Главное условие для этого - компании не должны брать на себя обязательств, которые рынок в целом заведомо не сможет выполнить (даже несмотря на то, что отдельные страховщики и в состоянии следовать этим принципам).
Полагаю, что к этой категории требований относится, в частности, отказ от схем с использованием страхования, позволяющих клиентам страховщиков минимизировать налогообложение. Наличие таких схем - не вопрос профессиональной этики страховщика, а проблема экономики страны. Спрос на подобные услуги определяют не страховщики, а их клиенты. А в соответствии с законами экономики, пока будет спрос, будет и предложение. Следует учесть, что страховой бизнес не может быть более этичным, чем бизнес России в целом.
Наверное, всему рынку сейчас трудно будет исполнить и требование не переманивать друг у друга агентов - вместе с их портфелями договоров.
Впрочем, рынок развивается в нужном направлении. Пройдет время - и эти пережитки отомрут. Уже сейчас можно и нужно настаивать на соблюдении компаниями принципа взаимного уважения и на отказе от демпинговых цен - это то, что можно реально осуществить. Переход от непонятной конкуренции к сотрудничеству может дать гораздо больший экономический эффект, если вместо предложения некачественного покрытия рисков по низкой цене компании перейдут к сострахованию, к взаимному копированию рисков.
Кроме того, важно, чтобы за соблюдением страховщиками этических норм кто-то наблюдал. Для этого можно было бы организовать наблюдательный совет, в который могли бы войти как представители Совета старейшин ВСС, так и журналисты, специализирующиеся на страховой тематике.
Акерман Семен Григорьевич
председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по общему законодательству о страховании
8 апреля 2004 г.
http://www.insur-info.ru/comments/235/