Как следствие - снижение интереса людей к филологической специальности.
Время у нас ныне такое: балом правит экономическая целесообразность. В просторечии - деньги и успех в жизни. Высшее образование люди стали рассматривать прежде всего как фактор трудоустройства и успешной карьеры. "Филологические факультеты, как и другие элементы системы высшего образования в России, оказались заложниками общего падения интереса граждан, во-первых, к науке, а во-вторых, к профессиональной реализации в рамках бюджетной сферы экономики, заведомо проигрывающей по уровню заработной платы сфере частного предпринимательства", - констатируют филологи-специалисты.
Как выходить из назревающей опасной ситуации - об этом происходил разговор квалифицированных филологов России на заседаниях президиума и пленума совета по филологии учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию, состоявшихся в Твери, в ТвГУ с 19 по 21 сентября 2006 г. Докладчиками были ученые-филологи из МГУ, Челябинского, Томского, Красноярского, Нижегородского, Башкирского государственных университетов, а участники большого разговора приехали и из других городов России. Вел пленум доцент Владимир Гудков из МГУ.
С краткой приветственной речью выступила заместитель губернатора Ольга Пищулина, коснувшись темы о заботе администрации о культуре вообще и о поддержке русского языка в частности. Ректор ТвГУ Алексей Кудинов интересно и подробно рассказал гостям, что представляет собой Тверской государственный университет сегодня как один из 30 классических университетов России, входящих наравне с другими в образовательное пространство Европы и мира. Он тоже согласился с тем, что у русского языка сегодня проблемы: "Мы не должны молчать, мы должны пробовать помочь ему устоять, иначе потеряем его".
Профессор МГУ Елена Ковтун охарактеризовала сложившееся в филологическом образовании положение как критическое, что предопределяет проведение серьезных реформ, включающих утверждение образовательного стандарта третьего поколения, переход на многоуровневую систему по европейскому образцу, разработку новых программ обучения и многое другое.
Несомненно, стержневым стал доклад доцента Башкирского госуниверситета Светланы Родионовой "Зачем филологов учат? Презентационная привлекательность филологического образования в России". Она рассказала о многих накопившихся проблемах филологического образования. Тут и падение конкурса на эту специальность из-за демографических проблем России в целом и ее субъектов, тут и намечающийся рост доходов, позволяющий делать выбор в пользу менее трудных специальностей, тут и рассогласование интересов ученого мира филологов и прозаического рынка труда, тут и ставший низким уровень школьной подготовки абитуриентов, снижение качества преподавания, изменение мотивации в учебе студентов и многое, многое другое, что привнесли в систему образования изменившиеся условия жизни людей.
С сожалением она отметила, что специалисты не знают готовых рецептов выхода из кризиса, а пока главным является вопрос, как сохранить привлекательность высшего филологического образования в глазах абитуриентов и работодателей, при этом не поступаясь теми принципами, вне следования которым невозможна подготовка квалифицированного филолога, а не просто выпускника с дипломом филологического факультета.
Фундаментальность университетского образования является главным его достоинством и ни в коем случае не подлежит ревизии. Эта фундаментальность позволяет филологу кроме преподавательской найти себя во многих других областях деятельности: в коммерческих фирмах переводчиками, секретарями, офис-менеджерами, заведующими персоналом; в банках, дипломатических учреждениях, издательском деле, рекламе, сфере управления.
В специализированных вузах студент вырабатывает преимущественно прикладные умения и навыки, необходимые для практической работы делопроизводителей, пиарщика, редактора. На филологическом факультете студент приобретает обширные фундаментальные и "фоновые" знания - от теоретических постулатов, методологических принципов различных наук и информации о культурных достижениях человечества до практического лингвистического материала и корпуса художественных произведений с античности до наших дней. В условиях конкуренции хорошо подготовленному филологу легче преодолевать карьерные препятствия, ибо он научен самостоятельно добывать и углублять свои знания.
После заслушивания докладов на пленуме были организованы два круглых стола, на которых шел более детальный разговор о проблемах филологического образования, в том числе и на филфаке ТвГУ. В пятницу 22 сентября гостям организовали автобусную экскурсию по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья".
27,09,2006
www.karavan.tver.ru