы примерно равными полномочиями по осуществлению глобального управления, и это, конечно же, будет противоречить американскому подходу.
Россия, которая исходит из многополярности, также апеллирует к закреплению своей собственной сферы влияния - это было подтверждено в выступлении Медведева, где он сформулировал пять принципов российской внешней политики, и пятым принципом как раз был принцип того, что постсоветское пространство должно оставаться зоной привилегированных интересов России. Вот с этим Америка никогда не согласится. И формула, которую в свое время сформулировал Дмитрий Тренин - о том, что российско-американские противоречия - это столкновение между глобальным гегемонизмом и региональным великодержавием - будет чуть с меньшим напряжением и с чуть меньшей актуальностью, но тем не менее, сохранять свою значимость и для российско-американских отношений в период Обамы.
И сохранение вот этого негатива и несогласия как на уровне философии, так и на уровне конкретных проблем, не позволяет говорить о полноценной перезагрузке российско-американских отношений. Но позитив заключается в том, что у нас будет усиливаться конструктивная повестка дня, а преобладание негатива будет сокращаться. И может быть, даже возникнет баланс между позитивом и негативом и таким образом окончательно снимется с повестки дня вопрос о новом системном противостоянии между Россией и США. И в принципе мы придем к более традиционному формату российско-американских отношений, где негатив будет соседствовать и балансировать с негативом.


20.02.2009

www.iamik.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован