Предлагаем вашему вниманию текст открытого письма, с которым обратились руководители судоремонтных предприятий области к губернатору Юрию Евдокимову.
Уважаемый Юрий Алексеевич!
Мы, руководители судоремонтных предприятий региона, вынуждены обратиться к вам за помощью и поддержкой.
Наше обращение вызвано сложной ситуацией, сложившейся на рынке судоремонта Мурманской области. На протяжении последних 10 лет ситуация с загрузкой судоремонтных предприятий постоянно ухудшается и в настоящее время стала критической. Так, в 1990 году объем судоремонтного производства Мурманской судоверфи составлял 13 200 тыс. сметных часов, в 1993 году - 6 663 тыс. сметных часов, а в 2001 году 3 102 тыс. сметных часов. Количество рабочих мест на Мурманской судоверфи за 10 лет с 7,8 тысяч человек уменьшилось почти в 7 раз. Аналогичная ситуация наблюдается и на других судоремонтных предприятиях Мурманска.
В то же время количество рыболовных судов, ведущих промысел в Северо-Западной Атлантике, уменьшилось незначительно. Практически, это те же суда, что и 10 лет назад, но уже на 10 лет старше, а значит потенциально объем судоремонтных работ должен был не уменьшиться, а увеличиться.
Но нет этих судов в Мурманском порту, они ушли в иностранные порты, и судоремонт переместился в Норвегию и другие страны. За 2001 год из 306 судов, принадлежащих мурманским рыбодобывающим предприятиям и находящихся в эксплуатации, 138 судов вообще не заходили в Мурманский порт, а разгружались и ремонтировались в портах Норвегии.
Только в 2000 году в восьми портах Норвегии отремонтировано российских судов на 15 млн. долларов США, При этом значительная часть этих ремонтных работ произведена российскими рабочими, но не по договорам, а контрабандно, за наличные деньги. Рабочие попадают в Норвегию по туристической визе и заграничному паспорту или временно, на период ремонта, включаются в состав экипажа. Мы знаем качество подобных ремонтов и убеждены в том, что через небольшой промежуток времени суда, прошедшие подобный ремонт, вообще не будут пригодны к эксплуатации.
Причины, почему судоремонт "уплыл" за рубеж, просты и понятны; здесь можно легко оперировать деньгами зачастую не со своего счета, а со счета зарубежного партнера, без таможенных оформлений и надлежащей отчетности купить запчасти, а ремонтные работы или вовсе не показать в российских документах, или показать крошечный минимум только "для отвода глаз". При этом мы не говорим уже о том, откуда на все это деньги появляются.
И не вернуть суда в Мурманский порт таможенными и налоговыми льготами и амнистиями по-прошлому; на сегодня у судовладельцев нет серьезных причин что-либо менять в своей практике. Поэтому и сидят рыбопереработчики без рыбы, порт без судов, а судоремонтники без работы. А должно быть не так. Должно быть, как во всем мире: количество полученных от государства ресурсов должно быть поставлено в прямую зависимость от объемов произведенной обработки в российском порту, а значит и от количества российского судоремонта.
А ведь через 3 - 4 предстоящих года флот, базирующийся на ту же самую Норвегию, устареет и будет списан на судоразделку. Сегодня актуальнейший вопрос - обновление флота. Но строительство новых судов - дорогостоящая задача и длительный процесс. По нашему мнению, необходимо выбрать из действующих судов те проекты, где возможно произвести модернизационные работы, которые качественно и в срок в состоянии выполнить наши предприятия. Модернизация значительно дешевле строительства, она даст живую отдачу судовладельцам и работу мурманским судоремонтникам. А это будет являться основой формирования бюджетных поступлений нашей области, что является задачей чрезвычайной важности.
Мы надеемся на Ваше понимание и поддержку, а со своей стороны готовы участвовать в реализации конкретных задач по поставленным проблемам.
МХА "Судореммаш" Шапорев С.А.
ОАО "Мурманская судоверфь-СДП" Храпов В.Е.
ОАО "СРЗ ММФ" Шогмн Г.И.
ЗАО "Севремавтоматика" Гончаров В.П.
ООО "Морской прибой" Мокерова И.В.
ООО "А.Л.Е.К." Нагибин Н.И.
ЗАО "Северин плюс" Шевалдин В.К.
ООО "Компания Север-Сателлит Макаров Ю.И.
ООО "Сторс" Богданов А. В.
ОАО "Севреммаш" Воронин Э.М.
ООО "Фирма Сервис" Винницкий А.П. ООО "Мурман МИС" Караулов С.П.
ООО "Робинзон Агапов П.С.
www.regnum.ru