14 марта 2007
4489

Саммит во время Кучмы

Мне неоднократно доводилось говорить и писать, что для нашей страны, утратившей роль глобального игрока после распада СССР, важнейшими являются отношения с ближайшими соседями, из которых ключевая роль принадлежит, безусловно, Украине. Это - самое крупное и экономически сильное после России государство на постсоветском пространстве, являющееся нашим важнейшим торговым партнером, от которого к тому же в решающей степени зависит стратегический расклад в Центральной и Восточной Европе. Именно на Украину обращается основное внимание, когда речь заходит об обеспечении (словами Збигнева Бжезинского) "геополитического плюрализма" в СНГ для "сдерживания российской неоимпериалистической экспансии", то есть изоляции нас от бывших союзных республик. Во многих популярных в западных политических кругах концепциях Украина рассматривается в качестве главного противовеса России, стержня "анти-СНГ" в лице ГУУАМа - уже достаточно формализованного объединения желающих дистанцироваться от Москвы государств - Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии.

До последнего времени российско-украинские отношения страдали эмоциональностью, отсутствием логики, носили эпизодический характер и нередко приводили к результатам, противоречащим собственным национальным интересам двух стран. Борис Ельцин то забывал о существовании Украины, то шел на сверхщедрые уступки в обмен на обещания будущей любви и дружбы (когда-нибудь потом, если захочешь). При этом не решались даже элементарные вопросы взаиморасчетов за поставляемые товары.

Украина, никогда ранее, за исключением короткого периода в годы гражданской войны, не существовавшая как отдельное государство, после развала Советского Союза пребывала в основном в поисках своей национальной идентичности, ответа на вопрос: "Что мы есть как новая независимая страна?" Обрести идентичность можно было только позиционировав себя как "не Россию" и сориентировав вектор устремлений на Запад. Это прекрасно сознавала украинская элита, это должен был бы, не обижаясь, понимать и российский политический класс. Центробежные тенденции в наших отношениях были в 90-е годы абсолютно неизбежны и объективны. "Российская угроза" для Украины существовала (или рассматривалась) именно как угроза растворения вновь приобретенной идентичности. Отсюда - инстинктивное оппонирование Москве даже в тех случаях, когда в этом не было никакой необходимости, тем более, что такая оппозиционность приветствовалась Западом и была крайне популярна у части украинского населения - особенно на бывших австро-венгерских землях Западной Украины.

В результате с обеих сторон серьезный просчет интересов часто подменялся бытовыми стереотипами "хохлов" и "москалей", которые переносились даже на политический уровень, приводя к обмену словесными благоглупостями, таможенным войнам и дипломатическим конфликтам на ровном месте. Вместе с тем было ясно, что центробежные тенденции рано или поздно должны иссякнуть по мере укрепления в России и, особенно, на Украине собственного государственного самосознания, позволяющего взглянуть на ситуацию не с точки зрения того, кто чье сало съел, а с позиций национальных интересов и положения в современном мире, которые для двух стран во многом совпадает. И Россию, и Украину в Европу (ЕС, НАТО) не пускают и не пустят. Интеграцию с соседями поощряют выборочно и лишь таким образом, чтобы две страны не сблизились. При этом Украина обнаружила, что ее вполне может ждать весьма неблагодарная роль не "моста", а своего рода "буфера" между Россией и остальной Европой, не позволяющая воспользоваться плодами сотрудничества ни на Востоке, ни на Западе.

Похоже, такое положение стало не устраивать руководителей обеих стран, что привело в последний год к беспрецедентной интенсивности их контактов. Прагматическая ставка Владимира Путина на налаживание двусторонних связей с соседями вместо неудавшейся симметричной интеграции в СНГ вошла в резонанс с не менее прагматическим интересом Леонида Кучмы к усилению кооперационных связей с Россией вместо ожиданий так и не материлизовавшейся помощи извне, получение которой к тому же обставлялось массой политических условий. Естественно, что такой поворот событий вызвал немалое беспокойство у сторонников "сдерживания" России и "буферной" роли Украины.

Против Кучмы началась жесткая политическая кампания. Удивляет не то, что она началась, удивляет, что в ней даже некоторые серьезные комментаторы усмотрели очередную "руку Москвы". Валить партнера, с которым с огромным трудом стали налаживаться хоть какие-то конструктивные отношения - верх идиотизма, а в этом обвинять высшее российское руководство пока оснований не было. Смешно считать "промосковским" развернувшееся движение "Украина без Кучмы", где ударной силой выступают поклонники Степана Бендеры из УНА-УНСО и наиболее прозападные украинские политики, поддерживаемые европейскими структурами, которые призывают Кучму не ограничивать свободу выступлений против него самого.

Конечно, у многих на Украине есть основания, и весьма веские, для недовольства Кучмой. Экономическое положение тяжелое (хотя в прошлом году темпы роста производства были выше, чем в России), коррупция стала легендарной, что вызывает протест обездоленных слоев и их политических представителей из компартии. Хорошо объясним личный антагонизм к Кучме со стороны лидеров партий, проигравших на прошлых выборах, которые действительно были предельно грязными. В руководстве страны разворачивается острейшая межклановая борьба, в которой наиболее сильной из оппонирующих президенту групп выступает связка премьера Виктора Ющенко и отправленной на этой неделе в тюрьму Юлии Тимошенко, еще недавно занимавшей пост вице-премьера. У Кучмы далеко не блестящий послужной список с точки зрения обеспечения демократических свобод, это придает по крайней мере налет достоверности версии о его причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе.

Кучма - не идеальный руководитель. И понятно, что его шаги в сторону России в какой-то степени продиктованы стремлением укрепить свои позиции в очень для него сложной внутриполитической борьбе, используя сохраняющуюся популярность идеи сближения с нашей страной у значительной части украинского населения. Но мне совсем не понятны призывы ряда наших экспертов к Путину солидаризироваться в этот момент с протестующими в Киеве националистами-русофобами и коммунистами, отказаться от запланированного саммита и не подавать Кучме руки. Единственное разумное обоснование подобных аргументов, которое я слышал: Кучму к лету сбросят, и незачем завязываться на обреченную "хромую утку". Но я очень не уверен, что президента Украины удастся так просто свалить. Какую фору дает обладание формальной президентской властью, хорошо продемонстрировали Ельцин и его команда осенью 1993 г. и в 1999 г., когда прорвались через тернии импичмента и нейтрализовали всех политических оппонентов. Кучма вовсе не обречен, он вполне может оставаться президентом еще три года. И нелепо было бы их терять.

Если бы Путин дожидался для решения проблем улучшения двусторонних отношений, налаживая экономической, энергетической, военно-технической кооперации идеального президента Украины и идеального момента, то этот момент мог бы не наступить никогда.

("Труд", 17 февраля 2001 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован