24 марта 2008
1453

Розничное страхование в России не созрело до цивилизованной конкуренции

Впервые за всю историю развития страхового рынка в России розничное страхование превысило объемы корпоративного. С 2005 по 2007 гг. его объем вырос почти в 2 раза и по итогам прошлого года достиг 262,9 млрд рублей премии. При этом доля ритейла на страховом рынке увеличилась с 39,2 (в 2005 г.) до 54,9% (в 2007 г.).

Проблемы современного рынка страхования обсуждались сегодня на конференции "Розничное страхование сегодня: что выбирает потребитель?", организованной Национальным агентством финансовых исследований и рейтинговым агентством "Эксперт РА". По словам гендиректора НАФИ Ольги Кузиной, локомотивом страхования по результатам 2007 года выступает автокаско (57% всей розницы). Далее с большим отрывом следует страхование недвижимости (~5%) и страхование жизни (~4%). Именно эти виды страхования станут дальнейшими точками роста ритейла, считает эксперт.

Своему рождению российское розничное страхование фактически обязано введенному в 2003 году обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Именно это событие стало катализатором спроса физических лиц на страховые услуги, как обязательные, так и добровольные. В настоящее время лидерами российского рынка страховой розницы являются Росгосстрах (доля рынка 13,9%), РЕСО-Гарантия (7,3%), Ингосстрах (6,0%) и РОСНО (3,7%). Правда в последнее время специалисты отмечают снижение концентрации взносов на розничном рынке, что, по их мнению, говорит об ожесточении конкуренции и неминуемом росте убыточности на рынке. "В течение последних трех лет уровень выплат по розничному страховому рынку в целом, согласно нашим исследованиям, колебался в интервале 49,8-50,5%. По итогам 2007 года данный показатель составил 50,2%. В ближайшем будущем страховщикам неизбежно придется столкнуться с необходимостью проработки альтернативных каналов распространения страховых продуктов и путей повышения рентабельности бизнеса", - считает директор департамента рейтинговых финансовых институтов "Эксперта РА" Павел Самиев.

Среди других проблем, которые присутствуют в сфере розничного кредитования, эксперты особенно выделяют проблему демпинга - установление компанией либо излишне низких тарифов, либо высоких комиссионных агентам, "съедающих" прибыль и формирующих убыток фирмы в конкретном виде страхования. "То есть, по сути, демпинг представляет собой установление ценовой и партнерской политики компании на заведомо убыточных для себя условиях", - замечает Самиев.

По мнению специалистов, демпинг в розничном страховании России неискореним. Остается надеяться, что со временем число компаний, прибегающих к такого рода недобросовестной конкуренции, снизится. "Если два-три года назад демпинг применялся практически повсеместно, то в последнее время число демпингующих страховщиков значительно снизилось", - подчеркивают в "Эксперте РА".

Чаще всего страховые компании демпингуют в автокаско, ОСАГО и страховании жизни. По автокаско демпинг, в основном, осуществляется с помощью занижения тарифов, в ОСАГО с помощью завышения (с нарушением законодательства) комиссий страховым агентам. В накопительном страховании ситуация несколько иная. Дело в том, что страховые компании, которые сегодня занимаются накопительным страхованием жизни в России, вынуждены прибегать к демпингу, иначе им просто не удастся продать данный страховой продукт. Такие компании при планировании бюджета закладывают чистые убытки от деятельности на несколько лет вперед, рассчитывая в дальнейшем выйти на самоокупаемость за счет наращенного страхового портфеля.

Многие крупные федеральные страховщики, стремясь уйти от рисков, которые несет в себе демпинг, стараются из ценовой конкуренции перейти в область неценовой (качественной) конкуренции и специализации на рынке. Однако, пока предпринимаемых шагов явно недостаточно. По данным проводимых соцопросов, добровольный спрос на розничные продукты страхования продолжает оставаться невысоким. "Мы до сих пор не сместились в качественную конкуренцию, - констатирует директор департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев. - Страховщики по-прежнему конкурируют лишь в цене и в комиссионном вознаграждении, что говорит о том, что наш рынок не созрел до цивилизованной конкуренции".

Страховые компании рассчитывают, что частично изменить ситуацию поможет повышение "страховой культуры граждан". Помимо элементарной "страховой грамотности", она предполагает еще и способность страхователя верно оценить для себя необходимость и цели страхования.

Лариса Макеева

www.finam.ru

24.03.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован