Поскольку Узбекистан располагает крупными месторождениями природного газа, нефтегазовая отрасль РУз является предметом особого интереса России и российского бизнеса. Поэтому нефтегазовое сотрудничество между двумя странами в последнее время развивается только по нарастающей. Показательно, что именно в нефтегазовой отрасли представлена подавляющая часть российских инвестиций в РУз. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2010 года их объем достиг примерно 1,5 млрд. долларов. По некоторым оценкам, российские капиталовложения в нефтегазовую отрасль РУз составляют около 60% от общего объема всех иностранных капиталовложений в республику. Важным конкурентным преимуществом РФ является то, что проектно-инвестиционная активность российских компаний, как правило, нацелена на более долгосрочную перспективу - 25-35 лет. В результате, уже до 2012 года общий объем российских инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана потенциально может увеличиться до 5-6 млрд. долларов.
Важно и то, что российские компании добились лидирующих позиций и в сфере добычи углеводородов. По итогам 2009 года, объемы добычи газа российскими компаниями составили порядка 5,5% от общей добычи газа в республике. Хотя указанная доля сама по себе не велика, тем не менее, очень показательна, учитывая тот факт, что нефтегазовые компании других стран в основном пока не приступили к промышленной добыче углеводородов в Узбекистане. К тому же, все российские проекты по освоению углеводородных месторождений РУз находятся еще на начальной стадии, и в ближайшие годы доля российских компаний в добыче узбекского газа заметно возрастет. В среднесрочной перспективе российские компании планируют значительное увеличение добычи газа, а также и нефти в Узбекистане. Причем, наиболее оптимистические и конкретные планы имеет "ЛУКОЙЛ", который сегодня лидирует среди всех других компаний по объемам инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана, а также по объемам добычи газа в республике.
В-третьих, безусловно, обоюдно сильны ожидания от развития сотрудничества в военной сфере и по вопросам безопасности, военно-промышленной кооперации. Однако здесь многое будет зависеть от того, удастся ли Москве предложить Ташкенту долгосрочные формы взаимодействия по проблемам Афганистана, формированию эффективной системы региональной безопасности, развитию военно-промышленных связей.
Вопрос: чем качественно характеризуются отношения Узбекистана с Россией?
На уровне диалога лидеров двух стран (включая, безусловно, премьер-министра России В.Путина) эти отношения традиционно отличались и отличаются крайне высоким уровнем откровенности (причем, без явной "коммерческой составляющей" и спекуляций на ее тему), готовности доверительно обсуждать самые острые и сложные вопросы: обсуждать, даже не соглашаясь друг с другом, до конца отстаивая свою позицию, но не обостряя при этом личных отношений. На уровне общей политики данные отношения всегда отличались более четким пониманием как общности интересов, так и сохраняющихся различий в подходах, а также специфики ведения переговоров и выстраивания связей друг с другом. Иначе эти отношения можно назвать диалогом партнеров, при этом, безусловно, учитывающих вес своих стран в международных и региональных вопросах, понимающих принципиальную важность и ценность укрепления двусторонних контактов, но в то же время, уважающих право друг друга на реализацию своих национальных интересов. Как представляется, эта сложная и витиеватая формулировка все же достаточно полно вбирает в себя суть основных принципов российско-узбекского стратегического диалога, выстроенного в свое время В.Путиным и И.Каримовым.
Вопрос: как Вы оцениваете перспективы развития сотрудничества между РФ и РУз?
Перспективы российско-узбекского сотрудничества в значительной степени определятся характером дальнейшего развития именно двусторонних политических отношений, ролью и местом Узбекистана во внешней стратегии России в Центральной Азии и в рамках ШОС, в том числе во взаимодействии с другими странами региона и, в частности, в плане решения водно-энергетической проблемы и участия РФ в стабилизации Афганистана. И в этом плане внушает оптимизм обоюдное желание сохранить и укрепить атмосферу партнерских, стратегических и доверительных отношений.
Тем не менее, надо понимать чего ожидает Узбекистан. А Узбекистан ожидает, прежде всего, большего понимания к своей позиции по комплексу приоритетных и жизненно важных для него вопросов внешней политики, двусторонних и многосторонних отношений, в первую очередь водно-энергетической проблеме, необходимости совместных действий по стабилизации ситуации в Афганистане, в целом учета важной роли республики в процессах развития Центральной Азии. На уровне собственно двусторонних отношений, Узбекистан ожидает большего внимания России и российского бизнеса к инновационно-промышленному сотрудничеству и более активной инвестиционной политики России именно в несырьевых и высокотехнологичных секторах.
Вопрос: что Вы могли бы рекомендовать России и Узбекистану с точки зрения задачи дальнейшего развития отношений?
На мой взгляд, залогом достижения очередного прорыва в сотрудничестве между РФ и РУз может стать консолидация интеллектуального капитала двух стран, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера. Поэтому как ни странно это может прозвучать, но в качестве главного вектора дальнейшего сближения двух государств я вижу усиление взаимодействия аналитических структур в направлении повышения качества анализа и прогноза тех процессов и тенденций, в фарватере которых сегодня наши страны развиваются, что среди прочего может предполагать следующие рекомендации:
- необходимость организации и проведения на регулярной основе крупных межгосударственных аналитических проектов как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях;
- необходимость поиска новых, нестандартных и инновационных решений, в том числе ассиметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными способами становится все труднее, а в ряде случаев - уже невозможно.
Не исключено, что низкое внимание со стороны руководства России именно этим вопросам национального развития, двустороннего и многостороннего сотрудничества, во многом и объясняет тот факт, почему сегодня "пробуксовывают" многие инициативы и процессы (причем казалось бы где-то неизбежные и закономерные, даже поддержанные высшим руководством): интеграции в целом, активизации и повышения качества сотрудничества в конкретных сферах (экономики, безопасности, политики, культуры, науки и т.д.).
Источники: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru,
Центральная Евразия, www.ceasia.ru