13 ноября 2003
1988

С.МИРОНОВ. Инвестировать нужно в людей

На первой совместной пресс-конференции блока спикеров верхней и нижней палат российского парламента глава Совета федерации и лидер Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов заявил: в новой Госдуме партия намерена заняться борьбой с бедностью и добиться статуса госслужащих для ученых, врачей и учителей. Подробностями партийных шагов в этом направлении он поделился с "Известиями".

Когда речь заходит о социальных вопросах, обычно звучит: экономика страны в плачевном состоянии, важнее сначала найти способы заработать, а уж как расходовать заработанное, придумать проще. Такой точки зрения придерживаются главным образом представители бизнеса и экономисты, забывая, что социальная сфера - область весьма доходных инвестиций - инвестиций в человеческий капитал. Тому подтверждением и исследования нобелевского лауреата в области экономики Т. Шульца. Более того, переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной стал возможен именно за счет форсированных инвестиций в человеческий потенциал.

Но политические преобразования и формирование рыночных отношений осуществлены в России за счет падения жизненного уровня большинства (более 80%) граждан. Кризисные явления в соцсфере опасны не только в политическом плане (активизируется протестный потенциал населения), они блокируют и экономическое развитие страны. Средние показатели роста реальных доходов не должны вводить в заблуждение - они составляют лишь половину того, что имело население в 1991 году. Кроме того, в условиях поляризации жизненного уровня средние индикаторы создают иллюзию благополучия.

Вопреки действующей Конституции и Трудовому кодексу минимальная заработная плата составляет сегодня менее четверти от прожиточного минимума; треть работников (около 20 млн) имеет заработок ниже прожиточного минимума, две трети (около 40 млн) получают зарплату, не обеспечивающую прожиточного минимума для себя и одного ребенка. При этом разрыв средней зарплаты между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками - почти в 30 раз. Дифференциация доходов 10% мало- и высокообеспеченных групп населения приближается к латиноамериканским странам. Почти половина домохозяйств (40%) не имеют сбережений вообще, в то время как 2% наиболее богатых семей концентрируют более половины общего фонда накоплений населения. Бедность, безработица, крушение планов привели к тому, что десятая часть городского населения оказалась на "социальном дне".

Сегодня регистрируемая безработица составляет более 1 млн человек, а регламентная - около 6 млн. Деформирована система соцобеспечения и обслуживания, что стало следствием снижения ее финансирования в условиях, когда государственные обязательства законодательно не отменялись. Средняя пенсия составляет менее одной трети от средней зарплаты и лишь в этом году приблизилась к прожиточному минимуму.

Тем не менее в силу инерции и благодаря высокому образовательному уровню населения Россия по-прежнему обладает значительным экономическим потенциалом. В то же время структура спроса рабочей силы находится в катастрофической диспропорции к квалификации. Поэтому нередко торговцы-"челноки" и частные извозчики обладают не только высшим образованием, но и учеными степенями. Для любого экономиста очевидно: использование доктора математики в качестве водителя сродни отоплению жилища ассигнациями или применению компьютера в качестве гнета для засолки капусты.

Чтобы не допустить прогрессирующего "вымирания нации" и сокращения ее интеллектуального потенциала, необходимо реализовать следующие меры в сфере образования и здравоохранения.

Меры в сфере образования:

- предусмотреть программу поэтапного повышения зарплаты работникам образования, обеспечивающую к 2007 г. достижение уровня, на 15% превышающего средний уровень зарплаты по стране; в рамках бюджетного финансирования предусмотреть в течение 2004-2007 гг. увеличение надбавок профессорско-преподавательскому составу государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: за звание доцента - до 7 тыс. рублей в месяц, профессорам - до 10 тыс. рублей; повысить уровень оплаты труда научно-педагогических кадров (в 3-10 раз, в зависимости от типа учебного заведения и квалификации работника);

- ввести для научно-педагогических работников вузов квалификационные ранги, распространив на них статус федеральных госслужащих в части, относящейся к социальному и пенсионному обеспечению.

Поддержка молодежи:

- необходимо продолжить работу по отбору и образованию полностью за госсчет талантливой молодежи, сохранив при этом систему специальных школ и интернатов для одаренных детей, расширив сеть олимпиад по разным областям науки; ввести 45-50 тысяч целевых госстипендий для поддержки талантливых молодых учителей, преподавателей и исследователей.

Научные исследования в вузах:

- в рамках бюджетного финансирования предусмотреть в течение 2004-2007 гг. увеличение объемов затрат на науку в вузах в размере не менее 20% общего объема финансирования науки гражданского назначения; установить систему персональных целевых выплат ведущим научно-педагогическим работникам для стимулирования их научной деятельности, командировок, приобретения литературы;

- определить перечень ведущих университетов, имеющих научные школы мирового класса, и разработать специальную программу их поддержки; усилить заботу о фундаментальных исследованиях путем ежегодной целевой поддержки развития инфраструктуры ведущих университетов (по 300 млн рублей в год каждому).

Очень важно продолжить и усилить работу по сохранению общего образовательного пространства на территории СНГ, по укреплению ведущей роли русского языка как средства межнационального и межкультурного общения.

Меры в сфере здравоохранения:

Сегодня система финансирования услуг по здравоохранению представляет собой неудачный гибрид страховой схемы и госвыплат. Страховой компании, получающей страхователей по разнарядке, нет интереса защищать интересы клиента перед поставщиком услуг - медучреждением. В свою очередь, медучреждение заинтересовано только в увеличении койко-дней в стационаре, а не в качестве услуг. С другой стороны, неэффективный госконтроль приводит к перманентной нехватке денег в системе, также порождающей низкое качество услуг.

Необходима новая схема финансирования: государство предоставляет всем "базовый набор" наиболее необходимых медицинских услуг. Этот пакет финансируется за счет налогов - части средств от поступлений ЕСН и других. "Базовый набор" обеспечивается всем без исключения, вне зависимости от размера доходов. Вторая часть - услуги сверх, или страховая часть. Она также состоит из двух систем: обязательной и добровольной. Стандарт обязательного медстрахования формируется государством, но страховую компанию, предоставляющую услуги и определяющую в рамках, установленных государством, цену страховки, может выбирать сам клиент. Оплачивает это обязательное страхование работодатель клиента или сам клиент, полностью вычитая эти расходы из налогооблагаемой базы.

Добровольное страхование, касающееся в первую очередь более высоких стандартов обслуживания, с точки зрения защиты прав потребителей регулируется государством (сверх обычного регулирования страховых компаний), а расходы по нему, в определенных пределах, уменьшают налогооблагаемую базу.

Повышение качества "базового набора" медицинских услуг надо обеспечить за счет увеличения бюджетных расходов на здравоохранение. Для этого необходимы такие изменения в законодательстве, которые предусматривали бы отчисления части средств от продажи алкоголя и табака на нужды текущего финансирования и развития здравоохранения России.


"Известия"
13.11.2003
www.mironov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован