Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
21 июня 2023
1020

Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики в новых геополитических условиях в 2022–2023 гг

DOI: 10.48137/2074–2975_2023_3_44 1

Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики в новых геополитических условиях в 2022–2023 гг.

Ольга ПОДБЕРЕЗКИНА Сергей САЗОНОВ

На ситуацию в российско-китайской торговле в 2022 г. наиболее заметное влияние оказали такие факторы, как различные ограничения, обусловленные борьбой с пандемией COVID-19, и ценовые колебания на мировых товарных и сырьевых рынках, в том числе на энергоносители. Кроме того, китайские власти продолжали бороться с кризисными явлениями в своей энергетике, вызвавшими особенно значительные перебои в энергоснабжении в большинстве регионов страны в сентябре-октябре 2021 г. Центральное и местные правительства в рамках мер по стабилизации ситуации нарастили объёмы импорта угля. Так, в первом полугодии 2022 г. поставки в КНР российской угольной продукции всех марок выросли в стоимостном выражении на 87,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 2,375 млрд долл. до 4, 45 млрд [1]. По итогам 2022 г. Россия нарастила экспорт продукции АПК в Китай на 44% в стоимостном выражении. Физический объём поставок вырос на 36% [2].

Ключевые слова: транспортные коридоры России, «Один пояс – один путь», логистика, коридор ЕС – Китай, ЕАЭС. 

Благодаря такой динамике КНР вернула позицию крупнейшего покупателя российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, утерянную в 2021 г., и остаётся лидирующим импортёром российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна, а также вышла на 1-е место среди покупателей российского мёда и льняного масла (поставки продукции АПК выросли до 7 млрд долл.). Одним из драйверов роста динамики стал проект «Агроэкспресс» и «Евразийский агроэкспресс» * – проект стран ЕАЭС, который ставит целью наращивание поставок сельхозпродукции в КНР в объёме до 500 тыс. т в среднесрочной перспективе и до 1 млн т/год к 2030–2035 гг. В западном направлении объём железнодорожных грузоперевозок в силу большой взаимозависимости экономик стран ЕС и КНР попрежнему демонстрировал рост, что определяется безальтернативностью места России как основного и практически единственного континентального маршрута железнодорожных перевозок Китай – Европа – Китай. В восточном направлении в связи с напряжённой работой российских морских портов Китай стал оказывать существенную помощь России, значительно увеличив объёмы транзита через дальневосточные пункты пропуска и постепенно

Соглашение о сотрудничестве в рамках реализации совместного проекта государств – членов ЕАЭС «Евразийский агроэкспресс», поддержанного в феврале 2022 г. премьерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, подписано 6 сентября 2022 г. между дирекцией проекта АНО «Евразийская Агрологистика» и Российской торговой компанией. интегрируя российские транспортные сети в сухопутно-морской транзитный коридор через Западный Китай в страны Юго-Восточной Азии. Динамично развивалось сотрудничество двух стран и в транспортировке углеводородов, причём уже Россия оказывала помощь КНР, создавая новые маршруты перевозок нефти и газа, а также предоставляя значительные скидки при импорте Китаем углеводородов. Весной 2022 г. грузовые поезда, следующие по южной линии железнодорожного маршрута Китай – Европа, которая проходит через территорию Украины, были перенаправлены на инфраструктуру ОАО «РЖД» и далее через белорусскопольский КПП Брест – Малашевичи следовали в страны Европы. Китайские специалисты отмечают, что в последние годы на транзит через территорию Украины приходилось порядка 2–3% объёма железнодорожных перевозок по маршруту Китай – Европа [3]. В 2022 г. по железнодорожному маршруту Китай – Европа проследовало 16 тыс. грузовых составов (из них 1165 поездов через КПП Алашанькоу – Достык на границе с Казахстаном, что стало на 16,5% больше, чем в 2021 г.) [4], которые перевезли 1,6 млн контейнеров, что по сравнению с 2021 г. больше на 10% [5]. 

В конце 2022 г. маршрут Китай – Европа соединял 108 китайских города с 208 городами 25 европейских стран [6], по нему перевозилось более 50 тыс. видов товаров, включая ИТ-продукцию, автомобили и запчасти, химикаты, механические и электронные товары. Логистическая распределительная сеть охватывала весь Евразийский континент, а доля перевозки грузов железнодорожным транспортом в общем объёме внешней торговли между Китаем и Европой за последние пять лет * увеличилась с 1,5 до 8% в 2022 г. [7]. Следует отметить не только количественное увеличение транзитных поездов по маршруту Китай – Европа, но и интенсификацию их движения. 20 августа 2022 г. из Сианя (провинция Шэньси) в Гамбург по евразийскому маршруту отправился 10-тысячный грузовой состав, на 10 дней превзойдя аналогичный общий количественный показатель 2021 г. [8]. Согласно заявлению представителя Главного таможенного управления КНР Чжао Цзэнляня, в 2022 г. общее время, необходимое для таможенного оформления импортных и экспортных то наши европейские клиенты будут возвращаться. 

В период 2017–2022 гг. общее количество рейсов грузовых поездов по маршруту Китай – Европа превысило 65 тыс., а общее количество перевезённых контейнеров составил 6,04 млн ед. ** Как свидетельствует российская практика, основные ограничения, которые вводились Китаем с 2020 г., касались карантинных мер, связанных с эпидемией COVID-19, и по этой же причине ограничивалась и работа пограничных пропускных пунктов. *** ОТЛК ЕРА – один из крупнейших операторов железнодорожных контейнерных сервисов, который представляет собой совместное предприятие железных дорог Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации. варов, составило 32,02 час. и 1,03 час. соответственно**, что на 67,1% и 91,6% меньше, чем в 2017 г. [9]. Объём транзитных перевозок из Китая, использующих инфраструктуру ОАО «РЖД», в 2022 г. превысил 1,25 млн контейнеров. По словам генерального директора логистической компании ОТЛК ЕРА*** А. Грома, «если говорить о маршруте Китай – Европа – Китай, то по итогам 2022 г. наша доля в транзитных перевозках была около 95%, причём это касалось всех транзитных маршрутов между Китаем и Европой по российской инфраструктуре, – это перевозки через Забайкальск, Наушки, порты РФ, через Казахстан» [10]. По данным таможенного управления г. Маньчжоули, в 2022 г. через важнейший российско-китайский железнодорожный КПП Маньчжоули – Забайкальск проследовало 4818 грузовых поездов Китай – Европа (на 37,6% больше, чем в 2021 г.), которые перевезли 382 058 контейнеров на общую сумму 48,66 млрд юаней  (около 7 млрд долл.) – рост по сравнению с 2021 г. на 38,6% [11]. Если учитывать количество поездов, проследовавших через соседний китайско-российский железнодорожный КПП Суйфэньхэ – Гродеково (провинция Хэйлунцзян – Приморский край), то общее количество составов, проследовавших из КНР в страны Европы через эти два КПП, превысило 5 тыс. ед. [12]. В конце 2022 г. через эти КПП проходило 22 маршрута грузовых поездов Китай – Европа, которые связывали 60 городов Китая с 28 городами в 13 европейских странах, причём на долю этих КПП пришлось около 30% общего объёма перевозки контейнеров грузовыми поездами Китай – Европа [13]. С 1 сентября 2022 г. железнодорожный пограничный переход Махалино – Хуньчунь (Приморский край – провинция Цзилинь)* был переведён на круглосуточный режим работы, и по итогам 2022 г. через КПП прошло 4,5 млн т внешнеторговых грузов общей стоимостью 14 млрд юаней (2,03 млрд долл.) [14]. В 2022 г. в рамках маршрутов международных железнодорожных грузоперевозок Китай – Европа начали курсировать контейнерные поезда по маршруту Хуньчунь – Москва. 15 ноября 2022 г. по трансграничному мосту Нижнеленинское –  Пункт пропуска КПП Махалино – Хуньчунь связан с уникальным незамерзающим портом Зарубино, имеющим удачное расположение в бухте Троица, круглогодичный судозаход и возможности для развития и практически полностью незагруженные мощности. Тунцзян (Еврейская автономная область – провинция Хэйлунцзян) в рамках тестового прогона проехал локомотив, ознаменовавший открытие российско-китайского железнодорожного сообщения через р. Амур (Хэйлунцзян). Первый в истории железнодорожный мостовой переход через Амур протяжённостью 2209 м (российская часть – 309 м) является одним из крупнейших трансграничных проектов для России и Китая и значимым инфраструктурным проектом, который позволит обеспечить надёжный и предсказуемый график движения грузов, сырья и энергоресурсов, а также в 1,5 раза увеличить пропускную способность железнодорожных маршрутов между Россией и Китаем [15]. К концу 2023 г. рядом с мостом будет построен транспортно-логистический центр «Гарант» и создан перевалочный железнодорожный комплекс для нефтеналивных грузов, который предназначен для обслуживания составов, перевозящих СПГ, нефть, нефтепродукты и продукты нефтехимии. Сцелью укрепления уровня экономической и торговой интеграции между Китаем и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а также развития таможенного сотрудничества 4 февраля 2022 г. Россия и Китай подписали Соглашение о взаимном признании уполномоченных экономических операторов (УЭО), в соответствии с которым товары, напрямую импортируемые и экспортируемые предприятиями УЭО из любой из двух стран, имеют право на упрощённые таможенные процедуры; такой формат таможенного сотрудничества придаст дополнительный импульс углублению торговоэкономических связей двух стран [16]. По словам китайских экспертов, Китай и Россия, стремящиеся к расширению потенциала сотрудничества, развивают сотрудничество во всей производственной цепочке, включая транспорт. Во внешнеторговых перевозках России в настоящее время лидирующие позиции по объёму грузоперевозок занимает маршрут Китай – Россия, на котором около 75% от общего объёма грузоперевозок приходится на контейнерные грузы. Для дальнейшего наращивания объёмов перевозки в двустороннем сообщении в конце 2022 г. глава ОАО «РЖД» О. Белозёров обозначил следующие основные задачи: 1. Повышение скорости транзитных поездов, контейнеризация, формирование опорной сети терминальной инфраструктуры, внедрение сдвоенных контейнерных  В марте 2023 г. президент Казахстана К. Токаев и президент России В. Путин обсудили по телефону вопросы расширения транзитно-транспортных маршрутов и торговоэкономических связей. ** В начале 2023 г. руководство ОАО «РЖД» стало рассматривать возможность загрузки погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян, изначально создававшегося под перевозку только угля и руды, контейнеров и лесных грузов. поездов и повышение коэффициента загрузки. Важно наращивать гружёный экспорт из России через стыки Казахстана с Китаем взамен порожних перевозок* , которые наблюдаются на маршруте Китай – Европа, причём имеется значительная российская грузовая база по экспорту в Казахстан и транзиту в КНР. В конце 2022 г. правительство России продлило нулевую пошлину на закупку контейнеров на весь 2023 г. Пошлина на закупку контейнеров была обнулена в 2022 г. для ликвидации дефицита контейнеров, возникшего с выводом международными морскими линиями своего контейнерного парка из России. 2. Повышение эффективности действующих пограничных переходов. Например, увеличение регулярных контейнерных перевозок на новом погранпереходе Нижнеленинское – Тунцзян позволит разгрузить крупнейший КПП Забайкальск – Маньчжоули**. 3. Создание новых пунктов пропуска и трансграничных инфраструктурных объектов. Например, в Сковородинском районе Амурской области планируется построить через Амур железнодорожный мост Джалинда (Россия) – Мохэ (Китай). 4. Развитие цифрового обеспечения перевозочного процесса – в 2023 г.

ОАО «РЖД» планирует полный переход на электронную транзитную накладную и электронную товаросопроводительную документацию. Вследствие того что в 2022 г. объём импортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке России как минимум превосходил на 30% объём экспортных, то руководство ОАО «РЖД» планирует увеличить ежедневный импортный контейнеропоток из российских дальневосточных портов с 4,5 тыс. ед. в 2022 г. до 6,5 тыс. ед. в 2023 г. В начале 2023 г. ОАО «РЖД» также отмечает резкий рост контейнерных перевозок в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока (только на погранпереход Забайкальск – Маньчжоули направляется в семь раз больше контейнерных грузов, чем может передать ОАО «РЖД») * . По заявлению заместителя гендиректора ОАО «РЖД» А. Шило, «на погранпереход Забайкальск можно передавать примерно 240 контейнерных поездов в месяц, а общий объём заявок на этот стык превышает 1,6 тыс. ед. По китайским пунктам пропуска спрос в разы превышает те параметры, которые согласованы китайской стороной». Российские грузоперевозчики считают, что для увеличения грузопотока нужно задействовать новые погранпереходы, увеличивать подвоз платформ на восток и наращивать вес контейнерного поезда. После нескольких раундов обсуждений с железнодорожными операторами и поставщиками услуг в странах, расположенных вдоль евразийского железнодорожного маршрута, включая Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию, в октябре 2022 г. было достигнуто соглашение о введении твёрдого графика (full-time schedule) движения грузовых поездов по всему маршруту Китай – Европа, и 26 октября 2022 г. из Чунцина в Дуйсбург китайской транспортнологистической компанией China Railway Container Transport Corp был отправлен первый грузовой поезд с твёрдым графиком движения по всему маршруту, который через 11 дней прибыл в Германию [6]. Магистраль берёт начало в Чунцине, проходит через Синцзянь-Уйгурский автономный район, города: Сиань, Ланьчжоу, Урумчи, казахский горный хребет Алатау, дорога захватывает часть Транссиба, идёт через Белоруссию и Польшу, заканчиваясь в Дуйсбурге (ФРГ). С апреля 2022 г. китайские перевозчики China Railway Shenyang Group Co Ltd и China Railway Container Transport Corp начали отгрузку китайских автомобилей из г. Даляня (провинция Ляонин) на железнодорожный терминал логистического центра «Береласт» в России. Автомобили были впервые отправлены судном из порта Нинбо-Чжоушань (провинция Чжэцзян) в Далянь, причём время транспортировки автомобилей до железнодорожного ТЛЦ «Электроугли», расположенного примерно в 70 км от Москвы, заняла 20 дней, что по- * В начале 2023 г. значительно возрос объём грузовых железнодорожных перевозок через КПП Маньчжоули – Забайкальск, который к 15 марта 2023 г. обработал 924 грузовых поезда Китай – Европа, в которых было перевезено 97 828 двадцатифутовых контейнеров, что стало на 8,2% и 19,8% больше соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. 3/2023 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ–OBSERVER 49 П олитология . зволило сэкономить от 15 до 20 дней по сравнению с морской доставкой* . По мнению специалистов компании China-Europe Railway Express, «введение в 2023 г. твёрдого графика движения на евразийском маршруте сократит время в пути до 10 дней и повысит конкурентоспособность грузовых поездов Китай – Европа» [17]. Железнодорожный транспорт КНР предпринимает меры по укреплению цепочек поставок. По сообщению ведущего национального пассажирского и грузового перевозчика Китая компании China State Railway Group Company, в начале 2023 г. были сняты ограничения на перевозку электромобилей по железной дороге, что обеспечит рост объёмов международных перевозок «зелёных» автомобилей в Россию и страны Европы поездами китайской железнодорожной компании China-Europe Railway Express. По мнению китайских экспертов, эта мера в немалой степени будет способствовать тому, что в 2023 г. доля продаж новых китайских автомобилей в России в общем объёме может достигнуть 60% [18]. В начале 2023 г. восточный полигон Транссибирской магистрали стал самым загруженным направлением для российских экспортных грузов. Всего на морской фрахт приходится 80% мировой торговли в физических объёмах и 70% – в стоимостных, при этом на 30 крупнейших портов приходится 50% оборота, на 100 – 75%. Обычно контейнеровоз может перевозить более 20 тыс. стандартных контейнеров, а чтобы перевезти такое количество товаров, грузовому поезду требуется совершить более 40 поездок. За первые два месяца 2023 г. из общего объёма внешнеторговых поставок в 37,8 млн т экспортные по этому маршруту выросли до 29,2 млн т, причём объём перевозок в КНР увеличился до 26,9 млн т [19]. Для разгрузки Транссиба предполагается увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей БАМа и Транссиба до 210 млн т. Они обслуживают не только крупнейшие грузообразующие комплексы на территории ДФО, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и КНДР. В конце 2022 г. был открыт новый маршрут мультимодальных перевозок грузов из Китая и стран АСЕАН в центральную часть России. Контейнеровоз с автомобильными запчастями вышел из китайского порта Циндао и прибыл во Владивосток через четыре дня, откуда контейнеры по Транссибирской магистрали были отправлены в Москву. Согласно утверждению китайских экспертов в области логистики, интермодальные перевозки (море-суша) и портов восточного побережья КНР обеспечивают увеличение пропускной способности маршрута в 3 раза, а время транспортировки сокращается вдвое по сравнению с традиционной перевозкой грузов морским транспортом [20]. Рост перевозок грузовыми поездами Китай – Европа также способствовал развитию мультимодальных перевозок и увеличил объём инвестиций китайских компаний в России. Так, в 2017 г. Liaoning Port Group и ОАО «РЖД» совместно построили Российский транспортно-логистический центр, который является первым крупным проектом сотрудничества в области логистической инфраструктуры между двумя странами. Предприятие позволяет разместить около 750 тыс. контейнеров и удовлетворить треть потребностей в транзитных контейнерных перевозках в Москве. В 2022 г. все поезда были оснащены локомотивами, которые могли развивать скорость 120 км/ч и перевозить в среднем по 50 контейнеров. С целью повышения эффективности транзитных перевозок в 2022 г. таможенное управление Урумчи, используя электронный документооборот, сократило время обработки поездов на погранпереходах СУАР с 3,5 ч до получаса. Открытие новых регулярных железнодорожных сервисов благоприятно влияет на развитие российских и китайских транспортно-логистических центров (ТЛЦ). В 2022 г. были открыты новые маршруты в России через КПП Забайкальск – Маньчжоули: Хунчунь – Цель создания транспортно-логистического комплекса «Белый Раст» – обеспечение обработки грузовых потоков между Китаем, странами ЮВА, Евросоюзом и Россией. Товары и грузы, производимые в странах ЮВА, после прибытия в порт Инкоу, транспортируются через КПП Маньчжоули – Забайкальск в ТЛЦ, откуда поступают в города Центральной России и страны Европы. Протяжённость маршрута из китайского порта Инкоу составляет 9,7 тыс. км, и поездам требуется в общей сложности 14 дней, чтобы добраться от Инкоу до ТЛЦ «Белый Раст», что более чем на 20 дней меньше, чем морским маршрутом. ТЛЦ «Белый Раст»*, Сучжоу – ТЛЦ «Электроугли» (Московская область), Ганьчжоу – ТЛЦ «Электроугли» и Сиань – ТЛЦ «Ворсино» (Калужская область), Сиань – Селятино (Московская область) [21]. Согласно сообщению China Railway Express (Shenyang) Hub Construction and Operation Co., 4 марта 2023 г. новый центр консолидации грузов для поездов Китай – Европа был введён в эксплуатацию в Шэньяне (административном центре провинции Ляонин на северо-востоке Китая), и первый поезд с 55 контейнерами был отправлен с логистического терминала Пухэ (Puhe Logistics Base) в Шэньяне через пограничный переход Забайкальск – Маньчжоули на ТЛЦ «Безымянка» Куйбышевской железной дороги в Самаре, находящийся под управлением «РЖД Бизнес Актив», для дальнейшей транспортировки грузов по всей России. В Шэньян грузы будут доставляться автомобильным и железнодорожным транспортом из китайских портов Нинбо-Чжоушань, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Циндао, Далянь и Инкоу. Грузовой хаб с ежегодной пропускной способностью 1 тыс. грузовых поездов Китай – Европа занимает общую площадь 92 тыс. кв. м, что даёт возможность осуществлять хранение 3 тыс. контейнеров. Создание этого центра позволяет заложить прочную основу для создания мультимодального международного логистического узла для железнодорожных перевозок в Россию. Для оптимизации использования инфраструктуры, сокращения порожнего пробега платформ и контейнеров российский контейнерный оператор компания «РЖД Бизнес Актив»* совместно с дочерней компанией FELB в Китае прорабатывают загрузку сервиса в обратном (экспортном) направлении. В компании отмечают, что открытие дополнительного постоянного маршрута для сухопутной доставки грузов из Китая в Россию позволит разгрузить порты Дальнего Востока, через которые сегодня идёт основной поток грузов [22]. Знаковым событием 2023 г. в транспортном сообщении двух стран стал первый грузовой поезд Москва – Пекин. 16 марта 2023 г. грузовой поезд с 55 контейнерами, заполненными автозапчастями, строительными материалами и бытовой техникой, отправился с железнодорожного вокзала Мафан (Mafang Railway Station) в пекинском районе Пингу (Pinggu district) и стал первым грузовым поездом, который через КПП Маньчжоули – Забайкальск соединил Пекин и Москву, причём маршрут протяжённостью 9 тыс. км занял 18 дней [23]. С целью увеличения объёмов транзитных перевозок в рамках инициативы «Пояс и Путь» национальный железнодорожный оператор China State Railway Group рассматривает возможность усиления роли четырёх крупнейших логистических узлов маршрута Китай – Европа (железнодорожных станций Мафан –  Экспортные перевозки выросли на 67%; в основном отправки проходили через КПП Забайкальск – Маньчжоули. Более 42% объёма экспортных перевозок «РЖД Бизнес Актив» занимают сервисы для крупных промышленных холдингов целлюлозно-бумажной, нефтехимической, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности. Mafang Railway Station в Пекине, Синган – Xingang Railway Station в Тяньцзине, Синьганьбэй – Xingangbei Railway Station и Гаои – Gaoyi Railway Station в Шицзячжуане) в развитии инфраструктурной интеграции региона Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй и европейской части России [24]. 20 марта 2023 г. был открыт новый прямой маршрут грузовых поездов из Центрального Китая в Россию: состав со 110 экскаваторами общей стоимостью 60 млн юаней (8,7 млн долл.) вышел из г. Аньян (провинция Хэнань) и через 18 дней прибыл в Москву. Между Россией и Китаем возобновилось автомобильное сообщение. В конце декабря 2022 г. после трёхлетнего перерыва была возобновлена работа российскокитайской понтонной переправы Амурзет – Миншань (Лобэй) (ЕАО – провинция Хэйлунцзян), работающая в период ледостава зимой 2022/2023 г. [15]. Также в конце декабря 2022 г. китайские таможенники погранперехода Суйфэньхэ – Гродеково (провинция Хэйлунцзян – Приморский край) объявили о полном возобновлении трансграничных автомобильных грузовых перевозок при одновременном снятии ограничений, связанных с эпидемией, а основные изменения включали снижение стоимости перемещения груза через КПП и сокращение процедуры подачи заявки. Теперь необходимость в перегрузке товаров отпала, а процедура одобрения пересечения КПП сократилась до одного дня [25]. В начале 2023 г. были открыты крупные автомобильные КПП на китайско-российской границе. 3 января 2023 г. был открыт КПП Хэйхэ – Благовещенск, 8 января 2023 г. после трёх лет приостановки для пассажиров были вновь открыты КПП Суйфэньхэ – Гродеково, Маньчжоули (автономный район Внутренней Монголии – АРВМ) – Забайкальск (Забайкальский край), который был закрыт с апреля 2020 г. из-за вспышек пандемии COVID-19, в феврале 2023 г. был возобновлён пропуск пассажиров через КПП Дуннин (провинция Хэйлунцзян) – Полтавка (Приморский край). В июне 2022 г. в тестовом режиме был открыт трансграничный автомобильный мост Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян) – Благовещенск (Амурская область) длиной 1284 м и шириной 14,5 м, который является ключевой частью проекта автомагистрали протяжённостью 19,9 км, соединяющей скоростную автомагистраль Цзилинь – Хэйлунцзян и шоссе в Благовещенске, а с 10 февраля 2023 г. был разрешён расширенный ввоз товаров на территорию России. С 3 января 2023 г. российский пункт пропуска Кани-Курган, обслуживающий мост Благовещенск – Хэйхэ, перешёл на круглосуточный режим работы. В ответ на высокий рыночный спрос на евразийские транзитные грузовые перевозки 20 февраля 2023 г. из бондовой зоны Синьчжэн г. Чжэнчжоу (провинция Хэнань) в Москву через КПП Маньчжоули – Забайкальск был открыт первый транспортный международный автомобильный маршрут МДМ (Международные дорожные перевозки – Transport Internationaux Routier/TIR) протяжённостью 9,8 тыс. км, который стал дополнением к грузовому железнодорожному маршруту Китай – Европа, уже работающему на полную мощность в условиях роста транзитных грузовых потоков. Перевозка в опломбированных таможней кузовах или контейнерах с упрощением таможенных процедур позволяет снизить стоимость и сократить время транспортировки примерно на 30%. Теперь, чтобы добраться до Москвы и Европы, грузовику требуется около восьми дней и 12 дней соответственно по сравнению примерно с 11 и 16 днями для аналогичного железнодорожного маршрута [27]. Таким образом, можно сделать вывод, что российско-китайские транспортно-логистические переходы не только возобновили работу после пандемии, но и значительно расширились. В условиях санкций Евросоюза против России российско-китайское транспортно-логистическое сотрудничество получило новый импульс к развитию, что соответствует Концепции внешней политики Российской Федерации и Посланию Федеральному Собранию Президента России В.В. Путина 22 февраля 2023 г.. Россия успешно расширяет перспективные внешнеэкономические связи, а также выстраивает новые логистические коридоры. В дальнейшем сопряжение российских транспортных маршрутов с китайской транспортной системой и проектом «Один пояс – один путь» существенно расширит и российские экономические связи с рынками стран Юго-Восточной Азии [28].

Библиография • References Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая по итогам первого полугодия 2022 г. /

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован