ИНФОРМАЦИЯ НА ПОЛЕ БОЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАКРЫТА
Война в Ираке преподнесла миру много уроков. Один из них в том, что противоборство в воздушно-космической сфере и на земле все чаще превращается в противостояние высоких технологий. Победу одерживает не только смелый и сильный. Но еще - лучше вооруженный, оснащенный, экипированный солдат. Американские пехотинцы в иракской пустыне с их ультрасовременными средствами связи, космической навигации и разведки, системами управления казались местным аборигенам пришельцами с другой планеты. А какова ситуация в наших Войсках связи? Об этом рассказывает начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Николай Ляскало.
Генерал-лейтенант Николай Ляскало.
- Николай Петрович, с момента вашего назначения на должность прошло ровно полгода. За это время вам, полагаю, удалось вникнуть в дела вверенной службы, разобраться в ее проблемах. Что сегодня главное, наиболее важное в вашей работе?
- Напомню, что до этого я был заместителем и первым заместителем начальника Войск связи ВС РФ. Поэтому со всеми проблемами знаком, как вы понимаете, не понаслышке. Что касается приоритетных направлений: С самого возникновения Управление начальника связи ВС РФ выполняет свою главную задачу - организация и обеспечение связи в интересах Генерального штаба, всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
Кроме того, мы проводим последовательную работу по оснащению войск современными средствами связи и автоматизированного управления, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по созданию перспективных комплексов и АСУ. Особое внимание уделяется системному подходу при решении задач, обеспечению единого замысла. Это находит отражение в соответствующих целевых программах, комплексном и комплектном оснащении войск, автоматизации процессов управления.
- В вашей компетенции еще и проведение военно-технической политики, которая сегодня требует пересмотра в связи с реформированием Вооруженных Сил России. Тут есть изменения?
- Безусловно, строительство Вооруженных Сил, их поэтапное сокращение потребовали адаптации и системы военной связи к новым условиям, ее структурной перестройки. Мы пришли к выводу, что основные усилия военно-технической политики следует сосредоточить на максимальном использовании достижений науки и техники, передовых технологий. Что, впрочем, диктуют и жесткие условия финансирования исследований. Именно этот путь, как мне представляется, позволит придать новые боевые качества нашим комплексам при одновременном снижении материальных затрат и оптимизации людских ресурсов. Кстати, такую задачу (по модернизации техники и вооружения) поставил перед нами и министр обороны Сергей Иванов.
Если же говорить более конкретно, то одна из приоритетных задач в этом направлении - расширение, например, возможностей существующих командно-штабных машин. Учитывая их большое количество в войсках, Управление начальника связи ВС РФ совместно с ГАБТУ МО РФ проводит плановую модернизацию КШМ Р-145Б с целью замены в них устаревшей техники связи на новую, а также модернизацию транспортной базы.
Наряду с этим, безусловно, осуществляется разработка также новых средств и комплексов связи. Все это в целом позволит не только сохранить наши базовые военные технологии, но и работать на перспективу.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЛЯСКАЛО Николай Петрович
Родился 19 ноября 1946 г. в с. Беховка Карловского района Полтавской области. Окончил Кемеровское военное училище связи (1967 г.), командный факультет Военной академии связи (1975 г.), Военную академию Генерального штаба (1988 г.). Службу начал командиром радиовзвода в Белорусском военном округе. Был командиром радиороты, батальона управления, полка и бригады связи. В том числе командиром полка связи 40-й армии в ДРА (1983-1985 гг.), начальником войск связи армии в ДВО, начальником связи СКВО. С 1998 г. - заместитель, а с 2001 г. - первый заместитель начальника связи ВС РФ. 14 апреля 2003 г. указом президента РФ назначен начальником связи Вооруженных Сил РФ. Кандидат технических наук. Награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах III степени", "За военные заслуги". Женат, имеет двоих детей.
- В свое время вы были начальником войск связи СКВО, принимали участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Как там себя показали войска связи и наша техника?
- Мне действительно пришлось быть непосредственным участником первой кампании - контртеррористической операции на Кавказе. Должен вам сказать, что это были трудные дни, тяжелая работа. Нам, связистам, как, впрочем, и всем воинам, пришлось несладко. Задачи, которые ставились, мы решали часто впервые. Далеко не все тогда оказались полностью готовы к такому повороту событий. Поэтому какое-то время ушло на подготовку экипажей, узлов связи, получение и уяснение задачи. Тем не менее, связисты показали себя во всех эпизодах боевых действий с очень хорошей стороны.
- Какие уроки, выводы вы сделали для себя из недавних событий в Ираке, последствия которых мир ощущает на себе до сих пор? В наших войсках связи есть такая техника, как в армии США?
- Мы, конечно, делаем выводы, изучаем опыт локальных войн и конфликтов. Один из главных выводов вот в чем. Наша наука и промышленность сегодня позволяют производить современные средства связи, навигации, разведки, целеопределения и целеуказания, ничуть не уступающие зарубежным. Более того, они уже есть в ряде частей. Другой вопрос, что их еще недостаточно. И мы еще не достигли того уровня развития и использования этих средств, который демонстрировали в Ираке американцы. Надо отдать должное, у них хорошо развиты информационная, разведывательная, навигационная, управляющая системы. Благодаря чему им в Ираке реально удалось создать единое информационное пространство на поле боя. Подчеркну еще раз: подобные элементы, соответствующая техника есть и у нас. Такие средства связи и автоматизации стоят на вооружении некоторых наших соединений. Но в этом направлении всем нам надо еще много работать.
- Наверное, можно сделать и такой вывод: есть приоритетные образцы вооружения и военной техники, от которых напрямую зависит национальная безопасность государства. Не могли бы вы, продолжая разговор о результатах работы вашего Управления, назвать хотя бы несколько образцов таких вот современных образцов ВВТ?
- В качестве основных результатов работы Управления особо отмечу разработку и принятие на снабжение перспективных средств радио-, проводной, тропосферной, радиорелейной, космической связи и средств криптографической защиты информации. По своим основным показателям эта техника ни в чем не уступает передовым зарубежным аналогам ведущих стран мира. Наглядным подтверждением является тот факт, что разработанные по заказу нашего Управления комплексы закупают не только другие федеральные органы исполнительной власти, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Впрочем, это не удивительно.
В программных продуктах и средствах связи мы используем весь мировой опыт. А в перспективных разработках реализуем применение систем и средств связи с открытой архитектурой построения, базирующихся на отработанных технологиях и стандартах. Это позволяет с минимальными затратами интегрировать различные технические решения. Можно назвать, например, целый ряд разработанных у нас станций космической связи под общим названием "Легенда". От тяжелых, размещенных на автомобильном шасси, до носимого варианта. Они соответствуют международным образцам и уже прекрасно зарекомендовали себя в войсках, особенно в "горячих точках": Чечне, Боснии и Герцеговине...
Продолжаем совершенствовать и уже хорошо известный связистам комплекс "Акведук". Создано около 20 его модификаций, хотя это совершенно новый комплекс. Но теперь им могут быть оснащены и солдат, и командно-штабная машина. Представьте, что это миниатюрное изделие может размещаться даже на каске мотострелка или в его снаряжении.
Без связи нет управления, без управления нет победы.
Фотоархив "ВПК"
- В последнее время увеличились объемы ассигнований на НИОКР и серийные поставки некоторых видов техники. Как это сказалось на выполнении поставленных задач?
- Вы правы, сегодня стабильно и регулярно производится финансирование НИОКР. Что, в свою очередь, активизировало работы по улучшению связи ВС РФ, разработке новых комплексов. Результат тут не может быть сиюминутным. Но в перспективе это обернется для армии и флота реальной выгодой. Обеспечит, например, автоматизацию рабочих мест командира и должностных лиц штаба, управление войсками в реальном масштабе времени, позволит использовать электронные карты местности: А главное, быть может, мы наконец доведем коэффициент закрытия каналов связи до 100% за счет использования шифровальной техники. Причем, не только в звене батальон - полк, но и (с использованием средств криптографической защиты информации) в звене солдат - батальон.
Главным препятствием в формировании единого информационного пространства в зоне боевых действий до последнего времени было как раз отсутствие мобильной системы обмена данными, как в оперативном, так и, особенно, тактическом звеньях управления. Но теперь подобные системы уже развернуты или продолжают разворачиваться на территории Северо-Кавказского региона. Скажем, та же система подвижной радиосвязи "Гранит" теперь позволяет командирам и штабам обмениваться информацией с абонентами, находящимися как в зоне боевых действий, так и на значительном удалении от нее. Я уж не говорю об увеличении пропускной способности линий.
А взять новую аппаратуру гарантированного шифрования, которая обладает не только высокими криптографическими свойствами, но и, что важно, отличается низкой ценой и небольшими массо-габаритными характеристиками. Недавно, например, в центре безопасности связи ФСБ сертифицирован комплекс Р-168, который обеспечит обмен конфиденциальной информацией от солдата до командира дивизии.
- Перспективы у наших связистов не такие уж плохие, как порой их рисуют. Но, согласитесь, читатель нас вряд ли поймет, если мы не скажем о проблемах, которые, наверняка, есть.
- Конечно, существуют объективные факторы, которые пока препятствуют планомерному оснащению перспективной техникой связи частей и подразделений Вооруженных Сил РФ. Но я бы сказал - это наши общие проблемы. К ним следует отнести все же относительно низкое финансирование, недостаток высококвалифицированных специалистов в наукоемких направлениях информационных технологий, некоторое отставание элементной базы от зарубежной. Кое-где требуют восстановления и производственные контакты. Ведь за прошлые годы некоторые коллективы разработчиков перспективных средств связи утратили способность выполнять работы в интересах Минобороны и их заказы пришлось передавать другим предприятиям.
Стареет все же и парк связи. Чтобы этого не происходило, войска должны не спонтанно, а последовательно перевооружаться на технику нового поколения. Мы, конечно, продлеваем ее ресурс, для чего усиливаем наши ремонтные органы и перенацеливаем соответствующие средства. Но главный курс все же держим на обновление ВВТ. И результаты есть: техника нового поколения в войсках уже составляет 10-12%.
Весь мир сегодня переходит на "цифру". Идет этот процесс и в России. В стране уже достаточно много операторов цифровой связи. Но, увы, именно в Вооруженных Силах еще остаются аналоговые системы. Хотя связь армии и флота, всех силовых структур должна быть взаимоувязана с системой связи России. И мы этим серьезно озабочены, поскольку люди в погонах просто не имеют права на отставание. В настоящее время завершена разработка концепции цифровизации связи Вооруженных Сил, реализация которой позволит уже в ближайшие годы восполнить этот пробел.
Олег ФАЛИЧЕВ
www.vpk-news.ru