Interfax-Russia.ru - Как завершить монетизацию льгот и не спровоцировать социальный взрыв - ответ на этот вопрос ищут сегодня на Урале.
Ровно через три месяца региональным льготникам Свердловской и Челябинской областей предстоит полностью перейти на новую систему социального обслуживания. Вместо льгот в натуральном выражении они начнут получать деньги.
По словам председателя законодательного собрания Челябинской области Владимира Мякуша, закон о монетизации региональной льготы на проезд в общественном транспорте, принятый в первом полугодии, вызвал массовое недовольство населения. В апреле этого года пенсионеры Челябинска перекрывали движение в центре города в знак протеста против введения денежной компенсации на проезд.
Сейчас к рассмотрению готовится порядок монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. "Законопроект, безусловно, будет принят до нового года, в данный момент его готовит рабочая группа из депутатов и специалистов. Затем будет открыта "горячая линия" по обсуждению проекта этого закона", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе законодательного собрания Челябинской области.
Ответственность законодательной и исполнительной власти региона усиливается тем фактом, что в марте будущего года, когда закон уже вступит в силу, в главном городе области, Челябинске, пройдут выборы депутатов городской думы. То есть апрельское противостояние может повториться.
"Весной накал страстей объяснялся не только выборами, но и неготовностью власти вести масштабную разъяснительную кампанию", - считает политолог, ректор Челябинского филиала академии госслужбы Сергей Зырянов. По его мнению, социального напряжения можно избежать, если организовать персональные консультации с получателями льгот и в дальнейшем сделать информацию обо всех денежных начислениях максимально доступной. "Пенсионеры выражают законное недовольство очередями в пунктах выдачи карт на льготный проезд, значит надо искать иные формы работы, - заявил Interfax-Russia.ru политолог. - Иначе монетизация услуг ЖКХ вызовет критику и неприятие действий власти".
Насколько велика роль информации и пропаганды изменений со стороны органов государственной власти в регионе, можно видеть на примере Тюменской области. Здесь монетизация льготного проезда произошла еще в 2005 году. "Информации о новом порядке предоставления социальных льгот, включая проезд в общественном транспорте, постоянно звучала в тюменских автобусах и троллейбусах. В декабре, накануне начала действия нового порядка, в Тюмени открылся единый справочно-информационный центр. С января 2005 года в территориальных центрах социального обслуживания населения организованы "горячие линии", которые работают и в настоящее время", - рассказали Interfax-Russia.ru в департаменте социального развития области.
По информации департамента, у льготника есть право получить либо деньги, либо проездной документ. Размер компенсации ежегодно устанавливается правительством Тюменской области для каждого муниципального образования. При увеличении суммы оплаты за проезд гражданами увеличивается и размер денежной компенсации. Перечисление гражданам денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи происходит ежеквартально в качестве авансового платежа.
Кстати, подготовка к монетизации льгот потребовала создания автоматизированной системы учета льготников, инвентаризации жилищного фонда области с составлением карт характеристики жилья. Кроме того, были унифицированы методики расчетов и автоматизирована система начислений.
Свердловская область уходит от натуральных льгот только сейчас. Депутатам областной думы предстоит внести изменения в целый ряд областных законов, касающихся отдельных категорий граждан. Работа усложняется тем, что денежное финансирование льгот необходимо вписать в первый трехлетний бюджет области на 2009 год и период до 2011 года. При этом в марте будущего года в административном центре области, Екатеринбурге, также пройдут выборы депутатов городской думы, так что недовольство льготников, если оно возникнет, наверняка будет использовано оппозиционными политическими силами.
"В период подготовки законопроектов рабочей группой, куда входили руководители думских комитетов и специалисты профильных министерств, мы очень внимательно изучали законодательство соседних регионов, уже перешедших к монетизации льгот", - рассказал Interfax-Russia.ru председатель комитета по социальной политике думы Свердловской области Виталий Смирнов. В первом чтении поправки уже рассмотрены, теперь идет работа по инвентаризации законодательства.
"Мы перепроверяем, все ли законы, предоставлявшие натуральные льготы, попали в зону нашего внимания, как льготы пересчитаны в денежном выражении", - говорит депутат. Например, большие вопросы к депутатам вызывает размер компенсации на проезд в общественном транспорте для такой категории, как слабовидящие и слепые граждане. Тот, кто плохо видит, вынужденно совершает больше пересадок, считают в областном обществе слепых. И это мнение также необходимо учесть.
Возможно, результатом монетизации останутся недовольны не только льготники, но и транспортники. "Льготникам предоставят выбор: получить деньги, ориентировочно 275 рублей в месяц, либо приобрести льготный проездной. Но механизма полной замены бесплатного проезда нет", - считает депутат думы Свердловской области Ринат Садриев. По словам депутата, если стоимость льготного проездного не будет покрывать реальные расходы перевозчика, положение с развитием общественного транспорта, особенно в крупных городах, останется плачевной.
Между тем представители двух думских фракции - КПРФ и Российской партии пенсионеров намерены 7 октября, в день рассмотрения законов о монетизации во втором и третьем чтениях, организовать пикетирование здания правительства Свердловской области.
01.10.2008
www.interfax-russia.ru