09 февраля 2004
5669

С.МИРОНОВ. Принципы федерализма претворяются в жизнь

За десять лет Российская Федерация прошла как минимум три стадии модернизации и развития. До 1998 года продолжались глубочайшая трансформация всего общественно-политического уклада, смена государственно-правового, экономического, социального устройства России, и все это неизбежно сопровождалось острыми и масштабными кризисными явлениями. 1999-2000 годы стали периодом стабилизации, ослабления многочисленных и реальных угроз национальным интересам, прекращения, казалось, бесконечного и хаотического падения экономики. Наконец, с 2000 года начался долгожданный период укрепления российской государственности и создания условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Можно сказать, что вступление в XXI век ознаменовало начало возрождения России.

Десять лет наша страна прожила в условиях парламентской демократии, в соответствии с идеалами, общественно-политическими и правовыми устоями, заложенными действующей Конституцией Российской Федерации. Это было непростое время для общества и государства, да и для каждого из нас.

Следует признать, что о многих положениях Конституции пока еще приходится говорить скорее как о желаемой цели, чем о достигнутом результате. Сделать их практически действующими - наша общая и главная задача. Для этого необходимо дальнейшее развитие прогрессивных преобразований, но не революционным, а исключительно эволюционным путем. И эта работа требует самого пристального внимания к реальным проблемам общества, адекватной реакции на вызовы нового времени и стремительно изменяющегося мира.

Федеральное Собрание: интересы государства превыше всего

Особое место во всех этих процессах занимает Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Основная задача парламента в демократическом государстве - глубоко знать потребности социальных слоев и групп, территориальных сообществ и точно на них реагировать. Именно на парламенте лежит ответственность за формирование законодательства, необходимого обществу и стране, образующего правовой фундамент государственной политики.

Даже при самом критическом взгляде на результаты работы палат Федерального Собрания за эти десять лет мы можем сказать, что и Государственная Дума, и Совет Федерации в целом справились с этой сложной и ответственной миссией. В значительной мере этому способствовали положения российской Конституции, закрепившие конституционно-правовую природу палат Федерального Собрания и статус их членов в полном соответствии с общемировыми тенденциями строительства современных демократических государств и их парламентских институтов.

Между Государственной Думой и Советом Федерации четко разграничена компетенция, сообразно этому разделению определен порядок их формирования.

Предназначение Государственной Думы - разделение с Президентом России ответственности за проводимый курс социально-экономической и финансово-кредитной политики, представительство и выражение интересов всех граждан Российской Федерации. В то время как Совет Федерации является непосредственным гарантом стабильности собственно президентской власти и, следовательно, всей системы федеральной государственной власти. Он призван разделять ответственность с главой нашего государства за ситуацию в сфере обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности, режима конституционной и общей законности и правопорядка, стабильности федеративных и межнациональных отношений, а также политико-территориального устройства Российской Федерации. И поэтому в его формировании реализован территориальный принцип. Его члены представляют российские регионы.

Кроме того, Конституция России установила сферу совместной компетенции обеих палат Федерального Собрания, наделив их в равной степени ответственностью за обеспечение стабильности Основного Закона страны, формирование системы федерального законодательства, осуществление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.

Совет Федерации: становление на марше

В этом контексте и на фоне разнообразия мирового опыта представляется достаточно уникальной, но вполне обоснованной российская конституционно-правовая модель формирования Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. По одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

В поисках оптимального выражения членами Совета Федерации общенациональных и региональных интересов, но полностью в рамках конституционной модели за десять лет существования этой палаты Федерального Собрания трижды менялся конкретный порядок ее формирования.

Совет Федерации образца 1994-1995 годов формировался прямыми выборами, 1996-2001 годов - на основе принципа вхождения по должности. Наконец, с начала 2002 года палата полностью перешла на порядок избрания и назначения ее членов органами соответственно законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый вариант определялся условиями соответствующего периода времени, каждый из них имеет свои положительные стороны и какие-то недостатки.

И сегодня вопрос об оптимальной модели формирования Совета Федерации, обеспечивающей необходимое сочетание общегосударственных и региональных интересов, а также конституционного принципа представительства субъектов Российской Федерации и демократической процедуры выборов, пока еще не закрыт.

К 2000 году в ходе дискуссий о новом порядке формирования палаты вносились предложения о необходимости забрать у нее часть ее конституционных полномочий и даже перейти к однопалатному устройству Федерального Собрания. Но и в этот острый момент возобладал здравый смысл - и конституционное устройство парламента России не было изменено.

Безусловно, при решении данного вопроса необходимы тщательный анализ и строгая сравнительная оценка опыта применения всех трех уже апробированных моделей формирования палаты регионов.

И хотя работа парламентариев и научного сообщества России над этой проблемой продолжается, последнее изменение порядка формирования Совета Федерации позволило в полной мере выполнить требования Конституции к тому, чтобы этот орган был постоянно действующим, а его члены работали на постоянной и профессиональной основе. Это, в свою очередь, дало возможность решить целый ряд важных и актуальных задач: принять активное участие в создании системной правовой основы развития реформ и условий для стабильного государственно-политического и социально-экономического развития страны; повысить качество принимаемых законов, в первую очередь законов, подлежащих обязательному рассмотрению этой палатой, а также законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; улучшить взаимодействие с федеральными органами государственной власти, в первую очередь с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой и правительством Российской Федерации; укрепить роль Совета Федерации в единой системе государственной власти и на международной арене.

Совет Федерации - конституционный орган законодательной власти, призванный обеспечивать реализацию одного из важнейших принципов государственного устройства России: принципа федерализма. Именно при рассмотрении законов в верхней палате происходит согласование интересов Российской Федерации в целом с интересами каждого отдельно взятого региона.

Принцип федерализма, таким образом, претворяется в жизнь, наполняется реальным содержанием.

Да, с одной стороны, Совет федерации - орган власти, представляющий регионы. Но с другой - это высший орган законодательной власти России. По Конституции к его ведению отнесены вопросы войны и мира, введения чрезвычайного и военного положения, защиты границ, назначения даты выборов Президента, назначения Генерального прокурора, судей Верховного, Высшего, Арбитражного и Конституционного судов, половины аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Сегодня верхняя палата Федерального Собрания - это палата профессионалов-законодателей. Я, наверное, не смогу назвать другой орган власти, в котором одновременно трудилось бы столько высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы в самых различных областях: в государственном управлении, науке, бизнесе. Благодаря такому составу Совет Федерации является действительно современным органом государственной власти, способным принимать важнейшие решения по всем сферам деятельности государства.

Лично у меня нет сомнений в том, что Совет Федерации в профессиональном смысле состоялся.

Свидетельством этого является хотя бы то, что в последнее время мы несколько изменили характер взаимодействия с коллегами из Государственной Думы. Теперь на каждый проект закона, который только еще поступил на Охотный ряд и готовится там к рассмотрению, соответствующий профильный комитет Совета Федерации заранее дает свое заключение. Подобная упреждающая реакция в конечном итоге экономит и время, и средства. Специалистам сразу видно, есть ли перспектива у того или иного законопроекта, поступающего в Государственную Думу.

Координация действий двух палат осуществляется и на уровне руководства.

Как итог, если ранее Совет Федерации отклонял 20-30 процентов рассматриваемых им законов и в результате длительных согласований вступало в силу около 75 процентов законов, принятых Государственной Думой, то теперь Совет Федерации отклоняет менее 4 процентов законов и в итоге вступает в силу около 95 процентов законов, одобренных обеими палатами Федерального Собрания.

Сыграла свою роль верхняя палата и в обеспечении качества законов, принимаемых Федеральным Собранием.

Значительно улучшилось за последнее время и взаимодействие Совета Федерации с правительством. Учреждены должности полномочных представителей Совета Федерации в правительстве, Счетной палате, Генеральной прокуратуре, в Верховном, Арбитражном и Конституционном судах, в Министерстве юстиции. Задействована и обратная связь с этими органами государственной власти.

Регулярный характер приобрели встречи Председателя Совета Федерации и Совета палаты с Президентом страны.

Регионы и Совет законодателей

Опыт Российской империи и СССР доказал, что нашу страну невозможно строить по единому шаблону. Россия объективно нуждается не только в сильной центральной, но одновременно и в сильной региональной власти, обладающей правом самостоятельно решать различные вопросы экономического и социального развития.

Важнейшая роль в становлении новой российской государственности, российского парламентаризма принадлежит региональным законодателям. От их четкой и согласованной работы зависит успешное развитие нашей правовой системы, само качество государственной власти в России. Именно региональными законодателями за последнее десятилетие была проделана поистине огромная работа. За короткий срок ими был заложен правовой фундамент, позволивший провести ключевые государственные, политические и социально-экономические преобразования. Прошло то время, когда региональные законодатели, создавая законы, во многом копировали федеральные акты. Сегодня они не только развивают и дополняют правовую базу страны, но и нередко подают пример смелого, грамотного законотворчества. Усилиями региональных законодателей создано немало законов, которые наряду с федеральными законами составляют основу формирующегося правового государства.

Впрочем, создание эффективной системы законодательства в нашей стране оказалось делом куда более сложным, чем казалось вначале. Ключевой проблемой по-прежнему остается грамотное, реалистичное разграничение полномочий между органами власти Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления. Для решения этой проблемы многое уже сделано, но многое предстоит еще сделать. К сожалению, нам до сих пор не удалось пока выйти на сбалансированную, оптимальную систему взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. Многие проблемы в этой сфере остаются нерешенными. Это в первую очередь четкое, а главное - стабильное разграничение компетенции в финансовой сфере. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления совершенно справедливо ставят вопрос о необходимости закрепления за собой на долгосрочной основе налоговых полномочий и иных источников доходов, требуют внесения ясности в отношения между бюджетами разных уровней, а также точного определения правомочий и ответственности регионов и муниципалитетов в сфере владения, распоряжения и пользования объектами собственности. Существующее уже много лет положение, когда территории из года в год не знают, сведут ли они концы с концами, неприемлемо.

Еще одна важная проблема, чрезвычайно волнующая регионы, - это местное самоуправление. Конституция повысила значимость этого института. Местное самоуправление стало одной из основ конституционного строя. Однако принятое в развитие конституционных установлений законодательство не решало задачи создания эффективно работающей системы гарантий самостоятельного решения населением вопросов местного значения, не определяло механизмы взаимодействия между государственной властью и местным самоуправлением, не разграничивало исчерпывающим образом полномочия между ними. Эти негативные черты федерального законодательства проявились и в законодательстве субъектов Федерации, в связи с чем и потребовалось принятие новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Субъектам Российской Федерации предстоит теперь существенно корректировать свое законодательство в этой сфере. Но, по моему глубокому убеждению, это происходит в развитие норм Конституции о местном самоуправлении, является наиболее адекватным их воплощением в законодательстве.

Важнейшее значение имеет создание в 2002 году Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - Совета законодателей. Работа этого органа прежде всего направлена на формирование единого правового поля России, решение проблемы неукоснительного главенства Конституции и федеральных законов на всей территории страны.

В целях непрерывного отслеживания проблемных ситуаций, подлежащих законодательному урегулированию, в рамках Совета создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики.

Значимость деятельности Совета законодателей подтверждена активным участием Президента России В. Путина в его учреждении и работе. Глава государства принял участие в состоявшемся в Кремле 9 декабря прошлого года пятом заседании Совета законодателей на тему "10-летие Конституции Российской Федерации: достижения и перспективы развития регионального законодательства".

Можно считать, что после установления нового порядка формирования Совета Федерации и создания Государственного совета Российской Федерации удалось практически выстроить систему полноправного участия представителей региональной власти в формировании и проведении общегосударственной политики. Созданы условия для реализации в полном объеме конституционного принципа единства действий всех ветвей и уровней власти.

Все еще впереди!

Прежние составы членов Совета Федерации многое сделали для возрождения России. Они последовательно укрепляли парламентскую демократию, отстаивали целостность государства, выступая против суверенизации регионов и доведения до крайности договорной практики, укрепляли взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Прошедший период изобиловал кризисными ситуациями, угрожающими целостности государства, политической и социально-экономической стабильности страны. Достаточно вспомнить попытки денонсации Беловежских соглашений или возбуждения процедуры отстранения от должности Президента Российской Федерации, неоднократные обострения ситуации в Чеченской Республике, финансовый крах 1998 года. В этих и во многих других подобных случаях обстановка в Государственной Думе накалялась до предела. Но голос Совета Федерации практически всегда был авторитетным и взвешенным, способствовал политической стабилизации и конструктивному разрешению критических ситуаций.

Членами Совета Федерации была заложена методология глубокого проникновения в сущность сложнейших явлений и проблем современной действительности, выработки собственного понимания перспективных направлений развития страны. Были испытаны разнообразные формы концептуальной проработки важнейших решений, привлечения к этим процессам как отечественного, так и международного научного и экспертного сообщества. В этих целях широко и активно используются разнообразные формы работы: парламентские слушания, конференции, "круглые столы", Дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации и выездные заседания комитетов и комиссий палаты. Многие прежние наработки в области государственного строительства, социально-экономического развития России до сих пор не утеряли своего значения и актуальности. Достаточно сказать, что именно Совет Федерации в свое время предлагал ввести институт федерального вмешательства при нарушении руководителями субъектов Российской Федерации Конституции и федеральных законов, настаивал на укреплении вертикали государственной власти, последовательно проводил идею о разграничении сфер компетенции между уровнями государственной власти не договорами, а федеральными законами.

В тех же целях при Председателе Совета Федерации создан ряд консультативных, координационных и экспертных советов: Научно-экспертный Совет, Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства, Общественная комиссия по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин. Общественные консультативные и экспертные структуры действуют при большинстве комитетов и комиссий палаты.

Одной из форм концептуальной проработки решений в области стратегического развития страны стала организация и проведение крупных международных акций, имеющих принципиальное значение для экономического развития России и расширения интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

Предыдущие составы членов Совета Федерации совместно с Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ учредили Санкт-Петербургский экономический форум, ставший важнейшим механизмом международного диалога, укрепления международного сотрудничества, вхождения России в мировое политическое, экономическое и культурное сообщество. В этом году форум будет проходить уже в восьмой раз. Растущий авторитет этого представительного международного форума, нередко называемого "русским Давосом", - в значительной мере заслуга и подтверждение преемственности в работе Совета Федерации.

Значимым явлением в экономической жизни Сибири и Дальнего Востока, страны в целом стал Байкальский экономический форум. В прошлом году он был проведен лишь четвертый раз. Но уже очевидна его исключительно важная роль для выработки концептуальных и практических предложений в области рационального использования природных ресурсов, развития энергетики, транспорта, информационной инфраструктуры и человеческого потенциала России во взаимосвязи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Активно осуществлял Совет Федерации и иные свои конституционные полномочия, в том числе по кадровой политике, парламентскому контролю деятельности исполнительной власти.

На качественно новый уровень вышла деятельность Совета Федерации на международной парламентской арене. Новая стратегия развития сотрудничества с международными парламентскими организациями способствует более эффективному продвижению интересов России в международных парламентских кругах и заметному росту авторитета Совета Федерации и его членов.

Приоритетное внимание в этой сфере уделяется взаимодействию с парламентами стран, входящих в Содружество Независимых Государств, как в рамках Межпарламентской ассамблеи (МПА СНГ), так и на двусторонней основе. Совет Федерации стремится ориентировать свою работу на этом направлении на длительную перспективу. Речь идет о расширении диапазона стратегического взаимодействия, законодательном обеспечении интеграционных процессов, сотрудничестве в области трудовой миграции, защите прав граждан России, об укреплении статуса русского языка как языка межнационального общения.

Важнейшей частью этой работы является реализация договоренностей с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании Единого экономического пространства. По этому вопросу состоялись и начинают приносить свои плоды обстоятельные консультации с руководителями этих стран.

Большое значение придается и укреплению общественных связей Совета Федерации. Надо сказать, что освоение новой роли Совета Федерации в политической жизни страны, более активная реализация его конституционных полномочий создали предпосылки для формирования в глазах общества нового имиджа палаты. Как результат в глазах общественного мнения формируется адекватное представление о Совете Федерации как важнейшем институте российского парламентаризма и единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В целом можно считать, что Совету Федерации удалось без каких-либо сбоев перейти к новой модели функционирования палаты, освоить ту роль, которая была возложена на верхнюю палату российского парламента на современном этапе развития страны.

Вместе с тем у нас, безусловно, имеются определенные планы по дальнейшему совершенствованию деятельности Совета Федерации, повышению эффективности реализации его конституционных полномочий. Нам предстоит продолжить и укрепить конструктивное взаимодействие с вновь избранным корпусом депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Есть наработки по более продуктивному участию в федеральном законодательном процессе субъектов Российской Федерации. Требует постоянного внимания вопрос системности формируемого законодательства Российской Федерации, включая его федеральную и региональную составляющие. Представительный орган, как ни одна другая организация, нуждается в целенаправленных и последовательных усилиях по своему совершенствованию и развитию.

Именно такой подход к нашей деятельности дает основания российскому обществу положительно оценивать деятельность Совета Федерации, а корпусу парламентариев - ставить перед собой новые, еще более масштабные задачи по укреплению и развитию Российской Федерации как современного и подлинно конституционного государства.

Мне бы хотелось выразить свою искреннюю благодарность членам Совета Федерации - нынешним и бывшим, всем сотрудникам Аппарата палаты за их неоценимый вклад в становление парламентаризма в России. Большая заслуга работников Аппарата "Совета Федерации состоит в том, что каждый раз при смене состава Совета Федерации им удается обеспечить преемственность, а главное - избежать серьезных сбоев в работе. Аппарат Совета Федерации является необходимым элементом сохранения постоянной работоспособности палаты, хранителем ее опыта. Поэтому мы придаем большое значение вопросам развития Аппарата, совершенствованию стиля и методов его работы.

Жизнь показала, что на всех стадиях своего развития Совет Федерации соответствовал своему конституционному предназначению и закономерности общего вектора развития конституционных государств. Эта палата Федерального Собрания постоянно, при любых обстоятельствах являлась институтом интеграции и консолидации регионов, обеспечивала баланс региональной и общегосударственной составляющих национальных интересов России, демонстрировала и даже символизировала взвешенность, стабильность и ответственность при принятии важнейших государственных решений.

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации

"Российская Федерация сегодня"
09.02.2004
www.mironov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован