20 августа 2007
1378

Самая большая проблема в России - это проектирование

Элитные московские районы практически полностью застроены. Всего через несколько лет объем вводимого жилья внутри Садового кольца станет минимальным. Уже сегодня застройщики стремятся с максимальной выгодой использовать немногочисленные свободные участки, возводя на них непривычно крупные элитные жилые комплексы. Вполне возможно, что в ближайшее время небольшие "клубные" дома станут появляться только на вторичном рынке.

Свой взгляд на перспективы рынка элитной недвижимости, цены на престижные квартиры, а также технологии строительства дорогого жилья в интервью М2 представляет президент корпорации "Баркли", вице-президент Ассоциации строителей России Леонид Казинец.

Самая большая проблема в России - это проектирование- Леонид Александрович, корпорация "Баркли" является одним из основных застройщиков Москвы в секторе элитного жилья. Почему вы отдаете предпочтение именно этому направлению в недвижимости?

- Мы не ориентировались на строительство исключительно элитного жилья. Просто сначала имелось мало собственных средств и их не хватало на реализацию больших проектов. Мы строили небольшие комплексы в центре города. Очевидно, что в этом секторе доходность на 1 кв. м была выше, и так нам проще было начинать. Сейчас мы много работаем в бизнес-классе, строим офисные центры и крупные жилые комплексы класса В. Но элитные объекты остаются нашей визитной карточкой.

- Некоторые эксперты считают, что из-за дефицита земли в центре столицы малоэтажные элитные строения вскоре уступят место многоквартирным домам. Каково ваше мнение на этот счет?

- Учитывая правила зонирования застройки и этажности в Москве, небоскребы в центре строиться никогда не будут. А вот малоквартирные жилые комплексы скоро уйдут с первичного рынка. С каждым годом их будут строить все меньше и меньше. Поэтому уже сейчас в центре столицы возник дефицит жилых помещений. Объем вводимого жилья внутри Садового кольца через несколько лет станет минимальным. Люди будут вынуждены покупать квартиры на вторичном рынке, а у застройщиков единственной возможной схемой работы в ЦАО станет реконструкция старых зданий (при условии ее экономической целесообразности, в чем я сильно сомневаюсь). Так что, как сказал в свое время Марк Твен: "Покупайте землю, ее больше не производят!"

- Как воспринимают покупатели такие высокие цены на объекты класса А? От чего зависит стоимость 1 кв. м жилья на Остоженке?

- Люди, которые приобретают квартиры на Остоженке, понимают, что стоимость элитной квартиры во много раз выше, чем ее себестоимость. Но, с другой стороны, они знают, что скоро на Остоженке не останется свободных земельных участков. Если хочется жить в таком месте, надо покупать сейчас. Если покупатель готов жить в другом районе и в квартире другого класса, тогда зачем тратить такие деньги?
Стоимость квартиры зависит и от расселения. Владельцы старых коммуналок, почитав газеты, утверждают, что у них "золотые" метры. Они хотят переселяться на своих условиях, а не по социальным нормам, не по закону. Бывает и так, что люди отказываются от любых предложений и говорят, что всю жизнь они прожили на Остоженке и умрут здесь. И все. Как можно к этому относиться? Начинаем вступать с такими жителями в длинные дебаты, объяснять, что больше ни от кого они такого выгодного предложения по покупке их жилья не получат.

- Расскажите поподробнее про ваши объекты класса А.

Самая большая проблема в России - это проектирование- В данный момент мы реализуем несколько интересных проектов на Остоженке. Это "Особняк в Хилковом переулке", архитектура которого напоминает клубные дома в центре Лондона. Недавно приступили к строительству элитного дома во 2-м Зачатьевском переулке. Архитектурный стиль этого комплекса - неоклассицизм. Дом гармонично впишется в район Остоженки благодаря классическому решению фасадов. В августе корпорация завершила большую часть работ в подземной части уникального для Москвы многофункционального комплекса "Баркли-Плаза", который располагается на Пречистенской набережной. В этом здании предусмотрен элитный доходный дом, бизнес-центр класса А и торговый центр товаров класса de luxe. Также мы приступили к возведению элитного дома в 1-м Зачатьевском переулке.

- Каков ваш прогноз развития рынка элитных квартир?

- На рынке дорогих квартир может быть все. Элитное жилье - как антиквариат. У них есть много общих черт: высокая цена, отсутствие привязки цены к потребительским качествам, уникальность предложений.
Понятно, что в антиквариате стоимость определяется невозможностью копирования. Квартиры в небоскребах легко копировать, их будет все больше. В любом месте, кроме исторического центра, можно построить небоскреб с хорошими видами. Чем выше, тем лучше виды. Поэтому там цены не будут предельными. А в центре города скоро уже нельзя будет ничего построить. Законодательство настолько сильно регламентирует застройку в исторической части города, что там уже даже реконструировать по новому закону невозможно. До этого нельзя было строить, а сейчас согласно 40-му закону города Москвы ("Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве") даже реконструировать нельзя. Скоро в исторической части города застройка прекратится, а мы будем строить жилье и офисы не в центре. Картины Рембрандта учтены все. Они могут переходить из рук в руки, но их никто уже не будет создавать.
Хочу отметить, что даже в разгар кризиса с 1998 года элитные квартиры ни на цент не подешевели.

- Учитывая удачный опыт реализации бизнес-центров в районе "Золотой мили" и историческом центре Москвы, возникает вопрос, собираетесь ли вы расширять присутствие корпорации на рынке коммерческой недвижимости?

- Да. Мы сейчас проектируем и возводим еще три больших торгово-административных комплекса общей площадью около 200 тыс. кв. м. И собираемся начать проектировать еще 300 тыс. кв. м в Москве и регионах.
- Эксперты в последнее время говорят о недостатке качественных помещений на рынке коммерческой недвижимости, в том числе - офисов. Согласны ли вы с этим мнением?

- Согласен. Разрыв между спросом и предложением присутствует и в коммерческой недвижимости, хотя в секторе жилой недвижимости он больше. Все хотят жить и работать в лучших условиях. Это правильно. Это желание развивает, экономику. Хуже, если потребности не растут. То, что вчера было пределом мечтаний, сегодня не вполне устраивает и хочется лучших условий. Нужно еще больше современных офисов и квартир. Но возможности реальной ситуации не всегда поспевают за ростом спроса, и тогда возникает дефицит и рост цен.

- Соответствуют ли, на ваш взгляд, технологии строительства дорогих домов в России мировой практике?

- Строители только исполняют то, что спроектировали конструкторы и архитекторы. Если же проектировщики не знают технологий современного строительства и не хотят изучать цены на материалы и оборудование, проектируют вручную, если нет серьезного информационного обеспечения, то само строительство будет соответствовать по качеству и по срокам тому, что делают проектировщики.
Самая большая проблема в России - это проектирование. Архитекторы создали в Москве некий закрытый клуб, который не дает возможности использовать другие идеи. И за счет этого держатся, потому что их профессиональный уровень просто ужасающий.

- Какой должна быть роль архитектора: он обязан быть крепким ремесленником, готовым выполнить любое пожелание заказчика, или самостоятельным мастером, не способным на компромисс ради удовлетворения интересов инвестора?

- Мастер, безусловно, вызывает уважение. Но что такое мастерство в моем понимании? Это умение разбираться не только в своих пожеланиях относительно стилистики и вкуса, но в первую очередь хорошее знание технологий строительства. Во-вторых, это знание маркетинга, то есть того, что на сегодняшний момент является на рынке востребованным. Если же архитекторы не знают ни технологий, ни маркетинга, а проектируют, опираясь только на собственный вкус, то это не мастерство, это - вкусовщина.
Мы все-таки делаем коммерческие проекты. Деньгами и временем рискует только тот, кто вкладывает средства. Архитектор должен делать то, что ему положено. Представьте себе: вы собираетесь построить дом или квартиру. К вам приходит архитектор и говорит: "Будем делать так, так и так". Вы говорите: "Подождите секундочку, мне это не нравится". А он: "Вы здесь пятое колесо в телеге, а в каком доме или квартире вам жить, решать буду я". Или приходите вы в автомобильный салон, а вам заявляют: "Будете ездить в автомобиле такой-то марки, такой-то длины, такой-то ширины, такого-то цвета". Вы пытаетесь возражать, но слышите в ответ: "Вас не спрашивают, деньги принесли - вот сюда в окошечко отдайте и уезжайте". Это же возможно было только в советские времена! И то в самом худшем их проявлении.
Роль архитектора можно сравнить с ролью инспекторов ГИБДД: они смотрят, чтобы машина соответствовала техническим характеристикам - чтобы колеса были исправные, чтобы она прошла техосмотр, была не ржавая, не грязная, не битая, а вот цвет, размер, величину и т. п. должен выбирать инвестор. Архитектор обязан следить, чтобы не были нарушены градостроительные нормы. Остальное решает, конечно, инвестор. Если архитектор хочет заниматься какими-то вещами по своему вкусу, пусть делает бесплатные проекты, предлагает их различным инвесторам. Вероятно, их кто-нибудь купит. А когда его приглашают и говорят, что за эту площадку заплачено $100 млн, и мы хотим, чтобы вы нам спроектировали то-то и то-то, а он отвечает: "Нет, мне плевать на ваши деньги, я буду проектировать то, что мне больше нравится, и за это вы мне заплатите кучу денег", то это бред. Но, к сожалению, в большинстве случаев так и происходит.

- Правда ли то, что сегодня идет переориентация на более дорогую элитную недвижимость?

- Сейчас нет никакой переориентации на элитную недвижимость. Если земля стоит дорого, зачем на ней строить сарай. Если участок обходится застройщику в $50 млн, то он постарается возвести на ней качественный дорогой дом. Все регулируется участками под застройку. Москва будет все более дорогим, качественным, красивым и удобным для проживания городом, если не начнутся техногенные и транспортно-экологические катастрофы, когда вся Москва станет в пробку. И это опять же зависит от того, как много людей переедут сюда жить. Если жилье здесь будет дорогим, то это защитит столицу. А если цены не станут предельно высокими, тогда Москва превратится в Дели или в Мехико - ежедневный кошмар. Вообще в Москве немного медленнее растут цены, исключая сегмент элитной недвижимости.
В столице на сегодняшний день очень много компаний хотят строить, поэтому к мнению застройщиков не прислушиваются при принятии каких-то решений. Грубо говоря, не нравится - не строй. Вот и весь диалог с властью. Это связано с тем, что люди очень рвутся на этот рынок. Если рынок станет менее привлекательным, то это будет большой удачей для застройщика, когда количество желающих что-то возводить в Москве уменьшится. Профессиональные строители только обрадуются, потому сейчас строят все, кому не лень. Люди приходят из совершенно других областей деятельности, с совершенно другими деньгами, со своим очень специфическим подходом. Это так же раздражает профессиональных строителей, как в свое время жителей арбатских дворов раздражало появление Калининского проспекта и большое количество приезжих. Другая культура и другая среда. Если бы этот рынок перестал быть таким привлекательным, возможно, сюда приезжало бы меньше людей на заработки. Вероятно, тогда регулирующие структуры относились бы к бизнесу с большим уважением. Сегодня бизнес в сущности бесправен. Неправда, что корова дает мясо и молоко. У нее их отбирают.

- Отражается ли этот дефицит земли на работе вашей компании? Можете ли вы сказать, что планируете снижать объемы строительства или уходить из Москвы в регионы?

- В центре столицы мы намерены строить меньше, а в других частях Москвы, Подмосковья, в других регионах России - все больше и больше. Строители нужны всегда, при любом сценарии развития экономики.

- Ощущаете ли вы жесткую конкуренцию на рынке недвижимости, особенно в столице? Возможно ли, по вашему мнению, партнерство между московскими фирмами-застройщиками?

- То, что московские компании-застройщики являются соперниками и жесткими конкурентами - абсолютная неправда. Большинство руководителей строительных компаний, особенно в Москве, - это люди, близкие по духу и мировоззрению, со схожей жизненной позицией. Мы - союзники, а не противники. Мы боремся не между собой, а с косностью системы, необязательностью собственного персонала, с несовершенством законов и тому подобными вещами. У нас общие противники, общие проблемы. Не то чтобы мы были, как единая семья, но мы хорошо понимаем друг друга и всегда стараемся избежать конфликтов.
Мы сотрудничаем, обмениваясь информацией о недобросовестных поставщиках или безответственных сотрудниках, которые подвели одну компанию и теперь могут это сделать с другой. Я никогда не возьму на работу сотрудника из другой строительной компании на серьезную позицию, не поинтересовавшись у его предыдущего работодателя, как он себя проявил на предыдущем месте работы. И так почти все в нашей отрасли. У нас существуют и постоянно пополняются "черные" списки менеджеров, архитекторов и субподрядчиков, с которыми никто из серьезных компаний уже не будет иметь дело.
Если занимаешься делом - некогда отвлекаться. Хотя, конечно, все бывает, но ссоры между серьезными компаниями - редчайшее исключение. Крупных застройщиков немного, и мы всегда предпочитаем не портить друг другу нервы. Зачем? Работы на всех хватит. Хватило бы сил и терпения.


Беседовала Наталья МАРТЫНОВА
квадратный метр

20.08.2007

kazinets.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован