15 марта 2007
3350

Саммит НАТО: первое послесловие

Рижский саммит НАТО был проходным. На самой встрече в верхах не было, насколько известно, острых столкновений. Не было принято крупных решений. Но он, как и многие подобные встречи, был интересен теми дебатами, которые происходили вокруг него, подспудными течениями, которые он выявил или проявил.

Поделюсь некоторыми из предварительных выводов и впечатлений о дебатах о будущем НАТО. Вторая колонка, которая будет опубликована позже, будет посвящена отношениям между Россией и НАТО, Россией и традиционным Западом.

На рубеже пятого-шестого десятилетий своего существования (НАТО был создан в 1949 г.) союз пережил острый период, своего рода "кризис среднего возраста". Он потерял в результате конца "холодной войны" основные цели своего существования - борьба против коммунизма внутри и сдерживание внешней агрессии. Казалось, что союз распадется или рассосется.

Но мощные политические, экономические и академические интересы, стоявшие за организацией, сильная организационная основа, бюрократическая инерция позволили ей выстоять. Для спасения были брошены два лозунга - "Выходить из зоны ответственности (т.е. из территории стран-членов и стать альянсом, обеспечивающим глобальную безопасность) или "Выходить из бизнеса" и "расширяться или выходить из бизнеса". Первая задача была более трудной, требовала быстрой и действительно глубокой стратегической трансформации союза и была отвергнута.

На повестку дня же было поставлено расширение. И оно началось. Прошли две его волны.

Сторонники безудержного расширения, а заодно и создания жестких геополитических рамок для России, усиления НАТО - визави Европейского союза - пытались в последние полтора года подтолкнуть Североатлантический союз к быстрой экспансии альянса на Украину и Грузию, а затем и на Азербайджан и Казахстан, да и на Белоруссию, когда (и если) там произойдет смена режима по западному сценарию.

Но пока с этими бывшими советскими республиками дело идет туго. Грузия, несмотря на провозглашение ее маяком демократии, остается нестабильным, падающим или даже несостоявшимся государством, имеющим к тому же территориальные проблемы. Весьма политически нестабильной, хотя и несравнимо более стабильной, чем Грузия, оказалась и "посторанжевая" Украина. К тому же большинство жителей страны не хотят идти в НАТО. В стране сильны традиционные антинатовские настроения. В ней, да и в Европе в целом, растет понимание, что членство в НАТО может вызвать череду российско-украинских кризисов, иметь драматические, если не трагические последствия для самой Украины.

К тому же в старой Западной Европе наблюдаются все признаки "усталости от расширения" ЕС и НАТО, рост опасений, что одностороннее расширение НАТО усилит позиции альянса и по-прежнему доминирующих в ней США совместно с ориентирующимися на них центрально-восточноевропейцами в усиливающейся конкуренции между ней и Евросоюзом.

Поэтому в Риге ограничились обещаниями привлечь эти страны в будущем к более тесному сотрудничеству, призывали к решению проблем Грузии и заявлением о том, что в 2008 году на следующий саммит - НАТО будут приглашены в члены Албания, Хорватия, Черногория и Македония, если они будут соответствовать неким натовским стандартам и критериям. Но известно, что эти критерии определяются политической целесообразностью.

Но главный результат рижского саммита - попытка НАТО обосновать необходимость стратегического поворота в сторону выхода из зоны ответственности, превращения в глобальный союз безопасности, служащий интересам его членов, но сотрудничающий с ООН, ОБСЕ, Евросоюзом.

Выйдя из острой стадии кризиса легитимности, "кризиса среднего возраста", но не преодолев его, НАТО вновь и вновь стремится доказать свою нужность. К тому же американская администрация, относившаяся еще три-четыре года тому назад к НАТО с плохо скрываемым презрением, считавшая союз ненужным и обременительным довеском к своей казавшейся неограниченной мощи, переменила свои взгляды. Этому в немалой степени поспособствовало уже очевидное политическое поражение в Ираке, которое было бы еще более глубоким, если бы не хотя бы символическое участие в американской операции Великобритании, Италии, нескольких центрально- и восточноевропейских стран, даже ряда стран бывшего Советского Союза, не входящих в НАТО, но стремящихся туда.

Наконец, главное. Американцам, да и всем европейцам стало очевидным то, что было понятно и десять, и пятнадцать лет тому назад. Основные угрозы международной безопасности, безопасности Европы сместились на "расширенный Ближний Восток", в Африку, другие регионы. Именно оттуда, из нестабильных и несостоявшихся государств, исходит угроза распространения ядерного оружия и его попадания в руки террористов, собственно терроризма, воинственного исламского экстремизма, наркотрафика.

Рискну предположить, что если бы союз поставил десять - пятнадцать лет назад во главу угла собственной политики противодействие именно подобным угрозам с помощью внешних союзников и партнеров, в том числе со стороны России, многие из них не были бы так остры, а у НАТО не было бы проблем с поиском новых доказательств своей легитимности. И не было бы безвозвратно потеряно время для противодействия этим вызовам, не было бы создано проблем в отношениях с Москвой.

В Риге был провозглашен курс в сторону перераспределения усилий по противодействию угрозам, исходящим извне зоны ответственности альянса. Окончательно этот поворот должен быть закреплен в новой стратегической концепции НАТО, которая должна быть принята в 2008 г.

Была поддержана первая массированная операция НАТО вне Европы - по стабилизации в Афганистане. Провал этой операции грозит не только новой "талибанизацией" самого Афганистана, но и подрывом всей стратегии НАТО по выходу "за зону ответственности".

Союз провозгласил линию на дальнейшее укрепление и увеличение "сил реагирования" и сил специального назначения, наращивание способности к стратегической мобильности, на расширение помощи дружественным странам, не входящим в союз, прежде всего на Ближнем Востоке.

Общая цель - обеспечение способности вести длительные многонациональные операции вне Европы или Северной Америки.

Американские силы в Западной Европе будут по-прежнему сокращаться и передислоцироваться на Юго-Восток, ближе к потенциальным театрам военных операций.

Вопрос о расширении компетенции НАТО на обеспечение энергетической безопасности, особенно в явно антироссийском варианте, на сессии не обсуждался, а в ее документах едва упоминался.

Но вокруг сессии происходила гораздо более острая дискуссия, имевшая в том числе и прямое отношение к России.

Об этом - в следующей колонке.

// Российская газета

11.12.2006 18.36
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован