Руководитель центра СНГ Дипломатической академии МИД России Сергей ЖИЛЬЦОВ размышляет об отношениях двух евразийских государств
Ждать ли нам талибов в "гости"?
- Сергей Сергеевич, возвращаясь из Пекина, российский лидер остановился в Астане и подписал новое соглашение со своим южным партнёром. Старое действовало 20 лет. Курс на союзнические отношения продолжен...
- Именно поэтому я бы не стал говорить о "возвращении России". По большому счёту, она из Казахстана никуда не уходила. В начале девяностых годов (а если быть точным - 25 мая 1992 года), когда закладывались отношения в новом формате, лидеры двух стран - Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев в Москве подписали документ, значение которого переоценить трудно. Это был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В течение этих десятилетий в Казахстане звучал русский язык. Здесь с уважением относятся к культуре и традициям нашей страны. Хотя формы сотрудничества - в зависимости от новых реалий - были и остаются самыми разными. Об этом в Астане говорили и Владимир Путин, и Нурсултан Назарбаев.
- Политики обеих стран обеспокоены ситуацией в Афганистане. Что будет с этой страной, когда войска натовской коалиции покинут нестабильное государство, которое является одним из главных "раздражителей" региона? Какова позиция России?
- Прежде всего, надо отметить, что полного ухода вооружённых сил Североатлантического альянса не ожидается. Америка и её союзники сохранят ключевые позиции в стране. Никто не собирается закрывать военные базы. Останутся советники, консультанты. Хорошо это или плохо? Скажу откровенно: скорее хорошо, чем плохо. Натовские войска хоть и подвергаются критике, причём, зачастую справедливой, но делают часть работы, которая легла бы на плечи российских солдат и офицеров. Напомню, что во время саммита стран ШОС российский лидер встретился с президентом Афганистана Хамидом Карзаем и высказался за "восстановление всего того, что было построено Советским Союзом". Это значит, что ни о каком военном вмешательстве речи быть не может. Между тем, для нашей страны вопросы безопасности Центральной Азии остаются одними из ключевых. Дестабилизация в регионе окажет негативное влияние на Россию, на отношения со своими союзниками. Экспорт энергетических ресурсов будет затруднён, обострятся проблемы миграции.
- Практически - как о деле решённом - аналитики говорят о разделе страны - на пуштунскую часть и всех остальных...
- Я бы не спешил с этими прогнозами. Хотя и такой вариант просчитывается. Безусловно, это дело самих афганцев, где им жить. В одной стране или в двух или даже в нескольких. Лишь бы эти перемены не сопровождались выбросами агрессии и насилия...
- Об угрозе "талибанизации" страны говорится давно. Я помню, что впервые об этом высказался покойный генерал Лебедь, в бытность его секретарём российского совбеза. Под впечатлением его предположений некоторые российские газеты опубликовали карты региона, в которых стрелы из Афганистана указывали будущие рейды "братьев по вере" на Самарканд и Бухару. И далее - на Бишкек и Алматы...
- Сегодня мы можем с лёгкой иронией относиться к подобным предположениям. Поскольку этим планам не было дано осуществиться. Ну а в будущем? Если талибы захватят власть в стране или даже только в её пуштунской части, этот факт, безусловно, радикально изменит ситуацию в Центральной Азии. Сценарии могут быть самыми разными. Но очевидно, что для региона "талибанизация" Афганистана - один из рисков. Хотя прямая интервенция талибов в сопредельные страны - Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан - представляется мне маловероятной.
От Каспия до Канта
- На западе региона расположено уникальное озеро-море - Каспий. Пять прибрежных стран никак не могут договориться об определении его статуса. Не создаёт ли это ещё одной угрозы - вдобавок ко всем существующим?
- Угрозы - вряд ли. Скорее, это правовое неудобство. Поскольку дальнейшая политика прикаспийских государств напрямую связана с этим вопросом. Да, временный выход найден - для Северного Каспия. Россия и Казахстан заключили соглашение о разделе дна моря и совместной разработке нефтяных месторождений. Этот шаг не вызвал острой критики в других прикаспийских странах. Более того, Азербайджан в 2003 году подписал трёхстороннее соглашение с Казахстаном и Россией. По аналогии азербайджанцы хотели бы действовать и с туркменами, чтобы перебросить Транскаспийский газопровод с восточного берега на западный. Но споры вокруг нескольких месторождений пока тормозят этот проект. Если же говорить в более широком смысле...
Три саммита лидеров прикаспийских государств, многочисленные и многочасовые встречи специалистов на более низком уровне пока ни к чему не привели. Определённый прогресс есть, но окончательное решение, очевидно, будет принято нескоро. Позиция Ирана неизменна. Он считает, что можно пролонгировать старые ирано-советские договора, по которым за Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном останется морская акватория, которой владел СССР. В противном случае он претендует на пятую часть моря со всеми вытекающими последствиями - в смысле свободного мореходства, добычи осетровых и углеводородов. Тем не менее, переговорный процесс продолжается. Никто не собирается "хлопнуть дверью". И это на сегодняшний момент самое главное.
- Давайте перенесёмся с запада на юго-восток региона. Кыргызстан остаётся одной из самых неспокойных и непредсказуемых стран. Что думают по этому поводу в России? сохранит ли Россия авиабазу в Канте? В кыргызских газетах постоянно пишут о том, что руководители страны недовольны "несправедливой ценой" за аренду...
- Двадцать лет для кыргызов были весьма драматичны. Две "цветных революции" на маленькую страну. Два президента, расставшихся со своей должностью не по доброй воле. Жертвы среди мирных жителей. Экономическая депрессия, массовый отток населения - такое забудется нескоро. И Россия, поверьте, делает всё, чтобы помочь народу, попавшему в беду. Как и Казахстан, впрочем. Что касается базы. Дело в том, на внешней политике страны подчас отражаются внутренние противоречия. Этим можно объяснить некоторые популистские заявления - даже на высшем уровне.
Тем не менее, руководители страны, её президент и парламент медленно, но верно нащупывают выход из кризиса. Они сохраняют контакты с российскими политиками, не отказываются от переговоров по поводу базы. Все понимают, что это дополнительные рабочие места и фактор стабильности в Центральной Азии. Ну а цена за аренду? В политике как на восточном базаре. Торг всегда уместен. Хотя и здесь должны существовать какие-то рамки...
Миграция: нужен учёт и контроль
- Существуют разные точки зрения на трудовую миграцию в Россию из трёх центральноазиатских стран. Я имею в виду Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В центрально-азиатских странах считают, что это дополнительный рычаг давления на своих соседей со стороны России. При этом вспоминают российских летчиков, осуждённых в таджикистане и высылку нескольких сотен таджиков из России.
- Вопрос объёмный. В России он вызывает ожесточённые споры. В одной из предвыборных статей Владимира Путина о нём говорилось довольно подробно. А недавно глава государства подписал концепцию по миграционной политике. Подчеркну: трудовая миграция для России - это её добрая воля и ответственность перед народами, которые раньше жили вместе с нами в единой стране - СССР.
Я скептически отношусь к предположениям о том, что, принимая людей, предоставляя им работу, Россия собирается "давить" на центральноазиатские страны. Нелегалов, нарушающих российское законодательство, высылали до случая с лётчиками, высылали и после.
Просто на это никто не обращал внимания. Для России трудовая миграция из Центральной Азии - немалый риск. В начале 90-х эту проблему порядком подзапустили. И нынешнее руководство страны пытается её решить. Хотя "клубок" слишком запутан. Это и появление этнически однородных посёлков и микрорайонов, и демонстративное нежелание мигрантов уважать традиции и обычаи местного населения. Это средства на обучение и лечение приезжих, которые не заложены в бюджеты областей и городов. Да и многое другое.
Что касается инициативы нашего Министерства труда. Мне трудно представить, как её можно осуществить на практике. Для того, чтобы кыргызу, таджику и узбеку поехать в Россию, виза не нужна. Поэтому многие едут в Россию в надежде на лучшую жизнь. Часто попадаются в сети недобросовестных работодателей. Часто сами совершают противоправные поступки. Сейчас в российском обществе, трудовая миграция, как я уже отметил, один из наиболее обсуждаемых вопросов. То, что он нуждается в регулировании - это очевидный факт.
Беседовал Александр ЕВМИНОВ
Российская Федерация
ИЗ ДОСЬЕ "ВМ"
Сергей Сергеевич ЖИЛЬЦОВ
Родился в Москве 9 мая 1971 года. В 2004 году защитил докторскую диссертацию в российском университете дружбы народов (РУДН), посвящённую исследованию проблем Каспийского моря и прикаспийского региона. В настоящее время руководитель центра СНГ Дипломатической академии МИДа России. Автор многочисленных монографий, совместных трудов и публикаций в российских и зарубежных изданиях по проблемам развития постсоветского пространства.
http://www.gazeta-vesmir.info/
17.07.2012