Эксклюзив
01 марта 2011
2433

Россия в условиях мирового экономического кризиса: решение проблем развития социального и инновационного потенциалов

Main dollkalash12
В XXI веке глобальной целью и стратегической перспективой устойчивого и динамичного прогресса государств становится социально-экономическое развитие, ориентированное на расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и инновационного потенциалов.

Для России, как и для других социальных государств, наряду с фундаментальными ценностями демократии и свободы особо ценны и актуальны такие факторы социально-экономического развития как социальный, человеческий и инновационный потенциалы. Единство глобальных целей расширяющегося воспроизводства социального, человеческого, трудового и инновационного потенциалов, социальная ориентация и сбалансированность процессов развития всей системной триады "государство - общество - бизнес", способны обеспечить фундаментальную основу для практической реализации стратегий устойчивого, динамичного прогресса. Гармонизация глобальных целей развития мирового сообщества и обществ отдельных стран, геоэкономики, национальных и региональных экономик, выбор адекватных приоритетов позволяют вырабатывать новые стратегии социально ориентированного развития, реализовывать активную геополитику и социополитику в масштабах мирового социального пространства. Признание фундаментальной значимости системы гармонизированных глобальных целей и выбор социальных приоритетов в масштабах геоэкономики и геополитики позволят обеспечить долговременный и прочный фундамент, необходимый для глобального сбалансированного социально-экономического развития, координации усилий ведущих стран мира в решении планетарных и национальных проблем. Такое социально ориентированное, инновационное развитие, нацеленное на расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и экономического потенциалов, сберегающее использование потенциала труда по праву можно назвать социоинновационным.

Социоинновационное развитие - это гармоничное, сбалансированное развитие государства и общества, инновационной экономики и социально-трудовой сферы, человека и семьи, нацеленное на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов.

Целеполагание, постановка адекватных задач и выбор системы приоритетов социоинновационного развития, выработка соответствующих стратегии и тактики в современных условиях - ключевые проблемы современной России. В ситуации мирового экономического кризиса, породившего существенный спад промышленного производства и ощутимое снижение доходов населения, проблемы дальнейшего развития инновационной экономики и социально-трудовой сферы, воспроизводства социального и человеческого потенциалов, эффективного использования потенциала труда приобрели особую остроту и актуальность. В реализации антикризисных мер организационно-экономические мероприятия, направленные на восстановление благоприятных условий воспроизводства социального, человеческого и трудового потенциалов, должны получить наивысший приоритет и все необходимые ресурсы.

Социальный потенциал (СП) представляет собой системную совокупность возможностей и мотиваций, способностей и качеств индивидов, социальных групп, общества, обеспечивающих их жизнедеятельность, социальную активность и его воспроизводство. В определённых условиях, при наличии необходимых ресурсов и потребностей его носителей социальный потенциал реализуется в труде (1). Ядром социального потенциала является человеческий потенциал, основными факторами развития которого являются: здоровье, образование, профессиональные знания, умения и навыки, благоприятные условия жизнедеятельности и труда. Поэтому не только в развивающейся, но и в кризисной экономике необходимым условием расширяющегося воспроизводства социального и человеческого потенциалов является сохранение благоприятных условий жизнедеятельности и труда, достойного труда, воспроизводства здоровья, возможностей переобучения и повышения профессиональной квалификации.

В сложившейся ситуации мирового экономического кризиса Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и Правительство России принимают активные меры, направленные на преодоление экономических и трудовых проблем, поддержание условий, необходимых для развития общества и социально-трудовой сферы, воспроизводства человеческого и трудового потенциалов.

Во исполнение поручения премьер-министра В. Путина создана антикризисная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Предусматривается комплексная государственная поддержка российской экономики, включающая поддержку рынка труда. Особое внимание будет уделено системо- и градообразующим предприятиям. Вырабатывается и реализуется система мер по поддержке российской экономики и рынка труда, включающая его мониторинг, которая позволит оперативно анализировать экономическую ситуацию. Средства государственной поддержки, выделенные регионам на помощь в борьбе с безработицей, предусмотрены в федеральном бюджете в виде субвенций. В декабре 2008 г. премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства о выделении 43,7 млрд. рублей на финансирование соответствующих региональных программ.

В первой декаде 2009 года антикризисная комиссия под руководством первого вице-премьера И. Шувалова обсудила план мероприятий по борьбе с безработицей в регионах и определила координаторов работы по анализу ситуации на рынке труда. Анализу ситуации на рынке труда был посвящен ряд заседаний правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством И. Шувалова. На одном из заседаний правительственной комиссии её профильной рабочей группе было поручено отбирать региональные программы содействия занятости, которые будут субсидироваться из государственного бюджета. Уже на первых заседаниях были рассмотрены антикризисные программы отдельных регионов (Ярославской области и Красноярского края).

В программе, подготовленной Красноярским краевым правительством, предусмотрено четыре комплекса мер: переобучение по наиболее актуальным профессиям, помощь в переезде на другое место работы, поддержка малого предпринимательства и привлечение работников для труда на предприятиях ЖКХ. В основном (около 95%) она будет финансироваться из федерального бюджета. В программе ярославского губернатора - общественные работы, временные рабочие места, трудоустройство выпускников и поиск приемлемых рабочих мест в других субъектах Федерации.
Вице-премьер А. Жуков и министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова выступили с докладами о ситуации на рынке труда в целом и динамике высвобождения рабочих мест в регионах. Заместитель главы Минэкономразвития О. Савельев возглавил межведомственную рабочую группу комиссии по мониторингу финансового состояния организаций, входящих в перечень системообразующих. Выработаны критерии отбора таких предприятий: уровень занятости и используемые на предприятии программы модернизации и развития с точки зрения переквалификации персонала и сохранения рабочих мест. Рабочая группа О. Савельева будет собираться не реже двух раз в неделю.

Правительство России определило координатора работы с градообразующими предприятиями - Министерство регионального развития РФ. Предусмотрено, что первичные решения будут приниматься на уровне региональных антикризисных штабов. Затем предложения региональных антикризисных штабов должны направляться в Министерство регионального развития РФ, которое после обсуждения их с соответствующими отраслевыми министерствами, при участии ведущего мониторинг Минздравсоцразвития РФ, должно направлять их О. Савельеву.

Москва в условиях мирового экономического кризиса

Мировой экономический кризис настиг и Москву, которая в его начальный период ощущала себя островком безопасности в турбулентном экономическом пространстве. Если в 2008 году городской бюджет составлял 1 триллион 281 миллиард рублей и был профицитным, то на 2009 год поступления в бюджет города планируются в размере около 1 триллиона 387 миллиардов рублей. Учитывая, что на 2009 год планируются расходы в объёме 1 триллиона 462 миллиардов рублей, дефицит городского бюджета может составить не менее 74,5 миллиарда рублей. Тем не менее, в программе города на 2009 год поставлена задача обеспечить условия для дальнейшего повышения благосостояния москвичей, то есть роста зарплат и доплат к пенсиям. Самые низкие пенсии к 1 декабря 2009 года должны достичь двукратной величины прожиточного минимума пенсионера.

Городские власти Москвы планируют широко использовать механизм привлечения различных организаций на работы по выполнению городского заказа. Если в 2008 году было отремонтировано 1 миллион 700 тысяч квадратных метров домов, то в 2009 году планируется отремонтировать около 4 миллионов квадратных метров домов.
Правительством Москвы поставлена социально значимая задача перед предприятиями города: до начала массового увольнения переобучить увольняемых работников с целью облегчения им последующего трудоустройства.

В Москве, как известно, насчитывается около 214 тысяч предприятий малого бизнеса. Городскими властями намечена программа мер по его поддержке. На 2009 год для предприятий малого бизнеса установлена единая минимальная арендная ставка в размере 1 тысячи рублей за квадрат. Поскольку такая цена в несколько раз ниже реальной рыночной, это значительная льгота, "стоимость" которой составляет примерно 5 млрд. рублей для городского бюджета.

Правительство Москвы считает, что в условиях экономического спада особенно жёстко следует подходить к миграционной политике. Поэтому Москва активно поддержала предложение премьер-министра Владимира Путина о сокращении вдвое привлеченных мигрантов. На практике такое ограничение означает, что в городе вместо прежних 500 тысяч гастарбайтеров останется не более 250 тысяч. В области миграционной политики позиция Правительства Москвы такова: предприятие может использовать иностранных работников только в том случае, если не смогло найти необходимых специалистов на своём рынке труда. Конкретный заказ городского рынка труда должен быть основанием для привлечения кадров из-за границы. Для контроля за пребыванием и использованием труда каждого мигранта в столице разработан реальный инструмент - электронная карта гостя. Любой иностранец может получить электронную карту гостя при пересечении границы. Зато потом не составит труда проследить за его передвижениями по стране.

Правительство Москвы прилагает целенаправленные и значительные усилия по развитию дорожного строительства. По оценке специалистов, из-за простоев транспорта на дорогах Москва теряет от 6 до 8 процентов валового регионального продукта (ВРП). Реализация намеченной программы дорожного строительства позволит увеличить прирост ВРП на 15-16 процентов в год (2).

В области охраны здоровья весьма актуальными были бы меры по расширению перечня лекарственных препаратов, предназначенных для льготных больных.
Изложенные и ряд других мер поддержки реального сектора экономики и социально-трудовой сферы субъектов Российской Федерации нацелены на укрепление экономики, сохранение бизнеса, деловой активности, и, в конечном итоге, - на улучшение благосостояния россиян.

Жилищная проблема

Одной из наиболее острых и насущных проблем современной России является проблема обеспечения жильём. Эта проблема особенно актуальна в наиболее крупных мегаполисах России - Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других. На сегодняшний день в указанных городах сложилась неординарная ситуация. В условиях мирового экономического кризиса, падения доходов и платежеспособного спроса населения цены на жильё в Москве и Санкт-Петербурге не снижаются. Как справедливо отметил первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития Ю. Росляк, "в столице сейчас немало домов, которые компании довели до уровня пятого-шестого этажа и остановились, так как нет денег. Их мог бы предоставить город из бюджета, выступив соинвестором. Благодаря этому на стройках сохранятся рабочие места, и ускорится ввод жилья уже на готовых стройплощадках, с подведенной к ним инфраструктурой" (3).

Однако по существующему сегодня российскому законодательству субъектам Российской Федерации разрешено строительство жилья за счёт их бюджета либо приобретение готового жилья по рыночным ценам. Участие субъектов Российской Федерации в качестве соинвесторов, наряду с заинтересованными коммерческими структурами, позволило бы "разморозить" строительство приостановленных объектов и существенно увеличить долю социального жилья. При этом требуется не только нарастить объёмы жилья, предоставляемого населению по доступным ценам, но и существенно снизить ставки по ипотечным кредитам.

В области совершенствования законодательства значимой законодательной инициативой послужит законопроект, содержащий поправки в статью 45 ГПК Российской Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Речь идёт о расширении прав прокуроров по обращениям в суд с заявлениями в защиту социальных прав граждан России (на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах), которые должны осуществляться на основании обращения к ним граждан.

В январе 2009 года Государственная Дума намерена обсудить меры, принимаемые кабинетом министров РФ для преодоления последствий мирового экономического кризиса. Предусмотрена также подготовка пакета проектов законов, направленных на снижение влияния негативных последствий мирового экономического кризиса на российскую экономику и улучшение материального положения населения России.
В предложенной нами Концепции социоинновационного развития (4), представлена теоретическая основа активной политики развития социального и инновационного потенциалов, которая формирует новую стратегию социоинновационного развития, нацеленную на реализацию Концепции социального государства Российской Федерации (5). Практическая реализация важнейшего "права на достойную жизнь" (6) может быть обеспечена путём предоставления каждому гражданину равных и расширяющихся возможностей на рынке труда, получения непрерывного образования и качественных медицинских услуг, равного доступа к орудиям и средствам труда, дохода от эксплуатации природных ресурсов, всех жизненно необходимых общественных благ, включая инновационные продукты и услуги, за счёт которых формируется благоприятная среда жизнедеятельности и условия, необходимые для воспроизводства социального и человеческого потенциалов, высокопродуктивного достойного труда.

Поэтому в соответствии с фундаментальными положениями Концепции социоинновационного развития разрабатываемая программа решения проблем развития социального и инновационного потенциалов в современных условиях должна быть целевой и комплексной; в ней должны быть согласованы цели, задачи и ресурсы, выделяемые на решение как социальных и социально-трудовых задач, так и задач развития инновационной экономики.

Изложенные требования сохраняют свою значимость как в развивающейся экономике, так и в условиях мирового экономического кризиса. Сохраняя уверенность в успехе программ преодоления экономического кризиса, будем надеяться, что в XXI веке стратегической целью социально-политических и экономических процессов будет не дальнейшая либерализация глобальной экономики, а переход на траекторию социоинновационного развития.

_________________________________________________________________________________
1. Докторович А.Б. Социальный потенциал: системное исследование и анализ развития // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - М., 2007. - N 3. - С. 107.

2. Пятилетова Л. Столица на диете (Беседа корр. Российской газеты с первым заместителем мэра Москвы Ю. Росляком). // www.rg.ru

3. Там же. // www.rg.ru

4. См.: Докторович А.Б. Инновационные механизмы формирования социального и человеческого потенциалов // Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды. Труды II международной конференции. 29 ноября 2007 г. РГИИС, ИНИОН РАН - М., 2008; Докторович А.Б. Ключевые проблемы России в XXI веке: развитие социального, человеческого и инновационного потенциалов // Россия: ключевые проблемы и решения. VIII Международная научная конференция. 18-19 декабря 2007 г. Москва, ИНИОН РАН; Докторович А.Б. Россия в XXI веке: Социально ориентированное инновационное развитие // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 2. - М.: ИНИОН РАН, 2007 - С. 443-449.

5. См.: Концепция социального государства Российской Федерации (Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 года) // Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2003. - С. 382.

6. Там же, с. 383.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован