Михаил Хубутия - известный московский предприниматель, начинавший еще в эпоху кооперативов. Долгое время он занимался бизнесом в области торговли охотничьим и спортивным оружием, выступил автором ряда политических инициатив по развитию этой сферы.
На этой почве стал сотрудничать с депутатом Госдумы Борисом Громовым. И продолжил это сотрудничество после того, как Громов сделался губернатором Московской области.
Хубутии достался в команде Громова, пожалуй, самый трудный участок - руководство торговлей в области, то есть, грубо говоря, надзор за рынками.
Михаил взялся за переустройство подведомственного хозяйства с большим рвением. И намерен в ближайшие годы превратить подмосковные рынки из "азиатских" во вполне "европейские"
РЫНОК - ЭТО ВАМ НЕ БАЗАР
В начале 90-х высоколобые экономисты любили назидательно повторять: "Рынок - это вам не базар". Имелось в виду, само-собой, что в отличие от базара, рынок - это очень хорошо.
Теперь акценты сместились. Рынок (правда, сейчас уже не в макро-, а в микроэкономическом смысле, то бишь как раз базар) стал у ответственных за экономическую политику лиц ругательным словом. Власти не любят рынки за грязь и попрание санитарных норм. А еще за то, что владельцы торговых точек подчас не платят налоги.
При этом за десять лет почти бесконтрольного развития они оказались чрезвычайно успешными коммерческими предприятиями. Рынки идеально вписались в новую систему потребительских ценностей: на "оптовках" дешево, а ради дешевизны большинство покупателей стерпит и труднопроходимые лужи, и низкое качество, и прочие характерные издержки сервиса.
По данным соцопросов, население тратит на рынках около 70% своих доходов. Однако по статистике, которая строится на основе данных об уплате налогов, через "оптовки" проходит не более 5% торгового оборота.
С рынками стали бороться. Сначала в Москве, а затем и в прилегающей области. У нового губернатора Московской области Бориса Громова "рыночная реформа" стояла в повестке дня с первых дней губернаторства.
Приводить этот непростой план в действие Громов пригласил Михаила Хубутию, который, прежде чем занять пост областного министра торговли, был известен в столичных кругах как создатель крупнейшей сети оружейных магазинов.
Громов хотя и генерал, но, как рассказывают, к авторитарно-директивному методу руководства не склонен. В деле реформирования рынков он, по словам Михаила, - "гегемон", идейный вдохновитель. А реализация идеи - полностью на плечах министра торговли и его команды.
Хубутию такой подход к делу устраивает.
ЧИНОВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ АЛЬТРУИСТОМ
Михаил Михайлович осторожно намекает, что еще до того, как его пригласили в правительство Московской области, очень хотел получить министерский портфель.
Екатерина, жена Хубутии, с которой он знаком еще со школы, говорит, что с тех времен ее муж мало изменился. А "министерские задатки" у Михаила обнаружились в детстве. Подростком он был старостой и, как рассказывает, очень гордился правом на ношение классного журнала.
В армии Хубутию выбрали председателем товарищеского суда. Служил он вообще отлично, стал членом партии.
Ответственность Михаила никогда не тяготила, и повод к выдвижению на всевозможные посты и должности он так или иначе всегда подавал сам - "слишком активный был", говорит.
В коридорах власти Михаил Хубутия был впервые замечен еще до своего фактического прихода во власть - опять-таки благодаря неуемной инициативности. Несколько лет назад в интересах бизнеса он занялся разработкой нового закона об оружии, который разрешал бы приобретение и хранение короткоствольного оружия отдельным категориям лиц...
Впрочем, выражение - коридоры власти - министру не по душе. "Такое название оттого пошло, что народ связывает власть с бюрократией. А бюрократия - это очень плохо. Чиновник должен быть альтруистом".
В этом высказывании, вероятно, можно усмотреть склонность к идеализму. Однако собственный приход во власть Хубутии как раз был подчинен этому императиву. Приглашение сменить социальный статус со свободного предпринимательского на неоднозначный чиновничий он принял без всяких колебаний. Логика принятия этого решения была проста: "Для себя я уже поработал, теперь хочу осуществить большую программу, помочь делу, поработать для народа".
Михаил не разделяет этот "народ" на категории и не выделяет приоритетов, потому что, по его замыслу, от реформы торговли выиграют все поголовно. Покупатель получит высококачественные продукты по приемлемой цене, производитель - гарантированный сбыт, власти - контроль за товарооборотом и как следствие смогут обеспечить регулярные выплаты бюджетникам и социально не защищенным гражданам. Ну не Кампанелла ли?
Романтизм Хубутии, бесспорно, присущ - любимый фильм министра называется "Унесенные ветром". Выбор, согласитесь, неожиданный для представителя сильной половины человечества.
Но, наверное, на его должности не смог бы работать скептик. Михаилу Хубутии ведь приходится распутывать один из сложнейших клубков проблем, затрагивающих интересы сотен тысяч людей, и без "горения" на работе не обойтись. Впрочем, сумасшедший ритм жизни, свойственный бизнесу, управлению крупными системами, вообще столичной жизни, для него не в новинку.
Хубутия уже давно так живет, он много лет в Москве, хотя родился в Грузии, закончил там школу... Михаил попал в центр России во время армейской службы, и в отличие от многих других людей, обосновавшихся в столице уже в недетском возрасте, смог приспособиться к московскому стилю жизни и получает от него удовольствие.
ОРУЖЕЙНОЕ ПРОШЛОЕ И ВЗРЫВООПАСНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Советская власть закончилась, прежде чем Михаил Хубутия успел получить диплом об окончании Плехановского института. Трудовую биографию он начал в 1990 году - сразу в качестве бизнесмена.
В отличие от многих других, открывавших дело на обломках социалистической экономики, Хубутия начинал бизнес с нуля. Впрочем, в остальном его предприятия особой оригинальностью не отличались - направления бизнеса были предопределены общей логикой, по которой развивалась деловая активность в первой половине 90-х.
Сначала вместе с товарищем, который оставался компаньоном Михаила вплоть до ухода во власть, он открыл кооперативное кафе. Потом молодые предприниматели организовали крупную торгово-закупочную фирму, занимавшуюся товарами народного потребления.
Одновременно Михаил Хубутия вынашивал планы открытия сети оружейных магазинов. Дважды в год он неизменно посещал крупнейшие профильные выставки в Лас-Вегасе и Нюрнберге. Соответственно, оружейный бизнес его создавался, что назвается, по мировым стандартам.
В выборе профиля бизнеса, вероятно, сыграла роль интуиция. Несколько лет спустя, в 1995 году, вышел президентский указ, разрешающий приобретение гладкоствольного (охотничьего) оружия в целях самозащиты, и в оружейной торговле начался настоящий бум. Тогда-то Михаил и открыл свой первый магазин, выросший за несколько лет в сеть, контролирующую 80% московского оружейного рынка.
Магазины получились образцово-показательными. Они, например, значились в экскурсионной программе многих гостивших в столице иностранных президентов.
Успехи на оружейной ниве сам Хубутия связывает прежде всего с "честным подходом к делу" - его коммерческая деятельность ни разу не вызвала нареканий у правоохранительных органов. А контролирвовали его между тем вовсю, потому что такова специфика оружейного бизнеса.
Подобное положение дел только сыграло Михаилу на руку. Он считает, что многочисленные правила и положения отнюдь не сковывали его предпринимательскую инициативу. Наоборот, они были для него стимулом к развитию. Хубутия в частности создал центральный склад, снабжавший товаром розничные магазины, соединил его с таможней и таким образом с выгодой для себя воплотил требования контролирующих инстанций в жизнь.
Оказалось, что закон и бизнес не только могут непротиворечиво существовать, но и жить душа в душу. "Наличие легальной продажи оружия сокращает нелегальную", - уверен министр.
Теперь он пытается применить опробованную в оружейном бизнесе модель для реорганизации торговли продовольственными товарами в Московской области.
Оружие, отмечает Михаил, - опасность потенциальная. А яйца, молоко, мясо и прочая снедь с прилавков подмосковных рынков несут реальную угрозу здоровью потребителей. Так что перенос оружейной модели в "мирный" сектор розничной торговли он считает насущным и предопределенным требованиями времени.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЛАН
По словам Михаила Хубутии, сейчас в Подмосковье 359 официальных рынков. Есть еще несчитанные неофициальные, когда самодеятельные торговцы, не спрашивая разрешения у местных властей, просто ставят свои контейнеры на бойком месте или торгуют прямо с грузовиков.
Впрочем, официальные рынки тоже грешат нарушением правил торговли. "Там могут с одного прилавка продавать сосиски, женские колготки и рыбу одновременно. Товары - без сертификата качества, без спецификации. И мы не знаем, как растаможивается этот товар, как он попадает на рынок. Смело могу сказать, что миллионы долларов уходят мимо бюджета", - говорит министр.
Традиционно эту проблему решают путем систематических и внезапных ревизий. В Подмосковье тоже устраивают такие проверки - как утверждает Хубутия, небезуспешно. Однако на звание самодостаточного инструмента регулирования торговли они все же не тянут: ревизия приходит, штрафует нарушителей, потом убирается восвояси, а торговцы успешно нарушают правила дальше - до следующей проверки.
Идея Хубутии - в том, чтобы дополнить политику кнута сладкими пряниками. Как и в случае с сетью оружейных магазинов, речь идет о централизации, которая призвана поднять продовольственную коммерцию на качественно новый уровень.
В рамках программы, рассчитанной до 2007 года, в Подмосковье строят централизованные торгово-распределительные базы. "Старомодное" название этих учреждений, подчеркивает Михаил Хубутия, не означает возврата к социализму. Базы - коммерческие по сути предприятия, в которых правительство Московской области станет акционером.
Нынешняя же система, считает Михаил, не поощряет областного производителя продовольствия к наращиванию объемов. "Он приходит на рынок и сдает свою картошку перекупщикам за три копейки, только чтобы выжить". Сдать ту же картошку в магазин или куда-нибудь еще невозможно: надо получить целый ворох разрешений, а пока суд да дело, картошка сгниет. В результате Московская область существует преимущественно на завозном продовольствии.
Распределительные базы должны изменить эту картину. Туда соберут всех нужных специалистов, и разрешительные процедуры можно будет пройти прямо на месте. К тому же в начале года базы будут субсидировать производителей провизии под будущий урожай, так что у них появится не только стимул к работе, но и средства на развитие.
Хубутия опровергает пессимистические прогнозы, из которых выходит, что любые попытки привести рыночную торговлю в цивилизованное русло непременно вызовут рост цен. По его расчетам, будет как раз наоборот: за счет сокращения посреднической цепочки и выгодного производителю механизма субсидирования розничные цены упадут процентов на 15 против сегодняшних.
Сложнее получается с представителями торговли, которых нынешняя система, позволяющая легко уходить от платежей казне, устраивает. Впрочем, Михаил Хубутия уверен, что многие из коммерсантов в принципе не прочь жить по-честному. Только их нужно к этому ненавязчиво подтолкнуть.
Вот он и подталкивает: у торговцев теперь будет альтернатива - либо работать честно, либо дальше сидеть у себя на помойке и воевать с санэпидемстанцией и ревизорами из налоговых органов.
А в не такой уж и отдаленной перспективе, обещает министр, рыночная торговля вообще потеряет смысл. Народ, по его замыслу, вернется в магазины; а сегодняшние владельцы рынков, если они захотят удержаться на плаву, вынуждены будут реконструировать свои площади и превращать их в чистые торговые центры. "Не интересно будет народу на рынке покупать товар, если он знает, что по такой же цене он качественный товар может в магазине брать с гарантией! Вот и все".
Хороший план. Настолько хороший, что с трудом верится в то, что он будет в полной мере реализован. Но Хубутия в успехе убежден. При этом он признает наличие "зон риска".
Например, успех затеянной реформы будет зависеть от действий "смежников" - фискальных и прочих контролирующих инстанций, которые привлекаются для реализации программы и по множеству причин снискали у любимого Михаилом Хубутией народа славу "плохих парней". Пока, утверждает министр, никто из этих соратников не только за руку не попадался, но даже под подозрением не был.
Но проблема все же присутствует, и, признается Михаил Михайлович, как именно ее решать, он не знает. В этом вопросе он солидарен с героиней "Унесенных ветром", которая, как известно, любила говорить: "Я не будут думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра".
Тем не менее Хубутия уверен, что так или иначе "завтра" (а оно, по его оценкам, наступит лет через пять) лицо продовольственной торговли изменится до неузнаваемости. Для этого Михаил готов работать день и ночь.
МИНИСТР ИНКОГНИТО
Министерский ритм оказался динамичнее уже привычного предпринимательского. Вместе со статусом чиновника Хубутия приобрел - по необходимости - склонность к здоровому образу жизни. Он завтракает овсяной кашей; не считаясь с грузинскими обычаями, заменил вино соками. И даже пробовал бросить курить -- пока, правда, не смог.
Развлечениями тоже приходится жертвовать: времени не хватает ни на светские мероприятия, ни на театр, ни на чтение любимых детективов.
Однако из уже прочитанных детективных романов почерпнуто достаточно, чтобы успешно выполнять одну из министерских функций: Хубутии иногда приходится работать самым настоящим сыщиком. Вникать в частности, наводить справки, опрашивать свидетелей. И при этом далеко не всегда афишировать свою министерскую должность.
По воскресеньям, в единственный свой выходной, Михаил едет в разведку по области. Посещает рынки, магазины, смотрит цены, уровень обслуживания и беседует с населением. Все это - под видом простого путешественника, сиречь неформально.
Эти поездки показали, что народ в области бедный (беднее, чем в Москве), многие мирятся с плохим качеством ради дешевизны, но в идеале, конечно, все мечтают о доступном по цене качестве. То есть, лишний раз убедился министр, работает он в правильном направлении.
Михаил Михайлович встречается с населением и в официальной обстановке - в правительстве губернатора Громова заведено, что каждый министр несколько раз в месяц устраивает "день открытых дверей". Пообщаться с Хубутией приходят обычно самые обеспокоенные: потребители боятся роста цен, а предпринимателям кажется, что реформа оставит их без куска хлеба.
Министр не скрывает, что убедить "ходоков" в своей правоте получается далеко не всегда. Из этих кабинетных встреч он извлек еще одну истину: безоговорочную поддержку населения он получит лишь тогда, когда план его начнет приносить реальные плоды и люди почувствуют вкус к благотворным переменам.
Михаил Хубутия уверен, что наступят времена, когда он снимет с полки видеокассеты, на которые сегодня фиксирует самые неприглядные фрагменты рыночной действительности, и будет щекотать нервы добропорядочных обывателей кадрами "темного прошлого".
Босс No12 (2000 г.)
http://www.bossmag.ru/view.php?id=850