15 сентября 2009
1819

Рост при спаде

Бизнес-школ стало меньше, а количество слушателей растет

Выставка "Экономическое и бизнес-образование", прошедшая на прошлой неделе в Москве, собрала крупнейших игроков рынка и лишний раз продемонстрировала тенденцию: сегодня людей интересуют практикоориентированные программы, обучение которым быстро принесет плоды и реально поможет в ведении дел. Живой интерес посетителей выставки вызвали мастер-классы профессоров ведущих отечественных бизнес-школ, полезной была и дискуссия, затеянная "Российской ассоциацией бизнес-образования" (РАБО) в рамках "круглого стола" "Реакция бизнес-школ на кризис".

Кризис, по оценкам Begin Group, сократил рынок бизнес-образования в России в среднем на 30-40%. Произошло это за счет уменьшения значения бизнес-образования для карьеры. По словам президента РАБО Леонида Евенко, выпускники МВА также попадали под сокращение, как и их "неостепененные" коллеги. Сказалось и то, что в школах преобладали корпоративные программы обучения, а за последний год многие компании сократили расходы на образование своих сотрудников.

- Сегодня ставка на корпоративное обучение не работает, удар нанесли те, кто не смог больше учиться из-за отсутствия средств и ушел, - говорит Евенко. - Стало очевидно: школам надо менять бизнес-модель. 5 лет действовала модель интенсивного роста, напрямую зависящего от набора и дохода. Сегодня от школ требуются гибкость и адаптивность, изменения в ценовой политике. Но снижения цен нельзя допустить, иначе школа уйдет в другую ценовую категорию, а это неправильно. Зарубежные уменьшают стоимость обучения за счет сокращения продолжительности обучения с 18 до 15 месяцев. Российские же "дробят" программы на отдельные модули, но сокращение невозможно из-за необходимости выполнять государственные требования.

Как выяснила "РБГ", сегодня наблюдается довольно существенный разброс цен: от 300 тысяч рублей у школ-новичков, до 700 - у элитных и известных. Есть и того больше: почти миллион за индивидуальное обучение. Руководство школ осознает, тот, кто сегодня приходит на программу МВА, более мотивирован на обучение, его выбор стал более сознательным. Большей популярностью у слушателей 2008-2009 гг. вызывают программы дневной формы обучения (full-time), ими заполняют случившийся перерыв в карьере.

По данным Begin Group, около 30% московских бизнес-школ предоставляют скидки в случае полной или ранней оплаты всего курса (5-10% от стоимости обучения) и фиксируют цену в рублях.

В целом же, по оценкам экспертов, количество программ в бизнес-школах сократилось в среднем на 40-50%. Порядка 10 бизнес-школ прекратили существование либо отказались от набора студентов в этом году.

Сегодня максимальный всплеск интереса к бизнес-школам наблюдается в США, где наличие степени МВА - обязательное требование при переходе на ряд позиций в корпоративной иерархии. В то же время в США и Великобритании (основные страны, куда едут учиться, а зачастую найти работу и остаться) приостановлена часть программ, что связано с усложнением в оформлении учебных виз.

По словам научного руководителя программы Executive MBA LWB Государственного университета управления (ГУУ) Владимира Морыженкова, сегодня школам не обойтись без нового решения, поскольку настало время учить не методикам и дисциплинам, а умению директорствовать.

- Когда корпоративные клиенты сплошь и рядом отказываются от обучения, можно пойти в малый бизнес, - считает первый проректор института экономики и финансов "Синергия" Светлана Жильцова. - Эти программы профпереподготовки не такие дорогие, клиенты платят сами и приобретают навыки управления компаниями в кризисных условиях, стратегии деловых переговоров в конкурентной среде и многому другому. Среди преподавателей, как правило, практикующие выпускники программ МВА.

К слову, совет по приему на программы последипломных программ в области управления (Graduate Management Admission Council - GMAC) оценил перспективы трудоустройства почти 6000 выпускников МВА школ этого года из 129 бизнес-школ. Выяснилось, что половина уже устроились на работу. Выше показатель был только в 2001 году - 64%. Если сравнивать показатели изменений числа абитуриентов на программы МВА в Европе и странах СНГ за последние пять лет, то становится понятно, что для России рост числа заявок на зарубежные программы МВА составил 24% и является одним из высоких в Европе.

Лариса Каллиома

15.09.2009

www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован