Счётная палата РФ опубликовала результаты своего экспертно-аналитического `Анализа использования средств федерального бюджета, направленных в 2012 г. на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., а также оценка достижения ее целевых показателей`.
По заявлению аудитора Бато-Жаргал Жамбалнимбуева, из девяти целевых показателей госпрограммы был выполнен только один - `располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности`. Его выполнение составило 116,8%. Все остальные показатели, характеризующие динамику развития отрасли, не были достигнуты, несмотря на то, что госпрограмма была профинансирована на 118,4% (фактическое финансирование составило 653 млрд. руб. вместо запланированных 551,3 млрд. руб.). Было достигнуто только 60% показателей, поэтому реализации программы нельзя считать успешной, резюмирует Жамбалнимбуев.
Главное: не достигнут ключевой показатель госпрограммы - `обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства`, который составил 3,4% при утвержденном плане 4%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 79,9%, при плане 162,9%.
Не были достигнуты и показатели по обновлению основных видов сельхозтехники: коэффициент обновления оказался ниже запланированного по тракторам, зерноуборочным комбайнам, а также кормоуборочным комбайнам на 30,1%, 34,9% и 48,5% соответственно. Индекс производства продукции животноводства составил 114,9% при утвержденном плане 127,7%. Индекс растениеводства в свою очередь составил 114,6% при плане 127,7%.`Достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства` вообще добиться не удалось, и этосамый провальный пункт, отмечают аудиторы. Он был выполнен едва на 30% от плановых показателей, причем по этому пункту расходование федеральных средств превысило на 45% плановые объемы.
Хотя еще больше денег ушло на `Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия` - 31 млрд. руб., что в 4,4 раза больше изначально запланированного объема. Большие `нарекания` аудиторов вызвали результаты работы по направлению инфраструктурного развития сельских территорий (по уровню обеспеченности сельского населения питьевой водой, уровню газификации).
На создание и внедрение системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008-2012 гг. было израсходовано 2,8 млрд. руб., однако `были сформированы только отдельные элементы системы информационного обеспечения, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета`.Бато-Жаргал Жамбалнимбуев обратил внимание, что расходы федерального бюджета на развитие животноводства и растениеводства в рамках госпрограммы составили 128,7% к объему ресурсного обеспечения. Тем не менее, из 10 целевых показателей по развитию животноводства ежегодно выполнялось 8 показателей. `Не удалось изменить сложившуюся тенденцию по уменьшению поголовья крупного рогатого скота, которое сократилось в 2012 г. по сравнению с 2008 г. более, чем на 1 млн. голов. Не был выполнен показатель по производству молока. Объем производства в 2012 году составил 31,8 млн. тонн, при плане 37 млн. тонн`, - отметил эксперт.
Из 11 целевых показателей по растениеводству ежегодно выполнялись только 2 показателя: урожайность льна-долгунца (волокна) и удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов. `Показатель госпрограммы `Увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади` носил декларативный характер и не был связан с ее ресурсным обеспечением. В период реализации госпрограммы он был достигнут только в 2008 г.`, - подчеркнул аудитор. По заявлению Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, средства, направленные на повышение устойчивости и эффективности предприятий аграрного сектора (310 млрд. руб. субсидий регионам при плане 207,3 млрд. руб., а также 79,3 млрд. руб. на капитализацию ОАО `Россельхозбанк` при плане 9,7 млрд. руб.) не принесли необходимого эффекта. `Сказались последствия финансового кризиса и засухи 2010 и 2012 годов. А также условия работы с предприятиями агропромышленного комплекса основного банка-оператора отрасли - `Россельхозбанка`, - пояснил аудитор.
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев отметил, что новая госпрограмма развития села до 2020 г. скопировала недостатки старой программы, в частности в ней отсутствует сценарий развития программных мероприятий с учетом рисков недостаточного финансирования. `Очень надеемся на то, что при корректировке Госпрограммы 2013 - 2020 гг. Минсельхоз России учтет все имевшиеся системные недостатки обсуждаемой программы`, - сказал аудитор.
Стоит добавить, что с критикой текущей госпрограммы выступают многие эксперты. Так, глава компании Ростсельмаш Константин Бабкин в своей статье `Государственная демотивация села` отмечает: `У России есть все условия для рывка в сельскохозяйственном производстве. Есть земля, есть технологии, есть рынок и есть люди, которые хотят и умеют работать. Но с этой программой потенциал реализован не будет. Не хватает воли к движению вперёд, не хватает разумной экономической политики`
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Счётная палата направит информационное письмо и отчет заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу. Отчет также будет отправлен в палаты Федерального Собрания и Минсельхоз РФ.
rostovprodukt.ru/