Интерес к подростковой прессе в селах значительно выше, чем в крупных городах. Так считают авторы социологического исследования "Информационное пространство подростка в постсоветский период", презентация которого состоялась 20 марта в пресс-центре "Московского комсомольца". Свою работу представили член Общественной палаты РФ, президент Национальной ассоциации журналистов "Медиакратия", Лиги юных журналистов Александр Школьник, профессор Государственного университета - Высшей школы экономии Александр Шариков, президент Творческого объединения "ЮНПРЕСС" Сергей Цымбаленко. Социологический анализ проведен научным коллективом, созданным Творческим объединением "ЮНПРЕСС" при участии Детского Фонда ООН - ЮНИСЕФ. Данные, полученные в результате исследования, будут использоваться в работе над законопроектом "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" в качестве базы аргументов при обращении к теме "общество - информация". По мнению исследователей, государственные и социальные решения в отношении детей и подростков сегодня не опираются на реальное положение дел. В первую очередь, это относится к медиа-сфере. Взрослые не от того и не так намерены ограждать детей и чаще всего избирают для достижения "правильных" целей "неправильные" методы. Поэтому одна из основных сегодняшних проблем - содержание и полнота каналов информации, связывающих подрастающее поколение и общество. В то же время СМИ утратили свою значимость как источник информации, средство позитивной социализации детей и подростков, но продолжают занимать ведущее место в структуре использования свободного времени. Так, результаты исследований показали, что телевидение больше не рассматривается подростками в качестве источника информации, выступает исключительно формой проведения досуга, и то только для 47%. Телевидение осталось "без детей" - программы, адресованные детям и юношеству, занимают в эфире менее 0,3%, вместо обязательных - 10%. Радикально изменились за последние 15 лет телевизионные предпочтения детей и подростков: ранее - кинофильмы, мультики, затем телеигры, сейчас дети - основные потребители рекламной продукции. Это результат того, что "телевидение продолжительное время пренебрежительно относилось к подросткам", считает Сергей Цымбаленко. Александр Шариков в связи с данным явлением высказался за более жесткие лицензионные обязательства к телеканалам, а также создание единого государственного телеканала для детей. Результаты соцопросов не оставляют сомнений в том, что культура "традиционной книги" уходит. Книги у современных подростков занимают гораздо меньше времени, чем еще десятилетие назад. Основной источник чтива сегодня - Интернет. Одновременно, только 52% опрошенных пользуются Сетью. И среди пользователей 82% - горожане. Замечание из зала о неравномерности распределения пользовательской аудитории Интернета между столицей и регионами, между городом и селом Сергей Цымбаленко прокомментировал так: "Российские подростки более активные и способные пользователи информационных технологий, чем взрослые. Двенадцатилетние дети из маленького алтайского села просветили меня о новых способах подсоединения к Интернету - с помощью мобильного телефона и пластиковых карт. Недавно мы проводили тренинг совместно с интернет-компанией. Понадобилось каких-то два часа, чтобы научить подростков не просто пользоваться Интернетом, но и создать свою электронную газету или видеожурнал!" "Если бы общество пользовалось такой высокой восприимчивостью современных подростков к новым технологиям, информационная революция не заставила бы себя ждать", - сказал лидер "ЮНПРЕССа". Представитель Ассоциации аграрных журналистов поинтересовалась, как авторы исследования оценивают перспективу развития юношеской прессы и какое место в ней отводится освещению жизни подростков из сел? Александр Школьник, отвечая, разграничил понятия "пресса для детей" и "пресса самих детей". По его мнению, издание только тогда становится для ребенка по-настоящему "своим", когда он принимает личное участие в его создании. "На протяжении многих лет мы помогаем сельским ребятам создавать собственные СМИ, проводим ежегодные форумы, фестивали юных журналистов, детской прессы. И такого движения, как у нас, нет ни в одной стране!" - сказал Александр Яковлевич. В подтверждение сказанного он привел в пример Свердловскую область, где суммарный тираж всех детских самиздатов - два миллиона экземпляров. Очевидно, что благодаря своим небольшим газетам - районным, школьным, дворовым - подростки обмениваются важной и по-настоящему интересной для них информацией. В Лиге юных журналистов много ребят, которые издают газеты на селе. В Челябинской области, по словам Школьника, выходит порядка 50 районных подростковых газет. Глава Лиги выразил органам образования и исполнительной власти на местах пожелание уделять внимание таким СМИ. К сожалению, пока это происходит слабо. Цымбаленко продолжил тему: "С помощью этих маленьких газеточек юные журналисты сел напоминают нам о своем существовании, о своих интересах и проблемах". Интеграционным инструментом, по мнению Сергея Борисовича, может стать, конечно же, Интернет. "Если позволит финансирование, мы планируем на своем сайте создать страничку, объединяющую все эти издания. И предоставить таким образом подросткам возможность в любой момент доподлинно узнать о жизни своих сверстников из самых дальних уголков страны", - сказал Цымбаленко. Он также подчеркнул, что труд юных журналистов в селах и маленьких городах уникален. "И, что поразительно, сельские подростки показывают наибольшую активность. Возможно, потому что они практически лишены информации, и сами идут ей навстречу". Подводя итоги встречи, маститые журналисты, исследователи информационного пространства подрастающего поколения акцентировали внимание на том, что и государство, и медиа-среда должны осознать важность обращения к проблеме, от качества и эффективности решения которой зависит судьба будущего поколения, общества, самого государства.
21.03.2007
www.agro-smi.ru