27 сентября 2006
954

Русский язык как средство коммуникации между культурами ощущает удары с разных сторон

Как следствие - снижение интереса людей к филологической специальности.
Время у нас ныне такое: балом правит экономическая целесообразность. В просторечии - деньги и успех в жизни. Высшее образование люди стали рассматривать прежде всего как фактор трудоустройства и успешной карьеры. "Филологические факультеты, как и другие элементы системы высшего образования в России, оказались заложниками общего падения интереса граждан, во-первых, к науке, а во-вторых, к профессиональной реализации в рамках бюджетной сферы экономики, заведомо проигрывающей по уровню заработной платы сфере частного предпринимательства", - констатируют филологи-специалисты.
Как выходить из назревающей опасной ситуации - об этом происходил разговор квалифицированных филологов России на заседаниях президиума и пленума совета по филологии учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию, состоявшихся в Твери, в ТвГУ с 19 по 21 сентября 2006 г. Докладчиками были ученые-филологи из МГУ, Челябинского, Томского, Красноярского, Нижегородского, Башкирского государственных университетов, а участники большого разговора приехали и из других городов России. Вел пленум доцент Владимир Гудков из МГУ.
С краткой приветственной речью выступила заместитель губернатора Ольга Пищулина, коснувшись темы о заботе администрации о культуре вообще и о поддержке русского языка в частности. Ректор ТвГУ Алексей Кудинов интересно и подробно рассказал гостям, что представляет собой Тверской государственный университет сегодня как один из 30 классических университетов России, входящих наравне с другими в образовательное пространство Европы и мира. Он тоже согласился с тем, что у русского языка сегодня проблемы: "Мы не должны молчать, мы должны пробовать помочь ему устоять, иначе потеряем его".
Профессор МГУ Елена Ковтун охарактеризовала сложившееся в филологическом образовании положение как критическое, что предопределяет проведение серьезных реформ, включающих утверждение образовательного стандарта третьего поколения, переход на многоуровневую систему по европейскому образцу, разработку новых программ обучения и многое другое.
Несомненно, стержневым стал доклад доцента Башкирского госуниверситета Светланы Родионовой "Зачем филологов учат? Презентационная привлекательность филологического образования в России". Она рассказала о многих накопившихся проблемах филологического образования. Тут и падение конкурса на эту специальность из-за демографических проблем России в целом и ее субъектов, тут и намечающийся рост доходов, позволяющий делать выбор в пользу менее трудных специальностей, тут и рассогласование интересов ученого мира филологов и прозаического рынка труда, тут и ставший низким уровень школьной подготовки абитуриентов, снижение качества преподавания, изменение мотивации в учебе студентов и многое, многое другое, что привнесли в систему образования изменившиеся условия жизни людей.
С сожалением она отметила, что специалисты не знают готовых рецептов выхода из кризиса, а пока главным является вопрос, как сохранить привлекательность высшего филологического образования в глазах абитуриентов и работодателей, при этом не поступаясь теми принципами, вне следования которым невозможна подготовка квалифицированного филолога, а не просто выпускника с дипломом филологического факультета.
Фундаментальность университетского образования является главным его достоинством и ни в коем случае не подлежит ревизии. Эта фундаментальность позволяет филологу кроме преподавательской найти себя во многих других областях деятельности: в коммерческих фирмах переводчиками, секретарями, офис-менеджерами, заведующими персоналом; в банках, дипломатических учреждениях, издательском деле, рекламе, сфере управления.
В специализированных вузах студент вырабатывает преимущественно прикладные умения и навыки, необходимые для практической работы делопроизводителей, пиарщика, редактора. На филологическом факультете студент приобретает обширные фундаментальные и "фоновые" знания - от теоретических постулатов, методологических принципов различных наук и информации о культурных достижениях человечества до практического лингвистического материала и корпуса художественных произведений с античности до наших дней. В условиях конкуренции хорошо подготовленному филологу легче преодолевать карьерные препятствия, ибо он научен самостоятельно добывать и углублять свои знания.
После заслушивания докладов на пленуме были организованы два круглых стола, на которых шел более детальный разговор о проблемах филологического образования, в том числе и на филфаке ТвГУ. В пятницу 22 сентября гостям организовали автобусную экскурсию по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья".

27,09,2006
www.karavan.tver.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован