Впервые за всю историю развития страхового рынка в России розничное страхование превысило объемы корпоративного. С 2005 по 2007 гг. его объем вырос почти в 2 раза и по итогам прошлого года достиг 262,9 млрд рублей премии. При этом доля ритейла на страховом рынке увеличилась с 39,2 (в 2005 г.) до 54,9% (в 2007 г.).
Проблемы современного рынка страхования обсуждались сегодня на конференции "Розничное страхование сегодня: что выбирает потребитель?", организованной Национальным агентством финансовых исследований и рейтинговым агентством "Эксперт РА". По словам гендиректора НАФИ Ольги Кузиной, локомотивом страхования по результатам 2007 года выступает автокаско (57% всей розницы). Далее с большим отрывом следует страхование недвижимости (~5%) и страхование жизни (~4%). Именно эти виды страхования станут дальнейшими точками роста ритейла, считает эксперт.
Своему рождению российское розничное страхование фактически обязано введенному в 2003 году обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Именно это событие стало катализатором спроса физических лиц на страховые услуги, как обязательные, так и добровольные. В настоящее время лидерами российского рынка страховой розницы являются Росгосстрах (доля рынка 13,9%), РЕСО-Гарантия (7,3%), Ингосстрах (6,0%) и РОСНО (3,7%). Правда в последнее время специалисты отмечают снижение концентрации взносов на розничном рынке, что, по их мнению, говорит об ожесточении конкуренции и неминуемом росте убыточности на рынке. "В течение последних трех лет уровень выплат по розничному страховому рынку в целом, согласно нашим исследованиям, колебался в интервале 49,8-50,5%. По итогам 2007 года данный показатель составил 50,2%. В ближайшем будущем страховщикам неизбежно придется столкнуться с необходимостью проработки альтернативных каналов распространения страховых продуктов и путей повышения рентабельности бизнеса", - считает директор департамента рейтинговых финансовых институтов "Эксперта РА" Павел Самиев.
Среди других проблем, которые присутствуют в сфере розничного кредитования, эксперты особенно выделяют проблему демпинга - установление компанией либо излишне низких тарифов, либо высоких комиссионных агентам, "съедающих" прибыль и формирующих убыток фирмы в конкретном виде страхования. "То есть, по сути, демпинг представляет собой установление ценовой и партнерской политики компании на заведомо убыточных для себя условиях", - замечает Самиев.
По мнению специалистов, демпинг в розничном страховании России неискореним. Остается надеяться, что со временем число компаний, прибегающих к такого рода недобросовестной конкуренции, снизится. "Если два-три года назад демпинг применялся практически повсеместно, то в последнее время число демпингующих страховщиков значительно снизилось", - подчеркивают в "Эксперте РА".
Чаще всего страховые компании демпингуют в автокаско, ОСАГО и страховании жизни. По автокаско демпинг, в основном, осуществляется с помощью занижения тарифов, в ОСАГО с помощью завышения (с нарушением законодательства) комиссий страховым агентам. В накопительном страховании ситуация несколько иная. Дело в том, что страховые компании, которые сегодня занимаются накопительным страхованием жизни в России, вынуждены прибегать к демпингу, иначе им просто не удастся продать данный страховой продукт. Такие компании при планировании бюджета закладывают чистые убытки от деятельности на несколько лет вперед, рассчитывая в дальнейшем выйти на самоокупаемость за счет наращенного страхового портфеля.
Многие крупные федеральные страховщики, стремясь уйти от рисков, которые несет в себе демпинг, стараются из ценовой конкуренции перейти в область неценовой (качественной) конкуренции и специализации на рынке. Однако, пока предпринимаемых шагов явно недостаточно. По данным проводимых соцопросов, добровольный спрос на розничные продукты страхования продолжает оставаться невысоким. "Мы до сих пор не сместились в качественную конкуренцию, - констатирует директор департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев. - Страховщики по-прежнему конкурируют лишь в цене и в комиссионном вознаграждении, что говорит о том, что наш рынок не созрел до цивилизованной конкуренции".
Страховые компании рассчитывают, что частично изменить ситуацию поможет повышение "страховой культуры граждан". Помимо элементарной "страховой грамотности", она предполагает еще и способность страхователя верно оценить для себя необходимость и цели страхования.
Лариса Макеева
www.finam.ru
24.03.2008