Накануне международного женского дня в здании областного правительства состоялась пресс-конференция вовсе уж далекая и не имеющая отношение к предстоящему чествованию всех дам планеты Земля.
7 марта в большом зале серого здания на Астраханской говорили о деятельности антитеррористической комиссии Рязанской области. Серьезно о серьезном. Правда, порой с некоторыми нашими журналистами местного пошиба говорить серьезно оказывается не совсем возможно, но, по крайней мере, губернатор области Георгий Шпак, руководитель УФСБ по области Виктор Сухомлинов и начальник УВД Иван Перов сделали для этого все возможное. Терроризм - не сводки выпуска новостей. "Страусиная тактика" здесь не пройдет - теракт не выбирает тех, кто в него верит, или нет. Террористу все равно, что вы думаете и о действующей власти, политике, и о самом террористе. Массовое устрашение смертью - беда куда опасней, нежели даже "чума 20 века" - СПИД.
Справка "Поколения Р":
Антитеррористическая комиссия Рязанской области является органом, осуществляющим координацию деятельности на территории Рязанской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Рязанской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Терроризм. Это не новая чума, теперь уже 21 века. Это страшней. От рук террористов гибнут невинные люди, дети, старики, женщины... Беслан. Страшнее этого, кажется, уже и быть ничего не может...
Уверяю - может. Если представить хотя бы чисто теоретически.
Терроризм, он не "где-то там..." Он всегда рядом. Потенциально. И чтобы его не допустить - надо постоянно рассматривать возможность его совершения.
Когда мы в первый раз ехали в Чечню в составе рязанского ОМОНа, удивило то, что Чечня, та самая, которая до начала первой компании просто для многих была неизвестной, а она, оказывается - недалеко: Рязанская, Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Ставрополье... Буденновск здесь. Кизляр здесь. Осетия ближе к Москве, чем Урал...
Беслан...
Нам нельзя быть беспечными. Нам нельзя думать о терроризме как о форме кинопроизведений и "что-то там опять в новостях, кажется, сегодня, говорили..."
***
Теперь, собственно о том, что происходило 7 марта в областном правительстве. В Рязани комиссия работает полным ходом. На мой взгляд, основной успех ее деятельности даже не в приобретении современного оборудования и т.п., а в том, что налаживается взаимодействие между структурами.
Начальник УВД Иван Перов это особо подчеркнул на той пресс-конференции. В Беслане в первые часы сработали неоперативно. Разногласия между ведомствами, путаница и отсутствие четких руководств к совместным действиям ФСБ, милиции и армии. Может быть. Может быть, если бы сработали четче - было бы что-то иначе... Хотя... Но ведь уроки борьбы с терроризмом не проходят даром. Слишком дорогой ценой приходится учиться. Главное - выводы делаются, работа ведется! Именно об этом и говорили в правительстве.
Руководитель УФСБ по Рязанской области Виктор Сухомлинов поделился мнением, что существующая система противодействия терроризму в нынешней России - практически лучшая в мире. Нас слишком жестоко учили...
"То тюлень позвонит, то олень..."
Еще в прошлом году довелось побывать в рязанском экспертно-криминалистическом центре. Знаете - много для себя открыл. Хотя бы то, что вычислить человека по телефонному звонку, более того - собрать фактуру и базу для успешного возбуждения уголовного дела - без проблем. Если это вы звонили по телефону - ни шумы, ни изменения голоса, интонации, тембра, акцента и т. д. - не помогут. У каждого человека, как практически у всякой вещи в мире, есть свои индивидуальные особенности. Тем более в произношении. Телефонного террориста могут сразу не обнаружить только в одном случае - если звонил не он.
По словам Ивана Перова, 80% всех "телефонных террористов" - дети. Далее - люди с психическими отклонениями. Ну, а следом за ними - "любители напакостить соседу". Раскрываемость таких звонков - практически стопроцентная. В связи с этим, собственно, "телефонный терроризм" стал заметно "сдавать" в количественном смысле. Отмирает классификация. Так что если вас ночью милиция выселяет на улицу по причине того, что был звонок о том, что здание заминировано, уже через недельку другую можете подойти к райотделу, попросить посмотреть на вашего "телефонного сапера". В глаза, чтоб, мол...
***
Вопрос "Поколения Р" руководителю УФСБ по Рязанской области, Виктору Сухомлинову:
- НБП, НСО, ДПНИ, действительно ли так серьезны, эти, сажем так, молодежные группировки, как они сами любят об этом повсеместно заявлять, и могут ли они внести какую-то реальную дестабилизацию в жизнь государства?
Виктор Сухомлинов: Можно говорить обо всех проблемах, в том числе, и о молодежных группировках, но мы все же сейчас здесь собрались по другому поводу. Мы иногда не до конца понимаем, что есть терроризм, а что такое экстремизм.
В федеральном законе о противодействии терроризму написано: "Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международных организаций, связанная с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий..."
Воскресные новости все видели - в Питере что творили экстремисты на шествии по Невскому проспекту.
У нас эти организации существуют, да, но у нас же свобода. Все в рамках закона. Но, тем не менее - неправильно, если кому-то захотелось - перекрывать улицы, нарушать права остальных граждан. Ты имеешь право высказать свое мнение - на митингах, на пикетах. Но в специально отведенном месте, при соблюдении соответствующих мер безопасности. Экстремистские организации есть. Пока малочисленные, но не исключено, что они будут разрастаться. Это экстремизм.
И хотя члены этих организаций устраивают так называемые акции прямого действия - это все же не терроризм, это экстремизм.
Не ищут пожарные, не ищет милиция...
Помимо "дежурных вопросов", не обошлось на пресс-конференции и без "эксклюзива". Журналистка одной рязанской газеты задает вопрос:
- Есть информация в детских больницах о некой террористке-смертнице, которая попала в Рязань на проходящем поезде. Дораева, по-моему. Есть какая-то информация - покинула она Рязань, не покинула? Потому что там указаны телефоны ФСБ, УВД, есть какая-то информация - какая работа ведется, кто звонил по этим телефонам?
- ?
- Ну, в детских поликлиниках развешены листовки, что совсем недавно некая террористка-смертница, молодая девушка, проходящим поездом, Москва - Владикавказ, или Минеральные воды, сошла в Рязани, и всех, кто увидит ее, располагает о ней информацией, просят позвонить по телефонам. Есть какая-то информация об этом?
- ?
- Потому что люди приходят в поликлинику, и первое, что их встречает, эта листовка - с телефонами, с портретом.
Виктор Сухомлинов: Такой информации на сегодняшний день нет, но я не исключаю, что это старая информация и просто забыли снять листовки.
- Я спрашиваю потому, что ребенок у меня заболел, были две недели на больничном, сначала пришли - не было никакой информации, потом приходим - появилась эта листовка с портретом...
Пресс-служба: Какая поликлиника?
- На Приокском, филиал поликлиники городской N 3. Вот там идешь по коридору, и тебя сопровождают эти листовки. Люди обычно не обращают внимания, но некоторые нервничают - заметно. Начинают оглядываться по сторонам. Меня это очень удивило, и это была дата, якобы 29 января или в феврале этого года, она сошла на вокзале "Рязань 1" или 2, с поезда Москва то ли Минеральные воды, то ли Владикавказ. И всех тех, то ее встретит, или похожих на нее - надо сообщать в милицию.
Георгий Шпак: Ну, если 29 февраля - тогда все понятно.
- Нет! 29 января, Георгий Иванович, реальные листовки, жаль, не захватила...
Виктор Сухомлинов: Я 29 января был в Москве, но думаю - мне бы доложили. Я сегодня же пошлю людей в эту поликлинику, чтобы разобрались о чем речь.
- Но если это недоразумение, тогда... просто действительно... реально висит эта листовка и людей нервирует некоторых на самом деле... спасибо.
Рязань - столица морских СМИ
Остальные вопросы, озвученные на встрече, такой "эксклюзивностью" больше не блистали. Причем их обыденность вылилась в то, что, когда представитель пресс-службы дал возможность журналистам задать последний вопрос, желающих просто не оказалось. То ли из-за того, что все имеют какое-то отношение к военно-морскому флоту, и у них, конечно же, нет ни вопросов, ни проблем, то ли вспомнили старую аксиому: "Чем задать тупой вопрос, лучше промолчать - за умного сойдешь".
Пресс конференция окончилась. Терроризм остался. Но не только он. Антитеррористическая комиссия Рязанской области действует и развивается.
16.04.07
mediacratia.ru